Слайд 2
Литературные роды
Лирика
Эпос
Драма
Литературный род – это крупные объединения словесно-художественных
произведений по типу отношения высказывающегося к художественному целому.
Слайд 3
Драма – это литературное произведение в диалогической форме
с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения
на сцене.
Ли́рика, лири́ческая поэ́зия — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство или настроение автора.
Э́пос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей.
Слайд 4
Драма в России
Драма в России занесена с Запада
в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь
в конце XVIII века.
До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.
В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.
Слайд 5
Жанр
Жанр — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства
и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных
особенностей произведения.
ПРИМЕР:
Басня имеет ряд
устойчивых признаков:
короткий сюжет,
аллегория,
мораль.
Слайд 6
Важно, что литературные жанры выделяются по чисто «литературной»
сущности, одним из центральных элементов которой является риторика; литература
– это всё-таки искусство.
В отличие от неё, фольклорные жанры характеризовались на основе культовых признаков, а не словесных: фольклор изначально являлся частью религиозно-магической сферы.
Существует огромное количество литературных жанров, одни из которых являются очень древними по происхождению, другие развивались в строго определённые исторические периоды и впоследствии угасали.
Так, комедия, трагедия и эпическая поэма появились на заре европейской (античной) литературы и не теряли своих позиций до настоящего времени, видения имели хождение в средневековье, а очерк развился только в XIX столетии.
В том же веке появились типично современные жанры – детектив, научная фантастика, в ХХ веке оформился такой жанр, как фэнтези. Следовательно, внелитературные ситуации всё-таки играют некоторую роль в формировании жанров.
Слайд 7
Развитие жанров с течением времени
Примечательно, что в различные
исторические периоды одни жанры угасали либо отходили на второй
план, а другие, наоборот, расцветали. В античную эпоху количество принятых тогда литературных жанров можно было пересчитать по пальцам: трагедия, комедия, эпическая поэма, философская поэма.
Причём комедия и трагедия ещё были «не совсем литературными», поскольку их обычно не читали, а только смотрели на сцене; философская поэма выполняла во многом утилитарные функции – рассказывала об устройстве мира, правилах поведения, моральных нормах.
В средневековье театральные представления были под запретом, и популярность приобрели жанры «сугубо для чтения»: повести, романы, героические поэмы, жития святых и другие. В XIX веке центральным литературным жанром был роман, а в ХХ веке, когда читать стали меньше и труднее воспринимались крупные формы, на смену роману пришёл рассказ (в том числе очерк, фельетон).
Появился и так называемый «антироман» - экспериментальный жанр, основанный на отказе от традиционных канонов романа; развился он также в середине ХХ века, хотя первые его образцы и даже сам термин появились ещё в XVII столетии. В эпоху развития кино и телевидения литература приобрела куда меньшее значение. Однако литературные жанры интегрировались в новые виды искусства – так появились кинороман, киноповесть, киноочерк.
Слайд 8
Эпос
Басня
Рассказ
Роман
Очерк
Повесть
Роман-эпопея
Слайд 9
Жанры эпических произведений
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной
форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию
притча близка к басне.
Рассказ – небольшое произведение с ограниченным числом персонажей, в котором, как правило, решается одна проблема и описывается одно событие.
Новелла – разновидность рассказа, с острым сюжетом и неожиданным финалом. Л.Н. Андреев «Чемоданов»
Слайд 10
Основные черты рассказа:
1).Небольшой объём;
2).В основу сюжета положено
чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
3).Мало
число персонажей:
как правило один – два центральных героя;
4).Автору интересна какая – то
определённая тема;
5).Решается какой – то один
главный вопрос.
Слайд 11
Очерк - одна из разновидностей рассказа, затрагивающая проблемы
гражданского и нравственного состояния «среды» (проблемы «нравоописательные»). В основе
– документальность, «писание с натуры». Н.А. Некрасов «Физиология Петербурга».
Повесть – произведение, среднее между рассказом и романом по количеству действующих лиц. События представлены в хронологической последовательности.
Слайд 12
«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830
года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель»,
«Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина.
Слайд 13
Роман – эпический жанр, отображающий жизнь во всей
ее полноте, многообразии. Роману свойственны многолинейность сюжета, многопроблемность, разнообразие
внутренних и внешних конфликтов.. Характеры показаны в развитии на протяжении длительного времени.
Слайд 14
Роман-эпопея – это разновидность романа, с особой полнотой
охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие
судьбы и драматические события народной жизни.
Слайд 15
Лирические жанры
Ода – жанр классицизма. Стихотворение, воспевающее государственные
или исторические события и героев, отличается торжественностью стиля и
высокой лексикой.
Элегия – стихотворение грустного, печального характера, выражающие философские размышления о жизни и человеке. Преобладают мотивы личных переживаний,: одиночества, отвергнутой любви, разочарования.
Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы: два катрена (четверостишия) и две терцины (трехстишия).
Песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева.
Письмо – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу или к группе лиц. Выделяют письма лирические, дружеские, сатирические.
Эпиграмма – сатирическое стихотворение, краткое и остроумное, высмеивающее определенное лицо или явление.
Лирическое стихотворение – небольшое произведение, написанное ритмизированной речью, стихами.
Слайд 16
Жанр оды- любимый жанр Ломоносова
Ломоносов написал 20 больших
од. Они положили начало ангажированной поэзии( поэзии заказной, поэзии
государственного служения). Они стали образцом для одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века.
Н.И.Кисляков.
Юный Ломоносов на пути в Москву
Слайд 17
Драматические жанры
Комедия – вид драмы, в котором персонажи,
события и сюжет вызывают смех и проникнуты комическим. Задачи
комедии – осмеять отрицательные явления действительности, а также развлечь зрителя. Выделяют несколько видов комедии (комедия положений, комедия характеров, комедия-буффонада).
Трагедия – вид драмы; в основу сюжета положен неразрушимый конфликт, вызывающий страдания и гибель героев в финале.
Драма – жанр, соединяющий трагическое и комическое. В драме изображен острый, но разрешимый конфликт, судьба главного героя и развязка сюжета могут иметь разные формы. Драма не осмеивает людей, а изображает из на фоне общества.
Слайд 18
Знаменитая комедия «Ревизор»-
Бессмертное произведение Гоголя
Слайд 19
А.С. Грибоедов
«Горе от ума»
Созданная чуть больше полтора
века назад, комедия пользуется всеобщим признанием. Колоссальную роль в
раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова.
Слайд 20
Лироэпические жанры
Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной
организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд
переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского
Слайд 21
Баллада
Баллада, как жанр, зародилась в средние века у
романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В
ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. Для баллады характерно краткость возложения событий и наличие драматической развязки. Народная баллада оказала существенное влияние на развитие жанра баллады в европейской профессиональной поэзии и музыки.