Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Важнейшие школы, направления и теории в современной культурологии. (Тема 2)

Содержание

Эволюционизм Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-то, подготавливающий качественные изменения.Основные факторы эволюции по Ч. Дарвину (1809-1882)Изменчивость;Наследственность;Естественный отбор.
Тема. Важнейшие школы, направления и теории в современной культурологии. Эволюционизм   Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-то, подготавливающий Школа эволюционистов: общие идеи.   • в природе существует единство человеческого • развитие любого элемента культуры изначально предопределено, развитие культуры многоступенчато Недостатки теории эволюционизмаДанная теория не обладает силой всеобщности, о чём свидетельствует опыт Психоаналитические теории культурыИстоки культуры в психике человека.I. Зигмунд Фрейд (1856-1939)Культура: - налагает Психика человекаБессознательное оно – «кипящий котел инстинктов» унаследованных человеком, его безотчетные влечения Возможные варианты выхода энергии бессознательного (либидо)1. Инстинктивный импульс либидо может быть разряжен Заслуга Фрейда – впервые предпринял попытку исследования влияния подсознания на поведение и II. Карл Густав Юнг (1875 – 1961)Исследовал коллективное бессознательноеНаподобие инстинктов животных у Заслуги К. Юнга – раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного: история Недостатки учения К.ЮнгаАнтиисторический подход К.Юнга очевиден и не может инструментом анализа культуры;Эволюция Марксистская концепция культурыКультура – явление производное от базисных социально-экономических отношений в обществе, В учении К.Марса просматривается классовый подход к явлению мировой культуры. Культура элиты, Игровая теория культурыЙ. Хейзинга (1872 – 1945)В процессе игры человек творит мир Х. Ортега-и-Гасет (1883-1955)Массовой культуре противопоставляет «живую» культуру;Сущность культуры спонтанность, отсутствие прагматической установки;Необходимость Г.Гессе (1877 – 1962)- Вечность и незыблемость игры как важнейшего духовного основания Концепции локальных культур и цивилизаций Суть цивилизационного подходанеприятие того положения, что все О. Шпенглер (1880 – 1936)Культура – это символически выраженная целостность (система), в А.Дж.Тойнби (1889-1975)Считал принципиально неверным рассмотрение культуры как обособленного и замкнутого в своей Деятельностный подход в культурологии1. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к миру, 3. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными программами. Два направления в рамках деятельностного подхода   1. Для представителей первого 2. Представители второго направления (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Лесли Элвин Уайт (1900-1975) Американский антрополог и культуролог, основатель современной культурологии Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)Немецкий философ, критик, эстетикОдин из первых ученых, специализировавшихся на изучении проблем культуры Жан-Жак Руссо (1712-1778) Французский мыслитель эпохи Просвещения, философ, реформатор педагогики, писатель. Основатель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) Русский публицист и социолог, идеолог панславизмаВ книге «Россия Освальд Шпенглер (1880-1936)Немецкий философ-идеалист, историк, представитель философии жизниВ работе «Закат Европы» определил Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)Английский историк и социолог,Автор работы «Постижение истории», теории локальных цивилизаций, развивающихся циклически Зигмунд Фрейд (1856-1939)Австрийский психиатр и психолог, основатель психоанализаСчитал, что культура, подавляя «бессознательное», невротизирует личность Карл Густав Юнг (1875-1961)Швейцарский психолог и философ-идеалист, основатель “аналитической психологии”Ввел понятие архетипов «коллективного бессознательного» Фридрих Ницше (1844-1900)Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, один из основателей ”философии Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 Русский религиозный философИсследовал проблемы свободы и Каган Моисей Самойлович Выдающийся современный российский культуролог и теоретик искусства, академикПредставитель деятельностного подхода в культурологии
Слайды презентации

Слайд 2 Эволюционизм
Эволюция – процесс постепенного непрерывного

Эволюционизм  Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-то, подготавливающий

количественного изменения чего-то, подготавливающий качественные изменения.
Основные факторы эволюции по

Ч. Дарвину (1809-1882)
Изменчивость;
Наследственность;
Естественный отбор.


Слайд 3 Школа эволюционистов: общие идеи.
• в

Школа эволюционистов: общие идеи.  • в природе существует единство человеческого

природе существует единство человеческого рода, а значит единство и

единообразие развития человеческой культуры в любой части света;
• в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс и культура, как часть общества, также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений;


Слайд 4 • развитие любого элемента культуры изначально

• развитие любого элемента культуры изначально предопределено, развитие культуры многоступенчато

предопределено, развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со

стадиями, едиными для всех культур в мире; • все народы в конечном итоге должны прийти к высоте европейской культуры (даже без контактов и заимствований достижений европейской культуры);
• источник развития культуры – безличные силы (естественный отбор, производительные силы, классовая борьба ит.д.)


Слайд 5 Недостатки теории эволюционизма
Данная теория не обладает силой всеобщности,

Недостатки теории эволюционизмаДанная теория не обладает силой всеобщности, о чём свидетельствует

о чём свидетельствует опыт мировой истории.
Утверждение о единообразном развитии

культуры всех народов современной наукой отвергнуто.
Идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении.

Слайд 6 Психоаналитические теории культуры
Истоки культуры в психике человека.
I. Зигмунд

Психоаналитические теории культурыИстоки культуры в психике человека.I. Зигмунд Фрейд (1856-1939)Культура: -

Фрейд (1856-1939)
Культура: - налагает запреты на подсознательные влечения человека

и создает механизм этих запретов;
- средствами искусства, религии ит.п. смягчает эти запреты, порождает определенные компенсационные иллюзии.

Слайд 7 Психика человека
Бессознательное оно – «кипящий котел инстинктов» унаследованных

Психика человекаБессознательное оно – «кипящий котел инстинктов» унаследованных человеком, его безотчетные

человеком, его безотчетные влечения и душевные движения.
Сознательное Я –

посредник между бессознательным и внешним миром, содействующий влиянию этого мира на бессознательную деятельность индивида.
Сверх Я – инстанция олицетворяющая собой запреты и нормы социокультурного характера.

Слайд 8 Возможные варианты выхода энергии бессознательного (либидо)
1. Инстинктивный импульс

Возможные варианты выхода энергии бессознательного (либидо)1. Инстинктивный импульс либидо может быть

либидо может быть разряжен в действии.
2. Инстинктивный импульс либидо

может быть вытеснен в бессознательное.
3. Инстинктивный импульс либидо может быть погашен посредством переключения энергии с социально и культурно неприемлемых на приемлемые и одобряемые цели(Сублимация).

Слайд 9 Заслуга Фрейда – впервые предпринял попытку исследования влияния

Заслуга Фрейда – впервые предпринял попытку исследования влияния подсознания на поведение

подсознания на поведение и деятельность людей.
Главная мысль Фрейда в

предопределенности человеческого поведения биологическими факторами.
Недостатки учения Фрейда:
отождествление индивидуального и коллективного бессознательного;
слишком сузил ракурс человеческого бытия, приравняв социальное в человеке к инстинктам;
Фрейдовский индивид лишен подлинной свободы, он скорее марионетка, за право манипулирования которой бьются природа и культура.



Слайд 10 II. Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
Исследовал коллективное

II. Карл Густав Юнг (1875 – 1961)Исследовал коллективное бессознательноеНаподобие инстинктов животных

бессознательное
Наподобие инстинктов животных у человека врожденными для различных рас

являются архетипы, представляющие собой не индивидуальное, а коллективное бессознательное.
Архетипы – априорные организаторы нашего опыта, первичные структуры коллективного бессознательного. Они первосмысл нашей души, передающееся по наследству биологическим путем.

Слайд 11 Заслуги К. Юнга – раскрыл органическую связь культуры

Заслуги К. Юнга – раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного:

и человеческого бессознательного: история культуры и её символического мира

предстали как осуществление бессознательных основ души;
- предложил типологию характеров, разделяющих людей на экстравертов (т.е. обращенных во вне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру).

Слайд 12 Недостатки учения К.Юнга
Антиисторический подход К.Юнга очевиден и не

Недостатки учения К.ЮнгаАнтиисторический подход К.Юнга очевиден и не может инструментом анализа

может инструментом анализа культуры;
Эволюция культурных ценностей выводилась К.Юнгом из

мифических вневременных свойств человеческой души.

Слайд 13 Марксистская концепция культуры
Культура – явление производное от базисных

Марксистская концепция культурыКультура – явление производное от базисных социально-экономических отношений в

социально-экономических отношений в обществе, которое порождается бытием человечества отнюдь

не простым путем.
В соответствии с двумя основными видами производства Маркс подразделял культуру на материальную и духовную.

Слайд 14 В учении К.Марса просматривается классовый подход к явлению

В учении К.Марса просматривается классовый подход к явлению мировой культуры. Культура

мировой культуры. Культура элиты, культура народных масс. Буржуазная и

пролетарская культуры. Образование единой культуры возможно в бесклассовом обществе.
Культура – особого рода объективная реальность, возникающая как результат общественного производства.

Слайд 15 Игровая теория культуры
Й. Хейзинга (1872 – 1945)
В процессе

Игровая теория культурыЙ. Хейзинга (1872 – 1945)В процессе игры человек творит

игры человек творит мир культуры и самого себя;
Культура не

происходит из игры, она развивается в игре и как игра;
Всё культурное творчество это игра;
Игра старше культуры;
Основанием новой культуры все в большей степени стала не игра, а польза, что привело к кризису культуры.



Слайд 16 Х. Ортега-и-Гасет (1883-1955)
Массовой культуре противопоставляет «живую» культуру;
Сущность культуры

Х. Ортега-и-Гасет (1883-1955)Массовой культуре противопоставляет «живую» культуру;Сущность культуры спонтанность, отсутствие прагматической

спонтанность, отсутствие прагматической установки;
Необходимость возрождение игровой доминанты культуры, способной

противостоять злу, пошлости и бездуховности;
Жизнь выдающихся людей сосредоточена в сфере игровой деятельности.


Слайд 17 Г.Гессе (1877 – 1962)
- Вечность и незыблемость игры

Г.Гессе (1877 – 1962)- Вечность и незыблемость игры как важнейшего духовного

как важнейшего духовного основания культуры;
Игра разновидность высокоразвитого тайного языка,

доступна лишь уму гибкому, одухотворенному;
Овладевая языком игры, человек входит в мир как личность свободная, яркая, одухотворенная.

Слайд 18 Концепции локальных культур и цивилизаций
Суть цивилизационного подхода
неприятие

Концепции локальных культур и цивилизаций Суть цивилизационного подходанеприятие того положения, что

того положения, что все народы планеты проходят одни и

те же этапы в своем развитии;
каждая культура имеет своё смыслообразующее ядро, при разрушении
которого наступает кризис;
отрицание социокультурного прогресса;
абсолютизация специфических особенностей отдельных культурных типов.

Слайд 19 О. Шпенглер (1880 – 1936)
Культура – это символически

О. Шпенглер (1880 – 1936)Культура – это символически выраженная целостность (система),

выраженная целостность (система), в которой естественно и многообразными способами

реализует себя соответствующая душа
Все культуры равноправны и не могут оцениваться с позиции другой культуры
Каждая культура проходит стадию детства, юности, расцвета, старости
Смерть культуры – это исчерпания потенциала ее души, это цивилизация, когда цель достигнута


Слайд 20 А.Дж.Тойнби (1889-1975)
Считал принципиально неверным рассмотрение культуры как обособленного

А.Дж.Тойнби (1889-1975)Считал принципиально неверным рассмотрение культуры как обособленного и замкнутого в

и замкнутого в своей жизнедеятельности организма
Каждая культура как одна

из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения
Теория «вызова» и «ответа»
Неизбежность диалога культур


Слайд 21 Деятельностный подход в культурологии
1. Деятельность есть специфически человеческая

Деятельностный подход в культурологии1. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к

форма отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и

целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя.
2. В отличие от целенаправленного биологического поведения в животном мире, деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей. Она всегда произвольна.

Слайд 22 3. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а

3. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными

исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы не только реализуются

в деятельности, в ней они вырабатываются и изменяются.
4. Деятельность способна к неограниченному саморазвитию. В этом обнаруживается ее принципиальная открытость и универсальность.
5. Первичной формой деятельности является ее совместное, коллективное выполнение.


Слайд 23 Два направления в рамках деятельностного подхода

Два направления в рамках деятельностного подхода  1. Для представителей первого

1. Для представителей первого (Н. Каган, Н. Злобин и

др.) культура является процессом творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. Здесь внимание акцентируется на том, что культура дает возможность человеку родиться второй раз (первое рождение это биологический акт!).

Слайд 24 2. Представители второго направления (Э.

2. Представители второго направления (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю.

Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов) усматривают в культуре специфический

способ деятельности, который способствует сохранению и воспроизведению цивилизации в условиях изменчивости окружающего мира.
Разные ориентации, существующие в рамках деятельностного подхода, дополняют друг друга и имеют общую методологическую основу культура выводится из человеческой деятельности.

Слайд 25 Лесли Элвин Уайт (1900-1975)
Американский антрополог и культуролог,

Лесли Элвин Уайт (1900-1975) Американский антрополог и культуролог, основатель современной культурологии

основатель современной культурологии


Слайд 26 Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)
Немецкий философ, критик, эстетик
Один из

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)Немецкий философ, критик, эстетикОдин из первых ученых, специализировавшихся на изучении проблем культуры

первых ученых, специализировавшихся на изучении проблем культуры


Слайд 27 Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Французский мыслитель эпохи Просвещения, философ,

Жан-Жак Руссо (1712-1778) Французский мыслитель эпохи Просвещения, философ, реформатор педагогики, писатель.

реформатор педагогики, писатель.
Основатель сентиментализма в литературе.
Критик общественного неравенства

и двойственности прогресса

Слайд 28 Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Русский публицист и социолог,

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) Русский публицист и социолог, идеолог панславизмаВ книге

идеолог панславизма
В книге «Россия и Европа» обосновал цивилизационный подход


к историко-культурному процессу
Представитель теории «жизненных циклов»

Слайд 29 Освальд Шпенглер (1880-1936)
Немецкий философ-идеалист, историк, представитель философии жизни
В

Освальд Шпенглер (1880-1936)Немецкий философ-идеалист, историк, представитель философии жизниВ работе «Закат Европы»

работе «Закат Европы» определил цивилизацию как «предсмертную» фазу
в

развитии культуры


Слайд 30 Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)
Английский историк и социолог,
Автор работы

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)Английский историк и социолог,Автор работы «Постижение истории», теории локальных цивилизаций, развивающихся циклически

«Постижение истории», теории локальных цивилизаций,
развивающихся циклически


Слайд 31 Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Австрийский психиатр и психолог, основатель психоанализа
Считал,

Зигмунд Фрейд (1856-1939)Австрийский психиатр и психолог, основатель психоанализаСчитал, что культура, подавляя «бессознательное», невротизирует личность

что культура, подавляя «бессознательное», невротизирует личность


Слайд 32 Карл Густав Юнг (1875-1961)
Швейцарский психолог и философ-идеалист, основатель

Карл Густав Юнг (1875-1961)Швейцарский психолог и философ-идеалист, основатель “аналитической психологии”Ввел понятие архетипов «коллективного бессознательного»

“аналитической психологии”
Ввел понятие архетипов «коллективного бессознательного»


Слайд 33 Фридрих Ницше (1844-1900)
Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма,

Фридрих Ницше (1844-1900)Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, один из основателей


один из основателей ”философии жизни”
Выделял в культуре два начала:

аполлоновское и дионисическое
Был одним из первых критиков зарождавшейся «массовой» культуры

Слайд 34 Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948
Русский религиозный

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 Русский религиозный философИсследовал проблемы свободы

философ
Исследовал проблемы свободы и кризиса культуры, особенности русского
национального

характера

  • Имя файла: vazhneyshie-shkoly-napravleniya-i-teorii-v-sovremennoy-kulturologii-tema-2.pptx
  • Количество просмотров: 130
  • Количество скачиваний: 0