Слайд 2
Идейно - художественный
замысел писателя
Слайд 3
Художественная идея напоминает рассуждение на определённую тему. В
ней есть сомнения, есть вопросы, есть тезисы и доказательства.
Просто они приобретают игровую форму.
Слайд 5
У автора есть своё мнение на каждый вопрос.
Как правило, оно отражается в главном герое. Но сюжет
и фабула строятся так, чтобы герой постоянно сталкивался с проблемами и проверяет свои принципы на прочность.
Слайд 8
Замысел литературного произведения ― это, по сути, синоним
идеи произведения: это то, что движет литературную историю, но
не персонажи с их проблемами.
Слайд 9
Замысел ― это первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок
будущего произведения.
Слайд 11
У замысла есть две стороны: идейная (предполагаемое разрешение взволновавших писателя
проблем иконфликтов) и сюжетная (автор заранее намечает ход событий).
Слайд 12
Однако изучение творческой истории различных произведений доказывает, что
замысел может изменяться. Например, Лермонтов предполагал развернуть действие «Демона» в Испании,
а потом перенёс его на Кавказ.
Слайд 13
Писатель С. Залыгин так объясняет причину изменения замысла: «Сначала
я веду героев, а потом, переваливчерез половину, оказываюсь в
подчинении у них… Приходится приниматься за начало вещи, потому что в первоначальном виде оно не соответствует героям, характеры и поступки сложились только в середине романа».
Слайд 14
Изменение замысла сюжета ведёт к изменению идейного
замысла, который связан с мировоззрением автора, вытекает из системы
его идеалов и представлений о мире.
Слайд 17
Когда мировоззрению писателя свойственны противоречия, как это
было, например, у
Л. Толстого и О. Бальзака, то это
сказывается на произведении, и читатель может сделать выводы, не совпадающие с тем, чтó хотел сказать писатель.
Слайд 18
В таком случае говорят, что возникло противоречие между
замыслом и исполнением, хотя на самом деле противоречие заложено
в окончательной концепции произведения.
Слайд 19
Замысел литературного произведения ― это, по сути,
синоним идеи произведения: это то, что движет литературную историю,
но не персонажи с их проблемами.
Слайд 21
В замысле художественного произведения (романа), как правило,
заложены несколько точек зрения, поскольку автор рассчитывает осветить свою
идею с разных сторон.
Слайд 22
Замысел даже великого писателя не всегда совпадает
с восприятием произведения читателем или постановщиком пьесы.
Слайд 23
По замыслу Льва Толстого, читатель должен был осудить Анну
Каренину за измену мужу, разрушение семьи и карьеры мужа,
а читатель жалеет и оправдывает Анну.
Слайд 24
По замыслу Шекспира, Гамлет ― толстяк, слабак и
рохля. Шекспир фокусирует внимание на внешнем виде Гамлета, чтобы
подчеркнуть определённые ― безусловно, «понижающие» образ ― черты характера главного героя.
Слайд 25
В пьесе Шекспира ремарка: «Выходит Гамлет, толстый, с
одышкой», Гертруда говорит Клавдию во время поединка Гамлета с
Лаэртом: «Наш сын тучен, он задыхается».
Слайд 26
Целостность - вот необходимое условие композиционного построения не
только романа, но и любого художественного произведения.
Слайд 29
Излишние персонажи, эпизоды и детали, как бы не
были интересны сами по себе, но если они не
служат раскрытию идейного замысла писателя, то снижают эстетический запал произведения.
Слайд 31
В этой связи примечательны слова А. П. Чехова:
«…не надо ничего лишнего. Все что не имеет прямого
отношения к рассказу, все надо беспощадно выбрасывать. Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить. А если не будет стрелять, не должно и висеть».
Слайд 32
Каждую часть своего романа писатель подчиняет закономерностям художественного
мышления таким образом, чтобы все они представляли собой единое,
целостное произведение искусства.
Слайд 33
Рассуждая на эту тему, В. Г. Белинский подчеркивал:
«…существуя сама по себе, в то же время существует
для целого, как его необходимая часть и способствует впечатлению целого» .
Слайд 34
Для изображения того или иного события в художественном
произведении писатель выбирает самые важные его грани, стремится убедительно
и эмоционально показать свое отношение к нему.
Слайд 35
Бывает, что некоторые читатели равнодушно воспринимают «скучные» описания
природы, размышления автора, лирические отступления. А между тем в
восприятии идейного замысла произведения роль этих элементов весьма значительна.
Слайд 36
Динамичное или статичное изображение героев художественного произведения находит
свое выражение в их речи, в их взаимоотношениях, поступках,
чувствованиях, устремлениях.
Слайд 37
В осмыслении характеров персонажей неоценимую роль играют такие
элементы композиции, как монологи, послания, авторские ремарки, пейзажи, портреты.
Слайд 39
Каждый из этих элементов выполняет самостоятельную задачу в
произведении, находится в сложной взаимосвязи с другими элементами; совместно
они организуют и обеспечивают композиционную целостность произведения.