Слайд 2
Русские деревни удивительно гармонично вписывались в окружающую
природу.
Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено
порядку,
целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.
Слайд 3
Свое жилище крестьянин воспринимал как особый мир.
Дом
имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах.
Потолок,
чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному .
Слайд 4
Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном,
в
котором протекала жизнь человека.
Слайд 5
Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы.
Большим наказанием считалось, если проказника запрут в подполье.
Слайд 6
Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами.
На крыльцо
вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома.
Оно связывает
его с улицей, соседями.«Жить в соседях – быть в беседах».
Давай поднимемся на крыльцо и откроем дверь.
Слайд 7
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам,
а то и шишку на лбу можно набить: дверь
в избу низкая.
А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним.
Переступали его с молитвой и крестным знамением.
Слайд 8
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих
трав,
печеного теста. Войдя в избу, сразу обратишь внимание
на печь,
она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина.
Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит.
Она накормит, обсушит и порадует душу.»
Слайд 9
Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая
толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.
Слайд 10
Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты,
которыми ставят в печь и достают горшки.
Слайд 11
А так же у печи находился деревянный
ушат с водой.
Слайд 12
Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в
виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали
яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.
Слайд 13
Правый от печки угол назывался бабий кут.
Здесь
командовала хозяйка,
все было приспособлено для приготовления пищи.
Слайд 14
Другой, левый от печки угол назывался красный, то
есть красивый.
Красный угол был обращен к юго-востоку. Он
принимал первые лучи солнца
и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада.
В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья.
Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.
Слайд 15
От двери до боковой стены была устроена лавка
– конник,
это было место мужской половины.
Здесь мужчины
осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.
Слайд 16
Под потолком укрепляли полавочники с утварью,
а у
печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали.
А
во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
Слайд 17
Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан
– кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали
нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
Слайд 18
Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку.
Мягко
покачиваясь, она убаюкивала младенца
под напевную песнь крестьянки.
Слайд 19
Когда спускались сумерки, жгли лучину.
Для этого служил
кованый светец.
Слайд 20
По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки.
Они и
впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.
Во многих северных
деревнях сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное, видимое и невидимое.
Слайд 21
Дом напоминает корабль,
на котором по неспокойному житейскому
морю плывет и спасается семья,
где все живут в
ладу друг с другом и в согласии .
Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
Интерьер избы – это столь же высокое искусство,
как и все, что создавал талантливый русский народ.