Слайд 2
Цель работы - знакомство с народным женским костюмом
новгородской области, выяснить влияние народного костюма на развитие художественных
промыслов. В работе над данной темой поставлены основополагающие вопросы: какую информацию несёт национальный костюм? Чем является русский национальный костюм сегодня? Зачем нам сегодня знать историю русского народного женского костюма.
Гипотеза: новгородский традиционный костюм являлся частью общерусского и развивался в русле севернорусских традиций, в нем проявляются черты национального своеобразия, мировоззрение и мастерство русского народа.
Слайд 3
Домашнее изготовление одежды и обусловило ее богатейшее разнообразие,
как в выборе материала, так и в способах отделки
и украшения. Если выбор материала зависел главным образом от уровня зажиточности крестьянской семьи, то способ отделки прежде всего зависел от фантазии и умения мастерицы. Это приводило к состязанию в мастерстве между деревенскими девушками и женщинами, к желанию красиво сшить и украсить одежду, к стремлению отличить свою работу от других. Десятки участников какого-либо обряда или праздника обычно были одеты в одежду одного покроя, украшенную однотипным орнаментом, однако каждый костюм был своеобразен.
Слайд 4
Крестьянская одежда при всей общности принципов
кроя и орнаментации, не едина в своих формах.
Она отличается
разнообразием
устойчивых
комплексов,
бытовавших в
определенных
географических и
историко-
культурных
областей.
Слайд 5
Привычное представление о русском женском костюме обычно
связано с сарафаном и кокошником. Комплекс одежды
с сарафаном
распространился
в России на рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков.
Он включал рубаху, сарафан,
пояс ,иногда передник,
душегрею, головной убор
на жесткой основе
типа кокошника ,
кожаной обуви.
Праздничный костюм
отличался большой
вариантностью .Сарафаны
из шелковых тканей русской
фабричной работы относятся
к типу распашного или с
центральным передним
швом косоклинного
сарафана.
Слайд 7
Вплоть до второй половины
девятнадцатого века
в некоторых
губерниях (Владимирской,
Псковской и Новгородской)
бытовал покрой
сарафана с
длинными откидными рукавами.
Сарафаны из шелковых тканей
с пышными букетами и гирляндами
украшались золотым галуном и кружевом, выплетенным на коклюшках из золотых и серебряных нитей, серебряными и позолоченными, гладкими вставками, пуговицами, которые укреплялись на одежде при помощи узорного шнурка.
Шелковые сарафаны в 18-19 векe
носили с белыми рубахами
– «рукавами» из тонких
льняных тканей и кисеи, богато
украшенных тамбурным шитьем
белыми нитями, или с рубахами,
сшитыми из фабричных
«сарафанных» шелковых тканей с
букетами. Рубаху шили из
нескольких составных частей:
холщового стана и пришитой к нему
верхней части из более тонкой ткани
(собственно рукавов). Такие рубахи были
с воротом, собранным мелкими сборками
под обшивку, и с широкими рукавами.
Слайд 9
В девятнадцатом века шугаи носили по праздникам
жены и дочери богатых купцов, мещан уездных городов
и зажиточные крестьяне.
В середине девятнадцатого
века шугаи стали
выходить из моды и
постепенно превратились
в свадебную одежду
Слайд 10
В XIX веке шугаи бытовали на
территории Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской и в других
губерний. Этот комплекс одежды с нарядной рубахой и
шелковым или парчовым
сарафаном, украшенным
золотым галуном и узорными
пуговицами, бытовал с XVIII до
начала XX века в среде
зажиточного крестьянства, в
купеческой и мещанской среде.
Слайд 11
К шелковым, парчовым и другим праздничным сарафанам
в северных губерниях надевали головные уборы, украшенные шитьем речным
жемчугом, рубленым перламутром, золотосеребряными нитями, металлическими блестками фольгой и другими материалами. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения .Самым
распространенным видом праздничного головного убора был кокошник –
головной убор замужних женщин
из шелка, атласа, бархата, парчи,
позумента ,кумача на твердой
основе из проклеенного или
простеганного холста, картона.