Слайд 2
Жизнь и творчество В.В. Маяковского
Слайд 3
Владимир Владимирович Маяковский родился в семье лесничего.
В
1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву.
Маяковский учился в московской гимназии.
К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов, которые привлекали его протестом против устоев буржуазного общества. Маяковский воспринимал футуризм, как подступ к решению задачи - создать новый демократический поэтический язык.
7.7.1893, село Багдади – 14.4.1930, Москва
Слайд 4
Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось
в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир
Маяковский" (поставлена в 1913 г.).
В стихах, напечатанных в журнале "Новый сатирикон" ("Гимн судье", "Гимн учёному", "Гимн взятке"), Маяковский воздаёт саркастическую "хвалу" мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство.
Слайд 5
Начало 1-й мировой войны 1914-18 отразилось в его
творчестве неоднолинейно: в статье "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914 г.)
он писал, что "сегодня нужны гимны...", но в стихах "Война объявлена" (июль 1914 г.) и "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914 г.) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице.
Слайд 6
Новым этапом явилась поэма "Облако в штанах". Поэма
отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и
осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - "Флейта-позвоночник" (1916 г.), "Война и мир" (отдельное издание - 1917 г.), "Человек"(1916-17 гг., опубликована в 1918 г.) - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека.
Обложка «Облако в штанах»
Слайд 7
Радостно встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию:
"Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось".
До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы.
После Октября творчество Маяковский приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе "Мистерия-буфф" (1918 г., 2-й вариант, 1921 г.).
В "Левом марше" (1918 г.), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции.
Слайд 8
Переехав в марте 1919 в Москву, он работает
в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами
агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон").
Слайд 9
В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924 г.) деятельность
вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне.
Поэму "Хорошо!" (1927 г.) А. В. Луначарский назвал "Октябрьской революцией, отлитой в бронзу"; Маяковский воспевал здесь "весну человечества" - своё социалистическое отечество.
Слайд 10
Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый
духовный рост человека нового общества. Маяковский - лирик, трибун,
сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца".
Слайд 11
Женщины
Элли Джонс (Элизавета Петровна Зиберт) — родилась в
Башкирии в 1904г. В 1924 в Америке втретилась с
Маяковским. Мать единстенной дочки поэта.
Татьяна Алексеевна Яковлева — родилась в 1907г. В 1928 знакомится в Париже в Маяковким, который тут же в нее влюбляется. В 1929 выходит замуж за дю Плесси
Вероника Витольдовна Полонская. В мае 1929 знакомится с Маяковским будучи уже замужем за М. Яншиным. Последний человек, видивший Маяковского живым.
Слайд 12
Лили Юрьевна Брик
«любовь – это сердце всего»
Родилась в
1891г. в московской еврейской семье
в 1912 г. вышла замуж
за Осипа Брика
в 1915 — знакомство с Маяковским
1918-1923 — совсемстная жизнь с В.В. Маяковским
Слайд 13
Лиличка
«дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг»
Весна
1918 - Лиля объявила мужу о своей любви к
Маяковскому. Брики и Маяковский решили жить вместе
Лето 1918 — дача в Левашово, начало совместной жизни
Осень 1918 Брики и Маяковский переезжают в Москву и поначалу жили в коммуналке в Полуэктовом переулке
1921 - квартира в Водопьяновом переулке у Бриков, у Маяковского комната на Лубянке
декабрь 1922 — февраль 1923 — расставание Лили и Владимира
1924 — разрыв отношений со стороны Лили.
Слайд 14
ЛЕФ
«левый фронт искусств»
В 1923 году организовал группу Леф
(Левый фронт), толстый журнал «Леф» (в 1923-25 гг. вышло
семь номеров) В группу входили как литераторы (Маяковский, Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Третьяков) и филологи (В.Шкловский, О.Брик), так и представители других областей искусства (С.Эйзештейн, Дзига Вертов).
1927-28 гг. — тонкий журнал «Новый леф». 24 номера
Летом 1928 года — разочарование в Лефе и уход из организации и журнала.
1930 г. вступил в РАПП, которую рассматривал как массовую литературную организацию.
Слайд 15
Заграница
«Я хотел бы жить и умереть в париже,
если б не было такой земли — Москва»
1922 —
Рига, Берлин, Париж
1924 — Берлин
1925 — Париж, Месксика, Америка. Знакомство с Элли Джонс
1927 — Чехославакия , Франция, Германия.
1928 — повторная поездка в Париж. Знакомство с Татьяной Яковлевой
1929 - Берлин, Париж, Ницца, Монте-Карло
Слайд 16
Основные даты
1908 – первые аресты
1909 – третий арест,
заключение на 11 месяцев
1911-1914 – Училище живописи, ваяния, зодчества
1912
– «Пощечина общественному вкусу»
1913 – сборник «Я!»
1914 – Начало войны. Работа над «Облаком в штанах»
1915 – знакомство с Лилей Брик
1917 – революция
1919 – начало работы в РОСТА
1922 – начались путешествия заграницу
1923 – начало «Лефа»
1924 – знакомство с Элли Джонс
1928 – Знакомство с Татьяной Яковлевой
1929 – Знакомство с Вероникой Полонской
1930 – вступление в РАПП, смерть.
Слайд 17
Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной
борьбы привела Маяковского к депрессии и самоубийству. Поэма "Во
весь голос" (1930) воспринимается как поэтическое завещание Маяковского, полное глубокой внутренней веры в торжество коммунизма.
В. В. Маяковский и Л. Ю. Брик
Слайд 18
В 1937 г. была открыта Библиотека-музей Маяковского в
Москве; в январе 1974 г. в Москве открыт Государственный
музей Маяковского. В 1941 г. Музей Маяковского открыт в посёлке Маяковский (бывшее село Багдади) Грузинской ССР.
Слайд 23
Смерть
«все чаще думаю – не поставить ли лучше
точку пули в своем конце»
Всем
В том, что умираю, не
вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят -
"инцидент исперчен",
любовная лодка разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид.
Счастливо оставаться. Владимир М а я к о в с к и й.
Слайд 24
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши
краску из стакана;
Я показал на блюде студня
косые скулы
океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913