Слайд 2
Цель работы: доказать, что в романе «Лето Господне»
соблюдаются принципы историзма ( воссоздан облик, колорит, дух ушедшей
исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях).
Задачи работы:
установить взаимосвязь биографии писателя с содержанием романа;
сопоставить текст романа с конкретными архивными материалами, другими произведениями литературы той эпохи;
изучить язык художественного произведения в соотнесении с языком общенациональным, литературным, языком писателя;
составить хронотоп романа.
Слайд 3
«И чуется мне, что эту книгу написала о
себе сама Россия пером Шмелёва; выговорила о себе глубинную
правду…утвердила себя навек…»
Иван Ильин
Слайд 4
О романе «Лето Господне»
Жизнь семьи в течении православного
года – от Великого поста до Крещенья – это
и есть, по существу, отображённый жизненный материал.
Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека.
Слайд 5
Взаимосвязь биографии писателя с содержанием романа «Лето Господне»
…и
то, что он живописует, есть русский человек и русский
народ – в его умении и в его окаянстве…
Иван Ильин
Принцип историзма состоит в том,
чтобы произведение рассматривалось
как элемент биографии писателя.
Слайд 6
Историзм – воспроизведение правды времени
Глава «Чистый понедельник»
«Трудитесь и
будете богаты…»
«Отец мой любил труд, как все
Н. К. Крестовников истинно деловые люди»
(московский предприниматель) Н. П. Вишняков
(гласный московской думы)
Роман «Лето Господне»
Отец Вани
Солодовкин
Купец Крапивкин
Егорыч
Горкин
Денис
Гаранька
Слайд 7
«Русское купечество отличалось
«Они были таковы, как будто
набожностью: проезжали или их матери, горячо молясь
проходили мимо какой – либо перед древними иконами,
и крестились , невольно запечатлели в себе
церкви, снимали шапки эти строгие и пламенные черты.
начинали ли какое–либо В таких лицах было что – то
дело – тоже крестились…» византийское».
Н. А. Варенцов В. П. Рябушинский
«А ты держись, про душу думай. Такое время, всё равно как последние дни пришли… по закону-то! Читай – «Господи Владыко живота моего». Вот и будет весело…»
И. С. Шмелёв
Таким образом, мы видим, что принципы историзма в романе находят наиболее глубокое выражение в характерах действующих лиц, а также в деталях быта и обстановки.
Слайд 8
Глава «Пасха»
Смог ли Шмелёв передать исторический смысл праздника
и достоверно отразить дух пасхального торжества в Замоскворечье второй
половины XIX века?
«Я прижимаю к груди «Звон колокольный и яйца на блюде
яичко, - и усыпляющий перезвон Радостью душу согрели.
качает меня во сне…» Что лучезарней, скажите мне, люди,
И. С.Шмелёв Пасхи в апреле?»
М. Цветаева
«В торговых оранжереях была давка «Вороха роз пасхальных и куличи
от покупателей, цветущие махровые сирени, лежат под бумагой в зале…На
тюльпаны, розы, гиацинты и ландыши дня образах веночки из розочек».
за два до праздника в изобилии разносились И. С. Шмелёв
в корзинах подарками по Москве».
Н. Д.Телешов
Слайд 9
Глава «Постный рынок»
Глава построена по модели круга. В
христианстве с символом круга связан его главный идеал —
всеединство и его главный принцип — постоянное возвращение к центру, разрушение личного эгоизма, примирение Бога и человека, примирение самих людей. Все праздники в романе идут один за другим, образуя годовой цикл.
Слайд 10
«Что во мне бьется так, наплывает в глазах
туманом? Это - мое, я знаю. И стены, и
башни, и соборы... и эта моя река, и заречная даль посадов... - были во мне всегда. И все я знаю. И дым пожаров, и крики, и набат... - всё помню! Бунты, и топоры, и плахи, и молебны... – все мнится былью, моей былью... - будто во сне забытом…»
И. С. Шмелёв
Слайд 11
Язык романа «Лето Господне»
«…всё это течёт, вспыхивает или сыплется с такой естественностью, как если бы это была не ткань
искусства, а подслушиваемая нами реально
живая, словесно-звучная действительность…»
Иван Ильин
Книга написана такими словами, какими говорило всё русское купечество второй половины XIX века.
обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(голубок, рыбка, праздничек и др.)
частое использование церковнославянизмов
использование фольклорных приёмов: сдвоенные прилагательные, повторы одного и того же слова, обилие просторечья
(церква, крепше, нонешнею и др.)
Слайд 12
Хронотоп романа «Лето Господне»
Хронотоп – изображение времени и
пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и
взаимовлиянии.