Слайд 2
Литература XVIII века представлена в учебнике двумя именами,
речь идет о крупнейших писателях — М. В. Ломоносове
и Г. Р. Державине. Произведения Державина впервые предстанут перед учащимися средних классов. Рассмотрим портреты писателей и места, связанные с их жизнью, — фотографии села Денисовка и Казани
Слайд 3
Личность М. В. Ломоносова, ученого, поэта, автора науки
о красноречии и мозаики, посвященной Полтавской битве, и личность
Г. Р. Державина, поэта, государственного деятеля, не раз отстраняемого от службы за активную борьбу со злоупотреблениями чиновников, интересны для современных подростков. Следует иметь в виду, что тексты М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина не так просты для школьников любого возраста. Вопросы, которые волновали поэтов XVIII века, зазвучали и в произведениях авторов XIX и XX веков. Эту преемственность в осмыслении и осознании вечных проблем справедливости и свободы творчества, добра и зла следует иметь в виду при изучении произведений русских писателей самых разных времен.
Слайд 4
Ода — лирическое произведение, зародившееся в римской и
греческой поэзии, посвященное затрагиваются важные темы религиозно-философского содержания. В
XVIII веке в России появились первые одические произведения, которые были адресованы правителям государства. Михаил Васильевич Ломоносов является ярким представителем эпохи классицизма, для оды Ломоносова характерно строгое следование разработанной системе художественных норм, «торжественный» возвышенный язык, гиперболизация, употребление различных тропов и художественных приемов. Следуя требованиям общества, Ломоносов в своих произведениях затрагивал общественные гражданские темы — патриотизм, героизм, величие отечества.
Слайд 5
«Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит
с солнцем за собою
Твоей державы новый год. Благословенное
начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает
Его средину и конец…»,
«Когда в отеческой короне
Блеснула на российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась, И тьма произвела нам свет…»,
«Единым гласом все взываем,
Что ты защитница и мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать…».
В оде «На день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» (1748 год), поэт так говорит о своей стране и о государыне:
Слайд 6
Для Ломоносова образ Елизаветы сравним с образом Бога,
в ней он видит величие, славное будущее для своего
отечества. «Высокими» словами, употребляя множество метафор, поэт восславляет императрицу, благодаря которой в стране наступает день на смену ночи — известно, что Елизавета, как и Ломоносов, стремились к всеобщему просвещению — сравнение учения и невежества.
Слайд 7
Ломоносов в своих произведениях часто затрагивал религиозно-философские темы.
Так, перелагая псалмы, поэт нашел новый способ выражать свои
философские размышления — через сюжеты песнопений. Человек для Ломоносова — тот, кто героически сражается с врагом, но в то же время, бессилен против стихии. В оде «Утреннее размышление о Божием величестве» поэт показывает человека:
Слайд 8
«Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра
в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!»
Прием гиперболизации помогает читателю изумиться силам природы, однако, человек не просто безвольное существо, та сила просвещения, которая движет вперед страну, так же оказывается спасительной для того, кто наделен разумом и желанием учиться:
«Творец, покрытому мне тьмою Прости премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи…»
Слайд 9
Гавриил Романович Державин продолжил традиции классицизма — создавал
свои произведения по известным строгим канонам. В его первых
поэтических произведениях можно найти все черты, характерные одам — тематика восхваления известных людей, «высокий» слог, использование множества художественных приемов (метафоры, гиперболы, сравнения). В оде «На смерть князя Мещерского» Державин затронул тему смерти, которая является вселенским законом: «На то, чтоб умереть, родимся; Без жалости всё смерть разит: И звезды ею сокрушатся, И солнце ею порушатся, И всем мирам она грозит».
Слайд 10
Однако последующие одические произведения Державина отличаются от классической
оды. Тематика произведений осталась прежней — посвящение правителям, значимым
событиям истории, но язык, которым теперь излагались мысли, был иным — более личным. В оде «к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице», посвященной Екатерине II, поэт использует доверительный шутливый тон, с которым автор обращается к своей героине
«Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом»,
«Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад»,
«Не слишком любишь маскарады
, А в клоб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой».
Слайд 11
Державин продолжает затрагивать темы патриотизма, героизма, темы религиозно-философские,
но создает свои произведения, смешивая поэзию с жизнью —
так появляются новые литературные жанры — сатирические, шутливые произведения. В одах Державина впервые можно увидеть личность автора — лирический герой, в котором читатель может разгадать самого поэта. Державин не мог более подражать своим поэтическим кумирам и учителям, так как находился в постоянном поиске новых форм выражения мыслей. Его произведения теперь несут более личный характер — человек у Державина обладает индивидуальностью, привычками, которые становятся важными для понимания самого мироздания.
Слайд 12
Оды Ломоносова являются образцовыми произведениями жанра, тогда как
Державин открыл новые лирические жанры, расширив границы классицизма. Темы,
над которыми размышляли поэты, оставались прежними, но Державин искал новые формы для выражения, смешивая разговорную речь и «высокий» слог, обращаясь к повседневной жизни, как к источнику вдохновения.