Слайд 2
Серебряный век
Литература рубежа веков и начала ХХ в.
– отражение противоречий и поисков эпохи
Активная литературная жизнь: книги
и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов
Слайд 3
Серебряный век
Огромный интерес к поэзии – особенно к
модернистским течениям:
символизм акмеизм футуризм
модернизм
Слайд 4
Символизм –
литературно-художественное направление, считавшее целью
искусства интуитивное постижение мирового единства через символы
Слайд 5
Символ -
То, что служит условным знаком какого-н.
понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря
С. И. Ожегова)
В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов
«Символ – окно в бесконечность»
(Ф. Сологуб)
Слайд 6
Истоки символизма:
философия всеединства В.Соловьёва, его учение о
Мировой Гармонии и Вечной Женственности; учение Платона
Владимир Сергеевич
Соловьёв
Платон
(428-347 гг. до н.э.)
Слайд 7
Владимир Сергеевич Соловьёв
1853-1900
Слайд 8
В.С.Соловьёв – выдающийся философ, поэт, переводчик. Предсказал многие
художественные открытия и философские идеи ХХ века
Слайд 9
Идея всеединства
В. Соловьёва
центральное место занимает абсолютная
ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной
Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом.
«Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").
Слайд 10
«Положительное всеединство»
Истина
Добро
Красота
Слайд 11
Красота
«Красота спасёт мир»
Ф. М. Достоевский
Вера
В. Соловьёва
в спасительную миссию КРАСОТЫ
Слайд 12
Облик «положительного всеединства»
Воплощение вечно-женственного начала
в мистических
образах:
Душа Мира
Премудрость Божия
София
Искусство – посредник в достижении «всеединства»
Слайд 15
Вечная Женственность
Объект платонического культа и созерцательного любования
Действие, предполагающее
ответное чувство
Слайд 16
Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных»
сквозь мнимую, иллюзорную действительность:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что
всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искажённый
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
В. Соловьёв. 1892г.
Слайд 17
Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты
Д. С. Мережковский
З. Н.
Гиппиус
Слайд 18
Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты
Ф. Сологуб
К. Бальмонт
Слайд 19
Последователь В. Соловьёва – поэт-символист
В. Я. Брюсов
Слайд 20
Три сборника стихов
«Русские символисты»
(1894 г.)
(Ведущим автором был
В. Брюсов)
Экзистенциальные
темы:
ЖИЗНЬ
гражданские,
СМЕРТЬ социальные темы
БОГ
Слайд 21
Справка
Экзистенциализм
(философия существования) -
мировоззрение, ставившее вопросы о
том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф.
Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
Слайд 22
Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла -
«искусство для искусства»:
«Создания искусства – приотворённые двери в вечность»
«Быть
может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов»
В. Я. Брюсов
Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»
Слайд 23
Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:
Религиозно-философские поиски
В поэзии
– мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности,
ухода от скуки повседневности в мир фантазий:
Я – раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
З. Гиппиус
Слайд 24
«Младосимволисты»
(1900-е годы)
Андрей Белый (Борис Бугаев)
Вячеслав Иванов
Александр Блок
Слайд 28
Особенности эстетики «младосимволистов»
Творчество и жизнь поэта – элементы
грандиозного художественного произведения, космического процесса
Значение имеет лишь то, что
находится по ту сторону жизни, а реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.
Слайд 29
Особенности эстетики «младосимволистов»
Почувствовать эти вечные сущности способен лишь
поэт-теург
Язык новой поэзии – язык символов:
«Символ только тогда истинный
символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине»
Вячеслав Иванов
Слайд 30
Особенности эстетики «младосимволистов»
«Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление
«приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый)
Вера
в обновление мира
Тема России – одна из главных в их творчестве
Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность
Слайд 31
Значение символизма
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий
Символисты
придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество
дополнительных оттенков и смыслов
Поэзия символизма очень музыкальна, богата аллитерациями и ассонансами
Слайд 32
Значение символизма
Символизм попытался создать новую философию культуры, новое
мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием
- сделать искусство объединяющим людей началом