Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Стилевые особенности нравственно-психологических повестей Лескова

Содержание

Особенности стиля Н.С. ЛесковаВнимание к народным жанрам: сказу, сказке, легенде, анекдоту и житию.Прием обобщения – нет имени или много имен.Колоритные характеры.Оригинальные сюжеты.Сценичность произведений (монологи, диалоги, оригинальность описания).Яркий народный язык.ПОВТОРЕНИЕ
Две Катерины, две судьбыЛесков писал не о мужике, не о помещике, а Особенности стиля Н.С. ЛесковаВнимание к народным жанрам: сказу, сказке, легенде, анекдоту и Статья Л. Крупчанова «Жажда света»«Человеческое родство со всем миром» сказывается в одном Примечания Л. КупчановаН.С. Лесков точно указывает время и место написания повести: «26 Незнакомые словаКиевский патерик – сборник «житий» святых и иноков киевского Печерского монастыря.Лежень Темы в «Леди Макбет Мценского уезда» Трагической женской судьбы;веры Нравственно-психологическая повесть преобладала в творчестве Лескова«Леди Макбет Мценского уезда» (1864). Стиль Лескова Своеобразие сюжетостроения повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»Стиль еще более усложняется. Проводником любви-страсти автор делает Катерину Львовну, существо, лишенное духовности, культуры. Всмотримся в «За окном в тени мелькает русая головка…»**из стихотворения Я. Полонского «Вызов». Символом страсти является веревка. Причем образ веревки проходит через весь очерк, превращаясь Катерина в драме «Гроза»Трагедия: это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между выводПьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла Вывод по всему творчеству Н.С. ЛесковаВ своих произведениях Н. С. Лесков отразил
Слайды презентации

Слайд 2 Особенности стиля Н.С. Лескова
Внимание к народным жанрам: сказу,

Особенности стиля Н.С. ЛесковаВнимание к народным жанрам: сказу, сказке, легенде, анекдоту

сказке, легенде, анекдоту и житию.
Прием обобщения – нет имени

или много имен.
Колоритные характеры.
Оригинальные сюжеты.
Сценичность произведений (монологи, диалоги, оригинальность описания).
Яркий народный язык.

ПОВТОРЕНИЕ


Слайд 3 Статья Л. Крупчанова «Жажда света»
«Человеческое родство со всем

Статья Л. Крупчанова «Жажда света»«Человеческое родство со всем миром» сказывается в

миром» сказывается в одном из сильнейших произведений Н.С. Лескова

– повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1864).
Судьба Катерины Измайловой поначалу сходна с судьбой Катерины Кабановой из драму А. Островского «Гроза». Обе молодые женщины оказываются в деспотических условиях купеческой семьи, обе наделены сильными, цельными характерами. Но Катерина Кабанова погибает, бросив вызов среде, которая ее душит. Катерина Измайлова гибнет, пройдя через самые омерзительные формы человеческих отношений в этой среде.
Скука, своевольный характер и всепоглощающая страсть - внешние мотивы преступлений Катерины Измайловой. На самом деле эти преступления - результат бесчеловечных отношений, доведенных до автоматизма там, где обесценившаяся человеческая жизнь становится разменной монетой. Сильная, волевая натура Катерины контрастирует с узостью интересов и целей. Ее большая, искренняя любовь к ничтожному человеку не может не вызвать жалости и сочувствия.
Трагедия Катерины Измайловой - это трагедия бессмысленности существования целого сословия российского общества - провинциального мещанства. Общечеловеческий смысл ее не снижается названием повести, ограничивающим ее масштабы ("Леди Макбет Мценского уезда"), - этот художественный прием использовался писателями "натуральной" школы ("Гамлет Щигровского уезда" И. Тургенева). На материале российской действительности Лесков создает трагедию человеческих страстей огромного накала, приближаясь к шедеврам мировой литературы.


Слайд 4 Примечания Л. Купчанова
Н.С. Лесков точно указывает время и

Примечания Л. КупчановаН.С. Лесков точно указывает время и место написания повести:

место написания повести: «26 ноября 1864 г. Киев».
В первой

публикации повесть называлась «Леди Макбет нашего уезда».
Н.С. Лесков предполагал создать цикл очерков о женщинах разных сословий. Он писал в редакцию журнала «Эпоха»: <<«Леди Макбет нашего уезда» составляет 1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности. Всех таких очерков я предполагаю написать двенадцать, каждый в объеме от одного до двух листов, восемь из народного и купеческого быта и четыре из дворянского. За „Леди Макбет“ (купеческого) идет „Грациэлла“ (дворянка), потом „Майорша Поливодова“ (старосветская помещица), потом „Февронья Роховна“ (крестьянская раскольница) и „Бабушка Блошка“ (повитуха). Далее пересчитывать не буду, тем более что они еще не отделаны; но те, которые я назвал Вам, могут идти друг за другом, по одному в месяц, и должны, по моему расчету, все выйти к следующей зиме особым изданием»>> .
Лесков вспоминал: «А я, вот, когда писал свою "Леди Макбет", то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда».
Характер Катерины Измайловой, как и описанная в повести трагедия, - итог изучения жизни и быта провинциальной купеческо-мещанской среды. Некоторые воспоминания детства в сочетании с более поздними наблюдениями помогли писателю создать убедительную картину жизни. Лесков вспоминал, например: «Раз одному соседу старику, который "зажился" за семьдесят годов и пошел в летний день отдохнуть под куст черной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч... Я помню, как его хоронили... Ухо у него отвалилось... Потом ее на Ильинке (на площади) "палач терзал". Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая...».

воспоминания детства – каторга
Фильм «Леди Макбет Мценского уезда» (1989): 0,00,15 – 0,01,09
С ЭТОГО ЭПИЗОДА МОЖНО НАЧАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ БОЛЕЕ ЧЕТКО ПОНИМАИ, ЧТО РЕЧЬ НА УРОКЕ ПОЙДЕТ ОБ ОБРАЗЕ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ!!!


Слайд 5 Незнакомые слова
Киевский патерик – сборник «житий» святых и

Незнакомые словаКиевский патерик – сборник «житий» святых и иноков киевского Печерского

иноков киевского Печерского монастыря.
Лежень – брус, доска.
Скрыня – ближайшая

к плотине часть мельничного пруда.
Пихтерь – большая плетеная корзина для носки сена и другого корма скоту.
Киса – кожаный затягивающийся мешок, мошна.
Чаврела – чахла, сохла.
Иов – библейский праведник, безропотно переносивший ниспосланные его Богом испытания.

Слайд 6 Темы в «Леди Макбет Мценского уезда»
Трагической женской

Темы в «Леди Макбет Мценского уезда» Трагической женской судьбы;веры

судьбы;
веры


Слайд 7 Нравственно-психологическая повесть преобладала в творчестве Лескова
«Леди Макбет Мценского

Нравственно-психологическая повесть преобладала в творчестве Лескова«Леди Макбет Мценского уезда» (1864). Стиль

уезда» (1864). Стиль Лескова усложнился. Писатель использует несколько фольклорных

традиций и сочетает их с литературными. Он сосредотачивается на психологии русского человека. Видит противоречивость в человеческой психике. Повесть перекликается с Шекспиром. Катерина Измайлова напоминает Катерину из «Грозы»: тяготится неволей, мечтает о ребенке, страстна. Она жаждет наслаждений. Убивает свекра, мужа, племянника и умирает сама из-за запретной любви к Сергею. Лесков опирается на известный мещанский сюжет: «Повесть о купцовой жене и приказчике». Ориентируется на баллады, романсы (песня встречи с мужем).


Слайд 8 Своеобразие сюжетостроения повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского

Своеобразие сюжетостроения повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»Стиль еще более

уезда»
Стиль еще более усложняется. Не одна традиция фольклорной песни:

несколько фольклорных традиций, которые сочетаются с лит традициями предшественниками. Продолжает изучать психологию русского человека, пытается найти ответы на вопросы о загадках русской жизни: сложное взаимодействие социальных и личностных начал в человеке.


Слайд 9 Проводником любви-страсти автор делает Катерину Львовну, существо, лишенное

Проводником любви-страсти автор делает Катерину Львовну, существо, лишенное духовности, культуры. Всмотримся

духовности, культуры. Всмотримся в портрет героини. Заметим, что в

портрете больше внешних черт. Про цвет волос дважды сказано «чёрные» - намек на чёрную душу и дела, которые будет делать Катерина. Прилагательные: невысокий, стройный, выточенный; круглые, крепкие; прямой, высокий – обозначают как будто бы скульптуру, пластику, в которых внешний вид является средством выражением внутреннего.
Итак, тело, плоть, внешняя оболочка Катерины была хороша, а что же душа героини? Телом легка – душой тяжела. Сергею парирует один из мужичков: - Не так ты, молодец, рассуждаешь... Что есть такое в нас тяжесть? Разве тело наше тянет? Тело наше, милый человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет – не тело». А что это за сила, которая тянет, если не душа? Душа и есть. Другим символом души Катерины является ее дом (в доме закрываются ставни, зашториваются комнаты).
Природа как средство выражения внутреннего состояния купчихи может быть очень духовна, подчеркивая контраст бездуховной, но внешне живой женщины.

Образ главной героини


Слайд 10 «За окном в тени мелькает русая головка…»*
*из стихотворения

«За окном в тени мелькает русая головка…»**из стихотворения Я. Полонского «Вызов».

Я. Полонского «Вызов».


Слайд 12 Символом страсти является веревка. Причем образ веревки проходит

Символом страсти является веревка. Причем образ веревки проходит через весь очерк,

через весь очерк, превращаясь то в безобидный поясок, то

меняя лицо на коварный ощер змеи-удавки.
Как не дивиться разнообразию обликов веревки, которые подмечает писатель? Эта веревка приобретает зловещий символ, отвечающий замыслу автора, - облик змеи.
Прочитав грустную повесть, читатель ставит перед собой последний вопрос: как такое вообще могло случиться? Какие причины способствовали появлению такого феномена как преступная любовь? Необходимо найти ответ, поскольку книги раньше, чем сама жизнь способны дать правильный ответ. Действие очерка происходит на фоне России XIX века. Первое обвинение купеческому быту. «Скука непомерная в запертом купеческом терему с высокими заборами и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури». Не случайно Сергей заметил: «Вы у нас теперь как канарейка в клетке».
То есть Н. Лесков выносит обвинение скучной, пошлой, бесчеловечной русской действительности. Сердце читателя, как и сердце писателя, буквально обливается кровью, когда глаза читают следующие строки:
«Безотраднейшая картина: горсть людей, оторванных от света и лишенных всякой тени надежд на лучшее будущее, тонет в холодной черной грязи грунтовой дороги. Кругом всё до ужаса безобразно: бесконечная грязь, серое небо, обезлиственные, мокрые ракиты…


Слайд 13 Катерина в драме «Гроза»
Трагедия: это произведение, в котором

Катерина в драме «Гроза»Трагедия: это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт

присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными

законами жизни.
Гибель Катерины — результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут.
Для Катерины муж — это опора и властелин. Но Тихон не таков, жена разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства — чувства личности, которое оборачивается “греховной” любовью. Это чувство для Катерины — страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить. Любовный сюжет осложнен социальным.


СРАВНИТЬ ПО ЭТИМ ПАРАМЕТРАМ ОБЕИХ КАТЕРИН

Можно сравнить эпохи:
«Гроза»: события происходят в первой половине XIX века…


Слайд 14 вывод
Пьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в

выводПьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль

которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.


  • Имя файла: stilevye-osobennosti-nravstvenno-psihologicheskih-povestey-leskova.pptx
  • Количество просмотров: 161
  • Количество скачиваний: 2