Слайд 2
Первая матрешка – круглолицая и полненькая веселая девушка
в косынке и русском народном платье – появилась на
свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце XIX века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо – и вдохновившись обаятельной игрушкой в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую русскую матрешку.
Слайд 3
Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой
Мамонтовым, вышла расписная гуашью румяная девица-красавица с петухом в
руках, ставшая первой матрешкой, изготовленной в России. Эскиз для этой росписи создал художник Сергей Малютин самолично матрешку и расписавший. Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец.
Слайд 4
Но откуда взялось это имя – матрешка? Одни
историки утверждают, что имя это произошло от любимого и
распространенного на Руси имени Маша, Маня; другие – что это название ведет происхождение от женского имени Матрена (с лат. – мать), а третьи считают, что название связано с именем индуистской богини-матери Матри…
Слайд 5
В конце XIX века в России наблюдается огромный
подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам
и промыслам. Матрешка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога – и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.
Слайд 6
В 1900 году матрёшка была представлена на Всемирной
выставке в Париже, а с 1904 года земская мастерская
стала выполнять заказы на ее изготовление не только для России, но и для других стран. После того, как игрушка стала появляться на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрёшку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году. Через московский Кустарный музей земские мастерские торговали со многими странами мира, включая даже Новую Зеландию.
Слайд 7
СЕРГИЕВ ПОСАД - РОДИНА МАТРЁШКИ
Одновременно с искусством
резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство
лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов.
Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном.
Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек и Матрёшек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.
Слайд 8
Постепенно ассортимент матрёшек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме
матрёшек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками,
узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с чётками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники. Была выпущена большая серия бояр. В 1909 году к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя были сделаны матрёшки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии "Ревизор". В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрёшки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов.
Слайд 9
«Загорский» стиль росписи матрёшек
Окончательно «загорский» стиль росписи
матрёшки сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто
живописной «земской» манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.
При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Роспись матрёшки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
В росписи матрёшки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
Слайд 10
Семёновская и мериновская матрёшки
Первыми разъемную куклу стали
точить мастера Майоровы и Вагины. Аверьян Вагин начал с
подражания загорским мастерам. Только из-под рук его выходили матрёшки-смешинки: мужички плешивые с бородами да усами или мужички дородные в шляпах.
А вот у Арсения Майорова была матрёшка другая. Старшая дочь его, Люба, навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала анилиновыми красками. Славная получилась кукла, нарядная: в центре передника ярко-алый цветок – ромашка, на голове кокошник. Понравился рисунок младшей дочери Зинаиде, и она своё в куклу внесла. Так и стали сестры друг перед другом красоваться – кто лучше распишет.
Увидел как-то творчество сестер заезжий художник и похвалил – хороши куклы! И дельный совет дал – пишите сельских красавиц. С тех пор семёновская матрёшка обрела свой образ и с загорской куклой больше не соревновалась. Загорская матрёшка – городская, более строга в одежде. Семёновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась.
И пошла она такой в свет. И была с радостью принята.
Слайд 11
Полховские матрёшки
Почти одновременно с мериновской в Поволжье
появилась еще одна матрёшка – в большом селе Полховский
Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.
Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.
Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и чёрного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
«Цветы с наводкой» – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрёшки, более близкая и «пестрение» – украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.
Слайд 12
Вятские матрёшки
Наиболее сложной технологией изготовления отличается другой
тип матрёшки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в
ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический приём, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться ещё в конце прошлого века как новый способ художественного оформления матрёшки. Мода на матрёшки не только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела матрёшки за пределы национальных границ. В 1960 годы появились башкирские и марийские матрёшки, расписанные в национальных традициях.
Слайд 13
До 15 операций проходит заготовка в руках токаря,
прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить на токарном
станке матрёшку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов – ножом и стамесками разной длины и конфигурации.
Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся матрёшку, потом уже все остальные матрёшки.
Готовые матрёшки грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.