Слайд 2
«Орнамент – это музыка…
Ряды его линий в чудеснейших
и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной
вечной песни перед мирозданием…
Люди должны научится читать забытые ими знаки»
С. Есенин «Ключи Марии»
Слайд 3
Цель:
Значение вышивки в русском укладе.
Ознакомить с
символами в орнаменте, их значение.
Развитие творческого интереса.
Оборудование:
рисунки, книги с изображением вышитых изделий;
у ученика: тетрадь, карандаш, двойной лист в клетку.
Ход урока:
Организационный момент
Беседа по вопросам
Вступительная беседа
Работа в тетради
Слайд 4
Значение орнамента в жизни людей
Изучение национального орнамента –
большая, сложная и мало разработанная область, в которой пересекаются
интересы этнографов, археологов,
искусствоведов, художников.
Оно имеет практическое значение, так как мотивы народных орнаментов широко используются в современном прикладном искусстве, и теоретическое значение – для исследования процессов творчества, создания национального стиля и отражения в нем социально- исторических условий.
Слайд 5
Орнамент Поволжья
История исследования орнамента в Поволжье
начинается с конца
XVIII в., когда в науке появи
лись первые сведения о
существовании «особых узоров” поволжских народов. Участники первых экспедиций,направлявшихся Российской Академией наук с исследовательскими целями в Поволжье и Приуралье, оставили краткие, но ценные
научные описания быта народов этого региона.
Слайд 6
Орнамент-символ времени
Известно, что орнамент представляет собой
относительно устойчивый элемент
художествен
ной культуры, сохраняющийся на протяжении
многих столетий и даже тысячелетий.
Эта осо
бенность значительно облегчает сравнительное
изучение материала и позволяет сопоставлять
современный орнамент и древний даже в тех слу
чаях, когда предшествующие звенья между тем
и другим утрачены или до настоящего времени
не выявлены. Это составляет основу эволюцион
ного метода изучения.
Слайд 7
Значение изучения орнамента
Орнамент как постоянно меняющийся процесс имеет
свою историю, теснейшим образом связанную с культурой того народа,
к которому он принадлежит.
Слайд 8
Ткачество, вышивка, кружевоплетение – традиционные женские занятия в
русской деревне. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства
от матери – к дочери, от бабушки – к внучке. До наших дней на полотенцах, скатертях, одежде, головных уборах дошли «узоры», «узорочье» из седой старины.
Слайд 9
«Узоры», «узорочье» происходят от двух слов: «уз» («узы,
узел» - соединение, переплетение; к примеру, узы братства, семейные
узы) и «ор» (говорить, рассказывать, выговаривать) – «говорящее переплетение» нитей.
О чём же узоры рассказывают? Какие образы несут? К кому обращены? Какие желания сердца и веления разума вложены женщиной в них?
Слайд 10
Вопрос:
Где-нибудь вы видели такие рисунки?
А что
на них изображено?
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки
Слайд 11
Сегодня на уроке мы познакомимся с символикой в
орнаменте русской вышивки.
Вопрос:
Какие слова вам не знакомы?
Символ
Орнамент
Символ ~ опознавательный знак.
Орнамент ~ узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.
Слайд 12
Немного истории
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой
древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было
заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Слайд 13
Но самое большое распространение вышивка получила в русской
деревне, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды
и предметов быта. Ведь для этого не надо было сложных приспособлений: небольшой кусок ткани и два плотно облегающих друг к другу обруча. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме.
Учиться вышивать начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Вышивать начинали, когда позади было прядение, ткачество и наступала пора долгих и светлых дней. Это время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло летушко, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи.
Слайд 14
В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему
злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой.
К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.
Слайд 15
Но, так как вышивали в основном по счету
нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми
концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года).
Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.
Слайд 16
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами.
Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля».
Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью.
Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Слайд 17
Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица,
предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то
в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме.
Слайд 18
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое
сильное домашнее животное.
По древней легенде коню отводилась почетная
роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями.
Часто можно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа.
Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.
Слайд 19
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни,
так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе
есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами.
Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
Слайд 20
Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде
водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных
полосок.
Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром.
Слайд 21
Работа в тетради
- А теперь давайте, обратим
внимание на цветовое решение вышивок.
Вопрос:
Какие основные цвета преобладают в
вышивках?
В языке народной символики цвету принадлежит чуть ли не самая главная роль.
Слайд 22
Белый цвет связывался с представлением о свете и
небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть).
Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь.
Славяне почитали огонь началом высшей животворящей и самой жизни. Красный цвет – символ огня – в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно-солнышко, красна-девица).
Слайд 23
Основные символы
Солнце – источник жизни, обладающий живительной
силой.
Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.
Птицы
– спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Конь – оберег домашнего очага, символ добра.
Слайд 24
Основные символы
Древо – символ жизни, единства рода.
Огонь – очистительная сила.
Вода – живительная сила.
Слайд 25
А теперь мы попробуем с вами нарисовать для
себя обереги, которые принесут в ваш дом не только
красоту, но и мир, и добро.
Слайд 26
В бабушкином доме, в дальнем уголке.
Притаилось чудо в
старом сундуке.
Очень любопытно, что хранится в нем?
Что же прячет
бабушка в сундуке своем?
Обещала бабушка показать добро,
хоть не накопила злато-серебро.
Побежала внучка, собрала подруг,
Окружили девочки бабушкин сундук.
Разгорелись ярко глазки у девчат.
Всем примерить хочется бабушкин наряд.
Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок,
И на свет появится старый башмачок.
--
Слайд 27
Ссохся он от времени, кожа не блестит,
Потерял давно
уже свой нарядный вид.
Поржавела пряжка, стоптан каблучок.
Чем же ей
так дорог этот башмачок?
Как плясала бабушка в этих башмачках,
С вышитым платочком в тоненьких руках!
Ленту в косу алую подарил жених,
Только вот не сладилась та любовь у них.
Слайд 28
Жениха другого подыскал отец,
С ним вот в этом
платье встала под венец.
С нынешним нарядом платье не сравнить,
Но
решила бабушка платье сохранить.
Золотая свадьба пышною была,
Снова в этом платье бабушка цвела!
От веселья взвился коромыслом дым.
Долгих лет желали внуки молодым!
В сундуке хранится и другой наряд:
В этом на покосе много лет подряд
Ворошила сено, жала рожь, пряла-
Бабушка работницей первою была.
.
Слайд 29
Из сатина юбка, ситцевый платок,
Рукава у кофты лишь
по локоток.
Выцвела от пота кофта на спине,
Но лежит у
бабушки в сундуке на дне.
Фартук да лаптишки-вот и весь убор.
Но ходить грязнулей был большой позор.
Надевала бабушка в праздник сарафан.
Насыпала семечек в потайной карман
Слайд 30
Шла к подругам бабушка, повязав платок-
Вышит ниткой шелковой
тонко уголок.
Шею обвивали бусы в два ряда,
Кофта рукодельницей ярко
расшита.
А на свадьбе голову украшал чепец.
В сундуке диковинкам не пришел конец.
Шубная покромка, шали да платки,
Хоть и шерстяные, как перо легки.
Из сукна корсетка, вязаный платок.
С вышивкой-мережкой детский уголок.
Городскую штучку за полпуда ржи
В годы лихолетья выменял мужик.
|
Слайд 32
Пролежала штучка, не пришлось надеть.
И достала бабушка внучке
поглядеть.
Полотенца с кружевом, с красным петухом,
Скатерти ажурные связаны крючком.
С
малолетства дочку приучала мать-
"Не расти бездельницей! "- прясть, вязать и ткать.
Выходила замуж с полным сундуком
И следила строго за своим добром.
Много тайн поведал бабушкин сундук.
Только что-то бабушка загрустила вдруг.
Вспомнила заветное, вытерлась платком
И. закрыла крышку, щелкнула замком.
Автор Тишкова Надежда Павловна
Добавлена 8 декабря 2014