Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Мир византийской культуры

Содержание

Византийской империиЭта цивилизация просуществовала свыше тысячи летНачалом Византийской империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западнуюСтолицей восточной части империи сделался Константинополь (ныне Стамбул)– такое имя
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Византийской империиЭта цивилизация просуществовала свыше тысячи летНачалом Византийской империи принято считать 395 Факторы формирования византийской культуры Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые – Основа византийской культуры - феодализмИмператор Константин претворял в жизнь идею придания христианству Основа византийской культуры - феодализмИмператора не обожествляли, он считался смертным человеком, но Основа византийской культуры - феодализмИмператор – «Басилевс ромеев» - объявил себя также Схизма Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х первых Две тенденции в развитии Византийской культурыВизантийская культураАнтичная Христианская Византийская империя породила особую Духовные доминанты культуры ВизантииБиблия Икона Храм Теология Христианство – вера в Иисуса Периоды истории византийского искусства раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I- III Три периода «расцвета» византийской культурыэпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской «Око Вселенной»В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным перекрестком Парадоксы византийского искусстваГосударственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование разных Парадоксы византийского искусстваИдея ромейского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с требованиями Архитектура ВизантииВизантийские храмы отличались величественной архитектурой и великолепием отделки внутри Архитектура Византии  Храм св. Софии Храм св. СофииНепревзойденным шедевром византийского творчества стал  храм св. Софии Этот Храм св. СофииСо всей страны в Константинополь были привезены мастераСюда доставили лучшие Храм св. СофииНад центральной частью здания возведен купол Купол опирается на мощные Храм св. СофииПространство собора буквально пронизано светомЭтот эффект усиливается отражением лучей от Архитектура ВизантииВнутреннее убранство и мозаика центрального нефа церкви Сант Аполлинаре Нуово РавеннаИталия VI  в Архитектура ВизантииЦентральный нефцеркви Сант Аполлинаре Нуово РавеннаИталияVI  в Пол в храме выложен плиткой Церковь св. Виталия в РавеннеНе без основания этот храм считают шедевром византийской Архитектура Византии  Церковь св. Виталия в РавеннеВосприятие храма как символа всего Церковь св. Виталия в РавеннеПологий купол покоится на восьми мощных устояхЭти устои Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикойВыкладывали ее из кусочков Византийский архитектурный типС IX  в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь византийцаИменно Византийский архитектурный типУвеличить внутренний объем здания архитекторы сумели, развивая каркасную конструкциюОпоры для Византийский архитектурный типПостепенно конструкция церкви, во внутреннем пространстве которой «слияется дольнее и Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры Византийские мозаикиЦвет воспринимался византийцами как материализованный свет, но в духовном, иррациональном смыслеЯрче Византийские мозаикиAn Archangel Detail St Sophia, IstanbulВизантийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, Византийские мозаикиБогоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждахБелый цвет - Мозаики Святой Софии Константинополь  11 векПриношение даров Константином и ЮстинианомМозаика в Мозаики Святой Софии  Константинополь 11 векПриношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей Византийские мозаикиJustinian with Bishop Maximian Mosaic S. Vitale, Ravenna Justinian, detail of Византийские мозаикиTheodora with courtiers Detail S. Vitale, Ravenna Theodora with courtiers DetailS. Vitale, Ravenna Византийские мозаикиS. Vitale, RavennaApse mosaic Detail S. Vitale, Ravenna Apse mosaic Detail Мозаики храма Аполлинария Нуово в РавеннеИзображения на византийских мозаиках и иконах отличаются ИконыС VI  в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы ИконыДля христианина иконы служат окном в небесный мир, помогают возводить ум «через ИконыИкона понималась не только как образ, который может возвести к духовным сущностям, Иконы ИконыВ иконе Особенности Византийской культурыГорода как центры ремесла, торговли, искусстваКульт императора как сакральной фигурыЦерковь Мировое значение византийской культурыВизантия внесла огромный вклад в развитие мировой культурыЕе основные Мировое значение византийской культурыВизантия нашла такой образ мира, который удовлетворил потребности многих Мировое значение византийской культурыВлияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие
Слайды презентации

Слайд 2 Византийской империи
Эта цивилизация просуществовала свыше тысячи лет
Началом Византийской

Византийской империиЭта цивилизация просуществовала свыше тысячи летНачалом Византийской империи принято считать

империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I

разделил Римское государство на две части – восточную и западную
Столицей восточной части империи сделался Константинополь (ныне Стамбул)– такое имя получил в 330 г. старый город Византий
БизантБизант – имя древнегреческогоБизант – имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал ему свое имя
Всю восточную часть стали называть Византией, или Византийской империей
Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе турецкого нашествия – конец могущественной державы
Но культура Византии продолжала свою жизнь в многочисленных отзвуках и влияниях, сказывавшихся на других культурах мира
По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы
Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, а Константинополь – Новым Римом
Византия просуществует целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками

Слайд 3 Факторы формирования византийской культуры
Благоприятными факторами формирования своеобразной

Факторы формирования византийской культуры Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые

византийской культуры ученые – называют следующие:
в Византии была

языковая общность (основным языком был греческий)
Византии была характерна религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия)
при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое ядро, состоящее из греков
Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры

Слайд 4 Основа византийской культуры - феодализм
Император Константин
претворял в

Основа византийской культуры - феодализмИмператор Константин претворял в жизнь идею придания

жизнь идею придания христианству статуса государственной религии
объявил свободу

разным религиозным учениям
старался придать Византии значение мирового центра
имел неограниченную власть



Слайд 5 Основа византийской культуры - феодализм
Императора не обожествляли, он

Основа византийской культуры - феодализмИмператора не обожествляли, он считался смертным человеком,

считался смертным человеком, но по отношению к обществу –

был подобием Отца Небесного
Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически
Обряд вступления на престол с X века - венчание на царство как Божьего избранника
Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем)
Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению

Слайд 6 Основа византийской культуры - феодализм
Император – «Басилевс ромеев»

Основа византийской культуры - феодализмИмператор – «Басилевс ромеев» - объявил себя

- объявил себя также и верховным жрецом (в средневековье

Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской)
Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. – «держитель», повелитель вселенной)
С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира

Император Константин I
Мозаика мавзолея Константины
(церкви С. Констанца) в Риме
4 век


Слайд 7 Схизма
Вторая социальная сила Византии – церковь –

Схизма Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х

в течение 2-х первых веков н.э. развивалась в рамках

христологических споров
Между Папой Римским и патриархом Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное первенство
Противоречия между Западной
(католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к XI веку произошел раскол (схизма)


Слайд 8 Две тенденции в развитии Византийской культуры







Византийская
культура
Античная
Христианская

Две тенденции в развитии Византийской культурыВизантийская культураАнтичная Христианская Византийская империя породила


Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом


Слайд 9 Духовные доминанты культуры Византии







Библия
Икона
Храм
Теология
Христианство

Духовные доминанты культуры ВизантииБиблия Икона Храм Теология Христианство – вера в

– вера в Иисуса Христа, Спасителя и Единого Бога



Слайд 10 Периоды истории византийского искусства
раннехристианский период (так называемой

Периоды истории византийского искусства раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-

предвизантийской культуры, I- III вв.н.э.)
ранневизантийский период, «золотой век»

императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софииранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI- VII вв.)
иконоборческий период (VII-начало IX века); получил название темное время – во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы
период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято считать классическим периодом византийского искусства, т.к. XI стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации
период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081-1185)
период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261- 1453)


Слайд 11 Три периода «расцвета» византийской культуры

эпоху Юстиниана принято называть

Три периода «расцвета» византийской культурыэпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком»

«первым золотым веком» византийской культуры - 557 – 565

гг.
период власти македонской династии и время царствования Комнинов считают «вторым золотым веком» византийской культуры- 867- 1204 гг.
третий, последний расцвет Византия переживает в эпоху Палеологов – 1261 – 1453 гг.

Слайд 12 «Око Вселенной»
В первых веках нашей эры Византий -

«Око Вселенной»В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным

Константинополь слыл главным перекрестком мира, этот город прозвали «Оком

Вселенной»
В XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным Багдадом
В качестве основной силы, связующей разнородные начала, обычно называют новую идеологию, быстро распространявшуюся в связи с принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г.
Но еще долго после этого события не было собственно «византийского искусства», единого художественного стиля, а существовали разные течения официального и народного, светского и церковного искусства
Только после V в. названием «искусство Византии» можно определить новое искусство, которое соединило черты Античности, тенденции Востока в своеобразном христианском искусстве, но даже и тогда это искусство не стало однородным

Слайд 13 Парадоксы византийского искусства
Государственная и церковная регламентация со временем

Парадоксы византийского искусстваГосударственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование

сделала невозможным сосуществование разных художественных стилей, течений и индивидуальных

манер мастеров, как было в те же годы в Западной Европе
Это одна из главных особенностей «византийского искусства», хотя вопрос о каноничности придворного искусства в самом Константинополе остается нерешенным
Нормативность мышления, общая для средневекового искусства, и особенный догматизм византийского православия «разбавлялись» многонациональным укладом константинопольской художественной школы
На формирование византийского стиля, искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии
В Константинополе свободно селились, говорили на своем языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы


Слайд 14 Парадоксы византийского искусства
Идея ромейского величия в Византийской империи

Парадоксы византийского искусстваИдея ромейского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с

парадоксально соединялась с требованиями христианского смирения
Это сказалось на отношении

к личности художника
На произведениях византийского искусства во множестве встречаются надписи, рассказывающие о заказчиках и об их благонравных намерениях, но никогда ничего не говорится о художниках

Слайд 15 Архитектура Византии







Византийские храмы отличались величественной архитектурой
и великолепием

Архитектура ВизантииВизантийские храмы отличались величественной архитектурой и великолепием отделки внутри


отделки внутри


Слайд 16 Архитектура Византии Храм св. Софии





Архитектура Византии Храм св. Софии

Слайд 17 Храм св. Софии
Непревзойденным шедевром византийского творчества стал

Храм св. СофииНепревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии Этот

храм св. Софии
Этот храм со времени Юстиниана стал

гордостью Константинополя
Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников
Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря

Слайд 18 Храм св. Софии
Со всей страны в Константинополь были

Храм св. СофииСо всей страны в Константинополь были привезены мастераСюда доставили

привезены мастера
Сюда доставили лучшие породы мрамора и гранита
Для украшения

храма выламывали целые фрагменты из языческих храмов
Например, из Рима привезли восемь порфировых колонн из святилища бога Солнца
В результате грандиозной работы, длившейся пять лет, архитекторы и строители не только решили сложнейшие конструктивные проблемы, но и создали принципиально новый образ христианского храма, ставший эталоном для многих поколений зодчих

Слайд 19 Храм св. Софии
Над центральной частью здания возведен купол

Храм св. СофииНад центральной частью здания возведен купол Купол опирается на


Купол опирается на мощные циркульные арки и на паруса

(парус — часть купольного свода в виде вогнутого треугольника).
С них тяжесть передается на мощные устои, расположенные по четырем сторонам центрального зала
С восточной и западной сторон она дополнительно перераспределялась с помощью конх на устои, расположенные между апсидами (конха — свод в виде полукупола)
С внешней стороны здание было укреплено по четырем сторонам мощными вертикальными выступами — контрфорсами.
Такая конструкция дала возможность зодчим сделать в стенах храма ажурные аркады, галереи и поместить множество окон
В основании купола находятся сорок окон
Когда яркие лучи света светят в эти окна, снизу тонкие переборки между ними почти не видны
Купол словно парит над храмом, не касаясь стен

Слайд 20 Храм св. Софии
Пространство собора буквально пронизано светом
Этот эффект

Храм св. СофииПространство собора буквально пронизано светомЭтот эффект усиливается отражением лучей

усиливается отражением лучей от мозаичных картин
Мозаики отражали свет, мерцали,

вспыхивали под прямыми лучами солнца
Обилие света в храме не было случайным
Оно связано с желанием дать прихожанам ощутить присутствие Господа
Ведь свет с евангельских времен — это определение Христа

Слайд 21 Архитектура Византии





Внутреннее убранство
и мозаика центрального нефа
церкви

Архитектура ВизантииВнутреннее убранство и мозаика центрального нефа церкви Сант Аполлинаре Нуово РавеннаИталия VI  в

Сант Аполлинаре Нуово Равенна
Италия
VI  в


Слайд 22 Архитектура Византии




Центральный неф
церкви Сант Аполлинаре Нуово Равенна
Италия
VI  в

Пол

Архитектура ВизантииЦентральный нефцеркви Сант Аполлинаре Нуово РавеннаИталияVI  в Пол в храме выложен плиткой

в храме
выложен плиткой


Слайд 23 Церковь св. Виталия в Равенне
Не без основания этот

Церковь св. Виталия в РавеннеНе без основания этот храм считают шедевром

храм считают шедевром византийской архитектуры
Она поражает изысканностью и

элегантностью архитектурных форм
Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты
Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью

Слайд 24 Архитектура Византии Церковь св. Виталия в Равенне





Восприятие храма

Архитектура Византии Церковь св. Виталия в РавеннеВосприятие храма как символа всего

как символа всего Божьего мира
Одним из таких храмов была

равеннская церковь Сан-Витале

Слайд 25 Церковь св. Виталия в Равенне
Пологий купол покоится на

Церковь св. Виталия в РавеннеПологий купол покоится на восьми мощных устояхЭти

восьми мощных устоях
Эти устои соединены арочными перекрытиями со стенами
Узкой

стороной они обращены в центр зала, от чего у зрителя создается впечатление легкости купольной конструкции
Между устоями поставлены колонны с позолоченными капителями, украшенными тонкой и разнообразной резьбой
Широкие проемы окон позволяют проникать свету внутрь здания

Слайд 26 Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной

Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикойВыкладывали ее из

мозаикой
Выкладывали ее из кусочков смальты — цветных стеклянных сплавов
Смальта,

отражая лучи, создает магический эффект рождения света внутри храма

Императрица Феодора и её свита
Мозаика из церкви Сан-Витале
в Равенне, 1-я пол. VI в.
Одежда из многоузорчатого шелка
с пестро вышитой или вытканной отделкой


Слайд 27 Византийский архитектурный тип
С IX  в. регламенты и каноны

Византийский архитектурный типС IX  в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь

пронизывают всю жизнь византийца
Именно в это время стал вырабатываться

новый архитектурный тип здания, сохранившийся в восточнохристианском мире до сегодняшнего дня
В основу его структуры лег план в виде креста, центральная часть которого перекрывалась куполом на барабане
Такая структура здания получила название крестово-купольной системы
Общими отличительными чертами этих храмов стало уменьшение площади зданий, заметный рост вверх и создание единого внутреннего пространства
Соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Богу
В это время появляются и новые декоративные детали
Фасады церквей облицовываются разноцветным камнем или декорируются чередованием слоев белого камня с кирпичными узорами
В результате внешний вид сооружения теряет замкнутость, становится праздничным

Слайд 28 Византийский архитектурный тип
Увеличить внутренний объем здания архитекторы сумели,

Византийский архитектурный типУвеличить внутренний объем здания архитекторы сумели, развивая каркасную конструкциюОпоры

развивая каркасную конструкцию
Опоры для купольного перекрытия становятся настолько мощными,

что между ними архитекторы уже не ставят ни стен, ни колонн
Поэтому человек, находящийся внутри храма, может видеть всё его пространство
Существенным новшеством в византийских храмах стала принципиально иная, чем в античности, организация восприятия архитектурных масс в интерьере
На смену принципу тектоничности (ясности и четкости членения несомых и несущих частей) приходит система, скрадывающая реальную роль конструкций и деталей
Находясь внутри церковного здания, вы можете не ощущать тяжести купола
Он представляется нам вздымающимся вверх
В то же время циркульные арки создают ощущение стекания архитектурных масс сверху вниз
Это разнонаправленное движение отвечало чрезвычайно важным для восточнохристианской догматики идеям: о постоянном нисхождении божественного в тварный мир и о возможности для человека прийти, подняться к Богу

Слайд 29 Византийский архитектурный тип
Постепенно конструкция церкви, во внутреннем пространстве

Византийский архитектурный типПостепенно конструкция церкви, во внутреннем пространстве которой «слияется дольнее

которой «слияется дольнее и горнее» (Иоанн Геометр, Х  в.),

становится самой распространенной в византийской архитектуре
Создание ощущения разнонаправленного движения архитектурных масс в интерьере храма становится важнейшей особенностью православных церквей
Она отличала их от западнохристианских соборов, в которых движение архитектурных масс, как правило, было однонаправленным (вперед, к алтарю — в романском храме; вперед и вверх — в готическом)
Повышенность объемов, множество украшений и четкость форм придают храму большую торжественность

Слайд 30 Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры



Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры

Слайд 31 Византийские мозаики




Цвет воспринимался византийцами как материализованный свет, но

Византийские мозаикиЦвет воспринимался византийцами как материализованный свет, но в духовном, иррациональном

в духовном, иррациональном смысле
Ярче всего должна сиять Божественная сущность
В

византийской живописи никогда не изображается источник света — он в ней самой

Слайд 32 Византийские мозаики










An Archangel
Detail
St Sophia, Istanbul

Византийские мозаики

Византийские мозаикиAn Archangel Detail St Sophia, IstanbulВизантийские мозаики пронизаны внутренним духовным

пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны
Золотой фон означает Божественность;

пурпур — символ духовного озарения, Софии Премудрости божией, а также знак божественного императорского достоинства

Слайд 33 Византийские мозаики
Богоматерь в знак особого почитания изображали в

Византийские мозаикиБогоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждахБелый цвет

пурпурных одеждах
Белый цвет - символ чистоты и святости, в

белом изображаются души праведников
Синий и голубой — символы небесного, потустороннего мира



The Theotokos and Child
Apse mosaic
St Sophia, Istanbul


Слайд 34 Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век











Приношение даров
Константином

Мозаики Святой Софии Константинополь 11 векПриношение даров Константином и ЮстинианомМозаика в

и Юстинианом
Мозаика в южном
вестибюле Святой Софии
Константинополь
11

век

Слайд 35 Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век
Приношение даров императором

Мозаики Святой Софии Константинополь 11 векПриношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

Константином IX Мономахом и императрицей Зоей


Слайд 36 Византийские мозаики











Justinian with Bishop Maximian Mosaic
S. Vitale,

Византийские мозаикиJustinian with Bishop Maximian Mosaic S. Vitale, Ravenna Justinian, detail

Ravenna
Justinian, detail of mosaic
S. Vitale, Ravenna


Слайд 37 Византийские мозаики









Theodora with courtiers
Detail
S. Vitale, Ravenna

Византийские мозаикиTheodora with courtiers Detail S. Vitale, Ravenna Theodora with courtiers DetailS. Vitale, Ravenna


Theodora with courtiers
Detail
S. Vitale, Ravenna


Слайд 38 Византийские мозаики











S. Vitale, Ravenna
Apse mosaic
Detail
S. Vitale,

Византийские мозаикиS. Vitale, RavennaApse mosaic Detail S. Vitale, Ravenna Apse mosaic Detail

Ravenna
Apse mosaic
Detail


Слайд 39 Мозаики храма Аполлинария Нуово в Равенне






Изображения на византийских

Мозаики храма Аполлинария Нуово в РавеннеИзображения на византийских мозаиках и иконах

мозаиках и иконах отличаются статичностью, фронтальностью, иератичностъю, созерцательностью
В них

нет динамики, живой пластики, ракурсов, пространственной глубины и натуралистических деталей

Слайд 40 Иконы
С VI  в. всё большую роль в интерьере

ИконыС VI  в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть

храмов начинают играть иконы
Именно в этом виде искусства

эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере
Византии иконы обычно писали яичной темперой на деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) и — редко — на холсте
Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, но гораздо чаще художники рисовали на иконах отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, архангелы, святые (само слово икона по-гречески значит образ)
При этом художники писали не изменчивые лица, а лики тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире

Слайд 41 Иконы
Для христианина иконы служат окном в небесный мир,

ИконыДля христианина иконы служат окном в небесный мир, помогают возводить ум

помогают возводить ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному»


(Псевдо-Дионисий)









Григорий Чудотворец Икона второй половины XII  в.


Слайд 42 Иконы

Икона понималась не только как образ, который может

ИконыИкона понималась не только как образ, который может возвести к духовным

возвести к духовным сущностям, но и как священный предмет

В ней самой заключена Божественная благодать



Представление о том, что икона есть носительница спасающей силы, безусловно, оказало воздействие на интерпретацию иконных образов
Большая часть ликов, созданных художниками, обращают к нам взгляд, дарящий покой и надежду на справедливый суд
Как правило, конкретному образу на иконе соответствует определенный фон — чаще всего золотой, красный или белый


Слайд 43 Иконы






"Св. Марина" из Византийского музея в Афинах, исполненной,

Иконы

вероятно, в конце XIV в.
Согласно византийской иконографии, св.

Марина всегда облачена в красный плащ
Красный цвет обладает многими символическими смыслами
Это "пылающий огонь, заключающий в себе Божественные энергии" (Дионисий Ареопагит), которые дают жизнь творению
Это цвет мученичества, указание на кровь Христа, пролитую во имя спасения человечества
Это символ Божественной любви, "пламя горения любви, согревающее сердца... чтобы страх перевоплотился в любовь" (Григорий Великий)
Это символ Спасения, ибо в Ветхом Завете кровью агнца евреи помечали двери своих домов во время египетских казней

Слайд 44 Иконы
В иконе "Св. Марина" красный цвет имеет особенную

ИконыВ иконе

тональность благодаря непривычному темному оттенку, близкому к малиновому, очень

активному, даже пронзительному
Фигура св. Марины погружена в красный плащ, будто в некую особую сферу, подобную пламени
Красный цвет является здесь не только преобладающим, но почти единственным; лишь темно-синие вырез платья и рукава, да золотые ворот и нарукавники, создающие архитектонику цветовой композиции, служат дополнениями к огромному сплошному полю красного
Именно он определяет главную тему образа: духовное горение, погружающее святую в огнеподобную мистическую сферу, в которой она пребывает в великолепной красоте и величественном спокойствии
Эта икона, воплощающая представления о непременном торжестве идущего по духовному пути, отвечает настроениям, связанным с триумфальной победой идей исихазма

Слайд 45 Особенности Византийской культуры
Города как центры ремесла, торговли, искусства
Культ

Особенности Византийской культурыГорода как центры ремесла, торговли, искусстваКульт императора как сакральной

императора как сакральной фигуры
Церковь как господствующий орган, подотчетный светской

власти, не претендующий на политические функции
Отсутствие сословной замкнутости господствующего класса
Унификация научного и художественного творчества в силу бюрократически централизованного государственного устройства
Использование свойств искусства для формирования религиозного сознания Византии
Внешняя помпезность, парадность
Приверженность к строгой обрядности
Сознание превосходства над культурой народов остального мира


Слайд 46 Мировое значение византийской культуры
Византия внесла огромный вклад в

Мировое значение византийской культурыВизантия внесла огромный вклад в развитие мировой культурыЕе

развитие мировой культуры
Ее основные принципы и направления культуры перешли

к соседним государствам
Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации
Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи

Слайд 47 Мировое значение византийской культуры
Византия нашла такой образ мира,

Мировое значение византийской культурыВизантия нашла такой образ мира, который удовлетворил потребности

который удовлетворил потребности многих народов периода Средневековья
Византийцы открыли духовную

природу человека
Культурные процессы, происходившие в этой стране, способствовали рождению синтеза эллинистической философии, христианского нравственного религиозного учения и мистических идей, связанных с образами древнееврейской культуры
На заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций

  • Имя файла: mir-vizantiyskoy-kultury.pptx
  • Количество просмотров: 110
  • Количество скачиваний: 0