Слайд 2
«Истинная образованность – это то, что остаётся, когда
всё выученное забыто»
Макс фон Лауэ,
немецкий физик,
лауреат Нобелевской
премии
Слайд 3
Культурология
(лат. CULTURA + греч. LOGOS)
Область гуманитарного знания,
охватывающая вопросы сущности и закономерностей развития и функционирования культуры.
Предмет
– культура и её мир как целостная система.
Слайд 4
Термин «культурология»
Лесли Уайт (1900 – 1975).«Наука о культуре»
(1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973).
В англоговорящих странах
эта область знаний называется Cultural studies. Феномен культуры там понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.
Слайд 5
Культурология носит междисциплинарный характер.
Культурология возникла как интегративная отрасль
научного знания на пересечении таких наук, как философия, история,
социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология.
Функции науки культурологии: воспитательная, мировоззренческая, познавательная.
Главная цель культурологического исследования –видение культуры как целостной системы, глубокое понимание как своей, так и иной культуры, понимание культуры как диалога - диалога культур.
Слайд 6
Предметное поле культурологии
История культурологии
Культуроведение (музееведение, театроведение и т.д.)
Социология
культуры
Экология культуры
Психология культуры
Этнология
История культуры
Слайд 7
Цель культурологии как науки
Целью культурологии является такое изучение
культуры, на основе которого формируется её понимание. Для этого
необходимо проанализировать:
Типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы – культурные коды
Связи между элементами культуры
Динамику культурных систем
Способы производства и усвоения культурных феноменов
Слайд 8
Понятие культуры
Культура – (лат. Cultura, Cultio -
возделывание, обработка, почитание, поклонение. От глагола «colere», от него
же произошло и слово «культ»).
Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.), римский писатель и государственный деятель, написал трактат о земледелии, где употребил термин «агрикультура» - наука о возделывании земли, почвы.
Цицерон ( 106-43 гг. до н.э.), римский философ и оратор, говорил о философии как культуре души (“cultura anima philosophia est” – «культура души есть философия»): интеллектуальное, эстетическое, духовное воспитание человека.
В Древней Греции для определения аналогичного культуре явления использовался термин пайдейя (от греч. pais– ребенок), то есть гармоничное, телесное и духовное воспитание человека, реализующее все его способности и возможности.
Слайд 9
XVII век.
Т. Гоббс и С. Пуфендорф
выделили два состояния человека.
Культурное состояние – это продуктивное, творческое,
активное состояние человека в отличие от природного состояния.
Слайд 10
Джамбаттиста Вико (1668-1744)
1725 г. – «Основания новой науки
об общей природе наций».
Цель исследования – понять законы развития
культур, создать систему имеющегося знания о культуре, применить полученные выводы к анализу современного состояния культур.
Рассмотрение истории как череды культур, каждая из которых целостна и обладает своей ментальностью и своими ценностями.
Циклическая периодизация развития культур: век Богов, век Героев, век Людей и век Варварства.
Метод культурологического анализа – проникновение, расшифровка художественных образов и мифов.
Слайд 11
Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века)
Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе
– известные просветители.
Культура понимается как совокупность достижений человеческого разума.
Жан-Жак Руссо Дени Дидро Вольтер
Слайд 12
Преобладающие идеи и подходы к изучению культуры в
эпоху Просвещения
Полный отказ от прошлого, идея формирования нового совершенного
общества
Идея восходящей линии развития человечества. Прогресс как цель
Применение механических методов в изучении культуры
Энциклопедичность, систематизация знания.
Европоцентризм
Вера в существование абсолютных образцов искусства
Слайд 13
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)
1784-1791 гг. – «Идеи к
философии истории человечества»
История – многовариантный
процесс. Ценности отдельных
культур
несоизмеримы
Формирование культуры зависит от
творческой активности её носителей.
Идея преемственности культур
Осуждение европоцентризма
У каждого народа – свой путь
к счастью
Слайд 14
XIX-XX века. Теоретические идеи эволюционистов.
Культура – необходимое условие
жизнедеятельности и творчества человека.
Существуют универсальные элементы культуры, среди них:
хозяйственный уклад жизни, создание орудий труда, образование семьи для продолжения рода, передача из поколения в поколение легенд, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы.
Равноправность культур, их преемственность и самоценность.
История культуры – процесс, выражающийся в совершенствовании тех или иных форм культуры.
Эдуард Тайлор (1832-1917) – яркий представитель эволюционной теории. Автор книги «Первобытная культура». Создал теорию «пережитков».
В целом эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению.
Слайд 15
Диффузионизм
Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – это направление в социальной
или культурной антропологии, исходящее из того, что в основе
общественного развития лежит процесс заимствования и распространения культурных инноваций из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация, иммиграция, добровольное подражание, а также внутренние факторы развития.
Инвайзионизм – направление диффузионизма, считающее успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники.
Слайд 16
Специфичность культуры как особой формы бытия
Отличительная особенность культуры
состоит в том, что она создана деятельностью человека. Мир,
отличный от природного.
Субъектом культуры является человек. Двусторонняя связь и взаимовлияние человек-культура.
Культурная деятельность – в первую очередь творческая, активная, осмысленная и свободная деятельность.
Артефакты – предметы, созданные культурной деятельностью человека, выражающие его духовную сущность. Артеакты – деятельность по их созданию.
Предметы культуры наделены особым свойством – быть ценностями.
Слайд 17
Определения культуры
Альфред Крёбер и Клайд Клакхон в книге
«Культура, критический обзор определений» (1952) подсчитали и проанализировали определения
культуры с 1871 по 1950 гг.
К середине XX в. их было 250, затем их число значительно увеличилось. В настоящее время определений культуры насчитывается более 2000.
Первое определение культуры дано английским ученым Эдуардом Тайлором в книге «Первобытная культура», написанной в 1871 году: «Культура … слагается в целом из знаний, верований, искусства, нравственных законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Культура – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств её обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своём высшем проявлении - искусство, так и включающий всё, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Слайд 18
Определения культуры
Культура – это способ жизни, которому следует
общность или племя (антропологическое определение).
Культура – прочные верования, ценности
и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (социологическое определение).
Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (философское определение).
«Культура человека есть в совокупности всё то, что он не может забыть». Маргарет Мид (1901-1978), известный американский антрополог, автор книги «Культура и мир детства».
Слайд 19
Функции культуры в обществе
Человекотворческая (основная) или преобразующая. Культура
формирует миропонимание человека, воспитывает его.
Духовно-нравственная – воспитательная роль культуры.
Информационная
- культура как форма трансляции социального опыта, обеспечивающая историческую преемственность, передачу и сохранение информации.
Познавательная (гносеологическая) функция культуры.
Коммуникативная – культура формирует средства человеческого общения; культура – одновременно условие и результат общения людей.
Интегративная - осуществление взаимопонимания и эффективного взаимодействия в обществе на основе выработанных единых культурных норм.
Слайд 20
Функции культуры в обществе
Адаптационно-охранительная – культура обеспечивает приспособление
человека к окружающей среде. Чем меньше зависимость человека от
природы, тем больше его зависимость от культуры.
Нормативная (регулятивная) - обеспечивающая соблюдение законов морали и этики, правил этикета, традиционных форм поведения, принятых в каждом конкретном обществе.
Ценностная (аксиологическая) – определяющая значимость, ценность явлений материально-духовной сферы.
Потребительская (релаксационная) – предлагающая пути и сценарии разрядки психологических напряжений, антистрессовая.
Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание, воспроизведение и прочтение – семиотическая функция культуры.
Слайд 21
Социализация и инкультурация
Инкультурация – усвоение человеком культурных норм
и ценностей родной культуры (или иной культуры, ценности которой
человек должен усвоить). Инкультурация – вхождение человека в культуру.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта - норм, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций и т.д., присущих социальной группе.
Социализация – вхождение человека в общество.
Слайд 22
Культура и цивилизация
Цивилизация - (от лат. civilis
- гражданский, государственный, городской).
Значения:
Синоним культуры, высшая стадия развития
культуры.
Ступень культуры, следующая за варварством (дикость- варварство - цивилизация) (Л.Морган, Ф.Энгельс).
Определенный уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры и особый тип органической целостности (античная цивилизация, западноевропейская цивилизация и т.д.).
В некоторых культурологический теориях – эпоха деградации и упадка культуры, последняя неизбежная стадия развития каждого типа культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби).
Слайд 23
Освальд Шпенглер (1880 – 1936)
Немецкий ученый, историк и
математик, автор книги «Закат Европы» (1914), которая выдержала за
короткий срок более 30 изданий.
О. Шпенглер в своих трудах рассматривал вопросы дискретного характера истории, судьбы и своеобразия великих культур, причины их расцвета и гибели.
Слайд 24
Структура культуры.
Культуру можно структурировать по разным основаниям:
Мировая, государственная, национальная, городская, сельская, семейная, личная культура.
Рассматривать как
совокупность самостоятельных элементов: языка, религии, мифологии, морали, права, науки, искусства, философии и т.д.
Духовная и материальная культура.
Слайд 25
Духовная и материальная культура
Материальная культура. Её единица –
вещь (удовлетворяет конкретную потребность человека и при этом несёт
некий смысл): орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта, человеческая телесность, здоровье, физическая культура и спорт, мода и т.д.
Духовная культура. Её единицы – смысл, идея, образ. К духовной культуре относятся наука, мораль, право, религия, искусство и литература, образование, институты культуры.
Духовная деятельность человека – это познавательная, интеллектуальная деятельность: философская, нравственная, религиозная, правовая, художественная, педагогическая. К духовной культуре можно отнести и сферу отношений людей: межличностных отношений, отношений в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности и т.д.
Слайд 26
Материально-духовный характер духовной культуры
Материально-духовный характер духовной культуры проявляется
в том, что многие творения духовной культуры имеют материальное
воплощение, например, театр, архитектура, литература, музыкальные инструменты и т.д., когда трудно разделить духовную и материальную составляющие культуры.
Материально-духовные виды культуры:
экономическая культура;
политическая культура;
правовая культура;
экологическая культура;
эстетическая культура;
художественная культура.
Слайд 27
Ценности и нормы культуры
Предметы культуры отличаются от природных
объектов тем, что они наделены особым свойством – быть
ценностями.
Ценность – это характеристика отношения человека к объекту.
Существуют различные варианты типологии ценностей.
Виды ценностей:
Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние;
Социальные – семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и др.;
Политические – гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.;
Моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и др.;
Религиозные – Бог, Священное Писание, вера и др.;
Эстетические – красота, стиль, гармония.
Слайд 28
Культурные регулятивы и нормы
Нормы – это правила, регулирующие
человеческое поведение.
«Нормальное» поведение – ожидаемая, общепринятая форма поведения, «ненормальное»
– отклоняющееся от общепринятых стандартов, девиантное поведение (от лат. Deviatio – отклонение).
Культурные нормы передаются от поколения к поколению и превращаются в обычаи и традиции, которые могут сохраняться веками. Национальное своеобразие культур в значительной мере обусловлено действующими в них нормами поведения.
Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть членов этого общества, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Слайд 29
Исторические формы культурных норм
Табу — абсолютный запрет,
накладываемый на какое-либо действие, слово или предмет. Табу служит
основой многих более поздних социальных и религиозных норм. Появляется в первобытном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма, оскорбление чувств верующих. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
Обычай — привычный, мало подвергаемые осознанию целостный образец поведения. Это установившийся порядок, который основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Традиция — набор представлений, обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.