Слайд 2
Философский вопрос: что лучше- истина или сострадание?
Вопрос о
правде многогранен.
Каждый человек понимает правду
по-своему, имея всё-таки
в виду некую окончательную, высшую правду.
Слайд 3
Можно выделить 2 уровня правды
Один- это «частная» правда,
которую отстаивают герои «для себя».
Слайд 4
Настя уверяет всех и себя в существовании необыкновенной,
светлой любви.
Барон- в существовании своего благополучного прошлого.
Клещ правдой называет
своё положение, оказавшееся безнадёжным и после смерти жены: «Работы нет… Силы нет! Вот – правда! Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда!»
Для Василисы «правда» то, что она надоела Ваське пеплу, что она издевается над сестрой.
Такая «частная» правда находится на уровне факта: было- не было.
Слайд 5
Другой уровень «правды»
Мировоззренческий-
в репликах Луки.
«Правда»
Луки и его «ложь» выражаются формулой:
«Во что веришь- то и есть».
Слайд 6
Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки?
Позиции Луки, компромиссной,
утешительной, противостоит позиция Бубного.
Это наиболее мрачная фигура в
пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с сами собой. Его фраза «а нитки –то гнилые…» повторяется на протяжении пьесы несколько раз , как будто комментируя происходящее с точки зрения пошляка , скептика и циника. Он относится к жизни со злым пессимизмом.
Слайд 7
Позиция Сатина в пьесе
Циничная « правда» Бубного
противостоит утешительной проповеди Луки .
Но эта проповедь дала
импульс для определения еще одной жизненной позиции.
Ее выразителем стал Сатин.
В начале пьесы он заявляет :
« Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть , буду работать… да! Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь -хороша! Когда труд- обязанность , жизнь – рабство!»
Слайд 8
После ухода Луки…
Сатин осознает, что его умонастроение
оказывается реакцией на слова Луки : «Да , это
он , старая дрожжа , проквасил нам сожителей…Старик – не шарлатан ! Что такое правда ? Человек- вот правда!... Старик ? Он – умница!... Он…подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»
Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека: « Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!»- утверждает иную жизненную позицию.
Слайд 9
Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?
Ложь Луки не устраивает Сатина
: « Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»
«Правда» Сатина – в человеке : « Человек – свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум, - человек за все платит сам , и потому он –свободен!... Человек- вот правда!»
Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее эти мысли принадлежат самому автору , для которого Человек находился в центре модели мира .
Слайд 10
Горький выделяет две правды :
« правду –
истину» и « правду- мечту »
Эти «правды» не совпадают
, даже враждебны друг другу.
Грандиозен миф Сатина о Человеке : «Что такое человек?... Это не ты , не я , не они…нет! – это ты , я , они , старик , Наполеон , Магомет…в одном! (очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека)… Существует только человек , все же остальное – дело его рук и его мозга»
Слайд 11
Абстрактный «человек вообще» возникает на фоне пустоты ,
за этим образом не стоит ничего конкретного.
Никто
никого не понимает , все заняты только собой , своими проблемами , все в разладе с собой и с миром . Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки , имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем ,а в будущем- в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни.
Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку-мечте.
В этом проявляется ницшеанские взгляды , которые в то время разделял Горький.