Слайд 3
Содержание
1. Сведения из биографии;
2. Драма «Гроза»;
2.1 Словарная
работа;
2.2 Структура драматического произведения;
2.3 История создания пьесы;
2.4
Слайд 4
Сведения из биографии
Родился в 1823 году в Москве:
в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе.
Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем - известный в московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат).
Слайд 5
Сведения из биографии
Получил неплохое домашнее образование - с
детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками,
хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой.
Успешно окончил гимназию и в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета.
Карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство.
Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет служил мелким чиновником в суде.
Слайд 6
Сведения из биографии
Богатые, но еще вчера жившие по
старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им
современная жизнь, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского.
Слайд 7
Сведения из биографии
Первой публикацией стала небольшая пьеса «Картина
семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» — они были
напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 г.
Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».
Слайд 8
Сведения из биографии
Всероссийская известность началась со второй комедии
- "Свои люди сочтемся !" (или "Банкрот" 1849 г.)
Пьеса имела огромный успех у читателей после публикации в журнале "Московитянин". Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1 . Цензурный запрет продержался одиннадцать лет.
Слайд 9
Сведения из биографии
В 1856 г Островский совершил путешествие
по Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные
впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в
"Грозе" (1859).
Слайд 10
Сведения из биографии
В 60 г.г. в творчестве Островского
появляется и герой дворянин. Но такой, который занят не
правдоискательством, а успешной карьерой. Например в комедии "На всякого мудреца довольно простоты" - целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои "Леса" - двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица, проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.
Слайд 11
Сведения из биографии
В последних произведениях Островского в центре
событий все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в
нравственных достоинствах деятельного героя, "делового человека", интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех. В конце своего творческого пути он написал драму "Богатые невесты"ю Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе: как тогда выражались, " девушки на выданье" - "Бесприданница" (1878 г).
Слайд 12
Сведения из биографии
В последние десятилетия жизни Островский создает
своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1972 г.
он написал стихотворную комедию "Комик 17 столетия"о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - "Таланты и поклонники" (1981) и "Без вины виноватые" (1983). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актеров .
Слайд 13
Сведения из биографии
В последние десятилетия жизни Островский создает
своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 г.
он написал стихотворную комедию «Комик 17 столетия» о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - "Таланты и поклонники" (1881) и "Без вины виноватые" (1883). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актеров .
Слайд 14
Сведения из биографии
Умер Островский в 1886 году в
своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих
лесах: на холмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.
Слайд 15
История создания
В течение некоторого времени существовало предположение, что
в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в
русском городе Костроме в 1859 году.
Слайд 16
История создания
“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская
мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то
ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.
Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержки части приданого.
В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.
Слайд 17
История создания
Н.И. Коробицын:
“Опыт комментария к драме “Гроза” писал:
“Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих
лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило ... “клыковское дело”.
1892 г.
Слайд 18
История создания
Пьеса “Гроза” была начата не позже июля,
а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за
месяц до происшествия в семье Клыковых.
“Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах.
Слайд 19
История создания
“Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной
России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового
уклада и пейзажа.
Слайд 20
Словарная работа
Драма - драматическое произведение, в котором воспроизводится
преимущественно частная жизнь людей. В ней изображается напряжённая борьба
героев и острый, преимущественно социальный конфликт
Трагедия - драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый жизненный конфликт, завершающийся в большинстве случаев гибелью героев
Слайд 21
Словарная работа
Ремарка - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход
действия в пьесе.
Диалог - форма устного или письменного обмена высказываниями
(репликами) между двумя и более людьми;
Монолог - речь действующего лица пьесы, в отличие от диалога, обращённая к самому себе или к зрителям.
Слайд 22
Словарная работа
Конфликт - столкновение противоположных взглядов действующих лиц
в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра.
Слайд 23
Покаяние - изменение внутренней и внешней жизни человека,
заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь
в согласии со всесвятой волей Бога.
Эгоцентризм - крайняя форма проявления эгоизма.
Слайд 24
В классическом варианте выделяют следующие части художественного произведения:
Пролог
- вступительная часть литературного или музыкального произведения.
Экспозиция - ввод
в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Завязка - экспозиция перерастает в…
Завязка - это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт конфликты.
Развитие - события, следующие за завязкой, в процессе которых происходит обострение намечающихся противоречий, развитие конфликта
Кульминация - точка высшего напряжения, подъёма, развития чего-н.
Развязка – разрешение конфликта
Эпилог -заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев
Слайд 25
Домострой
Полное название - Книга, называемая «Домострой», содержащая в
себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу,
и жене, и детям, и слугам, и служанкам) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Слайд 26
об организации семьи («Как жить с женами и
с детьми и с домочадцами»)
Домострой призывает, чтобы все члены
семьи были «сыты и одеты» и наставлены в Страхе Божьем. Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж - работать и добывать пропитание, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всем подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия — «не ослабляи, бия младенца»), дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всем слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель "лютою смертью от гражданской казни".