Слайд 2
Особенности древнегреческой скульптуры
Основной темой
становится образ
человека, восхищение
красотой
человеческого
тела.
Слайд 3
Скульптура архаики:
Куросы – обнаженные атлеты.
Устанавливались вблизи храмов;
Воплощали идеал
мужской красоты;
Похожи друг на друга: юные, стройные, высокие.
Курос. VI
век до н.э.
Слайд 4
Скульптура
архаики:
Коры – девушки в хитонах.
Воплощали идеал женской
красоты;
Похожи одна на другую: вьющиеся волосы, загадочная улыбка, воплощение
изысканности.
Кора. VI век до н.э.
Слайд 5
ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ
Конец V—IV в. до н. э.
— период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей
Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.
Слайд 6
Греческие скульпторы периода классики:
Поликлет
Мирон
Скопас
Пракситель
Лисипп
Леохар
Слайд 7
Поликлет
Поликлет.
Дорифор (копьеносец).
450-440 лет до н.э. Римская копия.
Национальный
музей. Неаполь
Работы Поликлета стали
настоящим гимном величию
и духовной
мощи Человека.
Излюбленный образ –
стройный юноша
атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего,
«ничего сверх меры»,
Духовный и физический
облик гармоничен.
Слайд 8
У Дорифора сложная поза, отличная от
статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам
такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т.н. хиазм).
«Дорифо́р» (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, воплощает т.н. Канон Поликлета.
Слайд 9
Канон Поликлета
Дорифор — это не изображение конкретного
спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры.
Поликлет задался целью точно
определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении.
"Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал современник.
Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента.
Слайд 10
Канон Поликлета
Если пересчитать пропорции этого
Идеального Мужчины для
роста 178
см, параметры статуи, будут таковы:
1.объем шеи -
44 см,
2.груди - 119,
3.бицепса - 38,
4.талии - 93,
5.предплечья - 33,
6.запястья - 19,
7.ягодиц - 108,
8.бедра - 60,
9.колена - 40,
10.голени - 42,
11.лодыжки - 25,
12.ступни - 30 см.
Слайд 12
Мирон
Мирон — греческий скульптор середины V в. до
н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого
искусства (к. VI — нач. V в.)
Воплотил идеалы силы и красоты Человека.
Был первым мастером сложных бронзовых отливок.
Мирон. Дискобол.450 лет до н.э.
Римская копия. Национальный музей, Рим
Мирон. «Дискобол»
Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы.
Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массами в Риме.
Слайд 14
«Дискобол» Мирона в Ботаническом
саду Копенгагена
Слайд 16
Скульптурные творения Скопаса
Скопас (420 – ок. 355 г.г.
до н.э.), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие
от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил.
Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса.
Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.
Слайд 17
В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена
Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце,
ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон.
Скопас. Менада
Скульптурные творения Скопаса
Слайд 18
Скопас. Битва с амазонками
Скульптурные творения Скопаса
Также известен как
зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.
Слайд 19
Пракситель
Родился в Афинах (ок. 390 – 330 г.г.
до н.э.)
Вдохновенный певец женской красоты.
Слайд 20
Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве
изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова
Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу.
Оригинал статуи не сохранился.
Скульптурные творения Праксителя
Пракситель. Афродита Книдская
Слайд 21
Скульптурные творения Праксителя
В единственной дошедшей
до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса
(покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка.
Пракситель.
Гермес. Около 330 г. до н. э.
Слайд 22
Скульптурные творения Праксителя
Слайд 23
Лисипп
Великий скульптор IV в. до н.э. (370—300 гг.
до н. э.).
Работал в бронзе, т.к. стремился запечатлеть
образы в мимолётном порыве.
Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность
В подлиннике до нас не дошли.
Придворный скульптор А.Македонского
Мраморная копия головы А.Македонского
Слайд 24
Лисипп.
Геракл, борющийся со львом.
4 век до
н.э.
Римская копия
Эрмитаж, Санкт-Петербург
В этой скульптуре с удивительным
мастерством передан страстный накал поединка Геракла со львом.
Скульптурные творения Лисиппа
Слайд 25
Скульптурные творения Лисиппа
Лисипп стремился максимально приблизить свои образы
к действительности.
Так, атлетов он показывал не в момент
наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы.
Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н.э.
Слайд 26
Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен
Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим
на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях.
Скульптурные творения Лисиппа
Лисипп. «Отдыхающий Гермес»
Слайд 27
Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по
которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета
(размер головы составляет 1/9 фигуры).
Скульптурные творения Лисиппа
Лисипп. «Геракл Фарнезский»
Слайд 28
Леохар
Леохар. Аполлон Бельведерский.
4 в до н.э. Римская копия.
Музеи Ватикана
Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический
идеал красоты человека.
В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения.
Аполлон считается одним из лучших произведений Античности.
Слайд 29
Скульптурные шедевры эпохи эллинизма
Слайд 30
Греческая скульптура
Итак, в греческой скульптуре выразительность образа заключалась
во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть
(как, например, «Ника Самофракийская» или
«Ника, развязывающая сандалии»
дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа.
Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены.
Слайд 31
Ника Самофракийская
Ника Самофракийская
2 век до н.э.
Лувр, Париж
Мрамор
Статуя поставлена
по случаю победы македонского флота над египетским в 306
году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы.
Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.
Слайд 33
Ника, развязывающая сандалию
Богиня изображена
развязывающей сандалию перед
тем, как войти в храм
Мрамор. Афины
Слайд 34
Венера Милосская
8 апреля 1820 года греческий крестьянин с
острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что
его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
Иоргос копнул рядом — тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю.
Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора.
Это и была Венера.
Агесандр. Венера Милосская.
Лувр. 120 г до н.э.
Слайд 35
Лаокоон с сыновьями
Агесандр, Афинодор,
Полидор
Слайд 36
Лаокоон и его сыновья
Лаокоон, ты никого не спас!
Ни
городу, ни миру - не спаситель.
Бессилен разум. Гордой Трое
пасть
предрешено; круг роковых событий
замкнулся в удушающем венце
колец змеиных. Ужас на лице,
мольба и стоны твоего ребёнка;
другого сына обеззвучил яд.
Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..."
(...Как блеяние жертвенных ягнят
Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..)
И снова – явь. И яд. Они сильней!
В змеиной пасти мощно злоба пышет...
Лаокоон, и кто ж тебя услышал?!
Вот мальчики твои... Они... не дышат.
Но в каждой Трое ждут своих коней.
Слайд 38
Статуя Зевса работы Фидия в Олимпии
Слайд 39
Его образы возвышены и прекрасны.
Фидий