формирование собственного отношения к поступкам героев;воспитание уважительного отношения к трудовому народу;воспитание ответственности перед обществом.Цели урока:
Слайд 2
формирование собственного отношения к поступкам героев; воспитание уважительного отношения
к трудовому народу; воспитание ответственности перед обществом. Цели урока:
Слайд 3
Раскрыть замысел книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву»; показать своеобразие художественного метода Радищева. Задачи:
Слайд 4
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Эпитеты
к слову чудище означают: обло – круглое, жирное; озорно
– творящее безобразие, беззакония; стозевно – имеющие сто глоток, жадное, ненасытное; лаяй – лающее, ругающееся. В предисловии автор указывает причину, побудившую его писать: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
Слайд 5
Гаврилов В.Н. Картина "А.Н. Радищев". 1951 г
Слайд 7
«Не все достойны звания патриота, им не могут
быть униженные рабы и угнетатели. Лишь тот может быть
назван сыном Отечества, кто не страшится трудностей, преодолевает препятствия, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». А.Н.Радищев.
Слайд 8
В 1790г. в своей книге «Путешествие из Петербурга
в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил против самодержавно-крепостнического
строя. Печатая книгу, он готов был к любым испытаниям. Напечатал ее в собственной типографии.
«Путешествие из Петербурга в Москву».
Слайд 9
Екатерина II, прочитав книгу, сказала: «Злодей хуже
Пугачева».
Слайд 10
Рассказ о встрече путешественника с крепостным крестьянином, который
вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Крестьянин
мечтает о том, чтобы с него брали оброк. Варварская эксплуатация крестьян производит на путешественника гнетущее впечатление и мысленно восклицает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
«Любани»
Слайд 11
В главе открывается зрелище крестьянской нищеты. Читатель видит
данная природою, онучки с лаптями для выхода»). Пища крестьян – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки»; сахар для них – «боярское кушанье».
«Пешки»
Слайд 12
Основная часть «Спасской полести» построена как развернутая аллегория
(иносказание). Путешественнику приснилось, что он царь, окруженный раболепными придворными.
Но вот появляется Прямовзора, которая называет себя Истиной, и снимает пелену с глаз царя. Что же видит он? Оказывается, одеяния его, «столь блестящие… замараны кровию и омочены слезами»; на перстах у него «остатки мозга человеческого», ноги стоят в тине. Во взорах окружающих – «хищность, зависть, коварство и ненависть». Речь в этой аллегории идет о неправой власти тирана.
«Спасская полесть»
Слайд 13
«Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где
нет любви», – говорил А. С. Пушкин. «Путешествие из
Петербурга в Москву» проникнуто и обличительным пафосом борьбы с самодержавием, и горячей любовью, сочувствием к простому народу. В этом сила произведения первого русского революционера, писателя Александра Николаевича Радищева.