Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе Способы выражения архаического сознания в рассказе М.Горького Старуха Изергиль

Содержание

«Рассказ «Старуха Изергиль о глубоком и стойком интересе художника к народно – религиозному творчеству. А ведь это также составляет существо горьковского художественного освоения мира, коренящегося в глубинах русской духовной культуры, его сознательное и интуитивное воспроизведение народнопоэтического
МБОУ «КоневскаяООШ» Способы выражения архаического сознания в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»Дрожкина Ина «Рассказ «Старуха Изергиль о глубоком и стойком интересе художника к народно – АКТУАЛЬНОСТЬ - В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «СТАРУЗА ИЗЕРГИЛЬ» ОТРАЖЕНО МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАШИХ ПРЕДКОВ, Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:эмпирический (изучение и анализ теоретической Гипотеза: в рассказе Символика имен центральных персонажей рассказа ИзергильЛарраФонетически слово «Изергиль» близко к слову «игграззиль». ДАНКОИмя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТОТИПЫ ЛарраАнтихристЛарра Центральные образы рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»и их возможные прототипы ИзергильСмерть«Время согнуло ее ДАНКО  МоисейМоисей вдохновлен Богом. Он лишает людей свободы и жестко дисциплинирует РОЛЬ ЦВЕТА В РАСКРЫТИИ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛАЛарра представляет в рассказе бесчеловечность, «звериность», тьму, Зло, -зла, мн. только род. п. зол, ср.  1. ед. Нечто Результаты опроса учащихся Анкета1.Знаком ли вам термин «архаическое сознание»?2.Известно ли вам, кто Результаты анкетированияРезультаты ответа на вопрос: «Хотели бы вы узнать больше по этой Спасибо за внимание
Слайды презентации

Слайд 2
«Рассказ «Старуха Изергиль о глубоком и стойком интересе

«Рассказ «Старуха Изергиль о глубоком и стойком интересе художника к народно

художника к народно – религиозному творчеству. А ведь это

также составляет существо горьковского художественного освоения мира, коренящегося в глубинах русской духовной культуры, его сознательное и интуитивное воспроизведение народнопоэтического взгляда на мироздание, связанного во многом и с религиозными представлениями».
В.А. Ханов

«В первую очередь архаично в «Старухе Изергиль» использование фантастики, чудесного, в которое рассказчица верит. Для нее реально существуют и живая тень Ларры, и также вечно живые искры сердца Данко».
В.И.Кормилов


Слайд 3 АКТУАЛЬНОСТЬ - В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «СТАРУЗА ИЗЕРГИЛЬ»

АКТУАЛЬНОСТЬ - В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «СТАРУЗА ИЗЕРГИЛЬ» ОТРАЖЕНО МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАШИХ

ОТРАЖЕНО МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАШИХ ПРЕДКОВ, ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ. ДЛЯ ТОГО

ЧТОБЫ СЧИТАТЬ СЕБЯ КУЛЬТУРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, НЕОБХОДИМО ОЩУТИТЬ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СВОЕГО НАРОДА, ОБРАЩАТЬСЯ К ЗНАНИЯМ И МУДРОСТИ ПРЕДКОВ, ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ НАШЕЙ СТРАНЫ.


Цель: раскрыть связь произведения М. Горького с религиозно – мифологическими произведениями, его воспроизведение народнопоэтического взгляда на мир.
Задачи:
- изучить и проанализировать воплощение в произведении мифологических и религиозных представлений наших предков;
- сопоставить ряд образов рассказа с возможными их прототипами в религиозно – мифологических произведениях;
- составить словарь терминов, относящихся к характеристике центральных героев рассказа «Старуха Изергиль»;
- провести социологический опрос на предмет выявления заинтересованности учащихся в изучении культуры народа.


Слайд 4

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:
эмпирический

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:эмпирический (изучение и анализ

(изучение и анализ теоретической литературы по данной теме);
теоретический (изучение,

обобщение и систематизация полученных сведений);
историко-культурный метод (изучение исторических событий, культурной традиции русского народа);
статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования).

Объект исследования – идейное содержание рассказа М.Горького «Старуха Изергиль», авторский замысел.
Предмет исследования – воплощение народных религиозно -мифологических представлений в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».


Слайд 5

Гипотеза: в рассказе "Старуха Изергиль" писатель искусно переплетает самые

Гипотеза: в рассказе

знаменитые мифы и сказания, образуя единую нить повествования о

познании мира, о том, что требуется прорыв от незнания к знанию, от тьмы к свету. Произведение М.Горькоговозвращает нас к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, Родина.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности её использования при изучении рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».В процессе работы был создан словарь понятий, относящихся к характеристике центральных героев рассказа «Старуха Изергиль».
Этот словарь можно распечатать и раздать на уроке для более детального и углубленного изучения тематики и проблематики произведения.


Слайд 6 Символика имен центральных персонажей рассказа
Изергиль
Ларра
Фонетически слово «Изергиль»

Символика имен центральных персонажей рассказа ИзергильЛарраФонетически слово «Изергиль» близко к слову

близко к слову «игграззиль». Так в скандинавских мифах называется

гигантский ясень – структурная основа мира – Древо Жизни. Этот ясень во многом аналогичен библейскому древу познания добра и зла. Три корня Иггразиль простирались в царство мертвых, к богам и людям.

Имя Ларра созвучно с «лары» (лат. lares) – это духи, покровители дома, почитание которых восходит к культу мертвых. Ларра – «отвергнутый, выкинутый вон». Слово «отверженный» соотносится с однокоренным словом «изверг», которое является традиционным эпитетом Антихриста, как и Ларра отверженного, изгнанного с неба, «выгнанного вон».


Слайд 7 ДАНКО

Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам»,

ДАНКОИмя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова

«дающий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сделаю

я для людей!?». Это почти то же самое, что я дам людям? Данко – человек дающий. И в этом смысле его образ перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие муки ради блага людей. В славянской мифологии имя светоносного божества Даждьбога образовано сочетанием слов «дать» и «Бог». Возникают также ассоциации с именем Иисуса Христа, библейского Моисея, Геракла.

Слайд 8 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТОТИПЫ ЛарраАнтихристЛарра

ПРОТОТИПЫ
Ларра
Антихрист
Ларра – «отвергнутый, выкинутый вон». Слово «отверженный» соотносится с

однокоренным словом «изверг», которое является традиционным эпитетом Антихриста, как и Ларра отверженного, изгнанного с неба, «выгнанного вон».
Змей
Змей может принять вид птицы, чаще всего - орла, а, ударившись о землю, может принять облик красивого парня.
Кощей Бессмертный
Ларра не может умереть, потому что у него нет души, которую он словно пытается найти. В фольклоре бессмертие и неуязвимость – знак бессердечия. Показателен в этом смысле хотя бы образ Кощея Бессмертного.



Слайд 9 Центральные образы рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»и их возможные

Центральные образы рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»и их возможные прототипы ИзергильСмерть«Время согнуло

прототипы

Изергиль


Смерть
«Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы

и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
Ева
«Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, - красавцы, которые любят жить».
Но временами ее одолевала скука, толкнувшая Еву на вкушение запретного плода. Когда-то наивный Адам поплатился за это, как рыбак и гуцул за проступки Изергиль... 

Слайд 10 ДАНКО



Моисей
Моисей вдохновлен Богом. Он лишает людей

ДАНКО МоисейМоисей вдохновлен Богом. Он лишает людей свободы и жестко дисциплинирует

свободы и жестко дисциплинирует их. Он один носитель высшей

истины. Данко отчаяние, страх, бессилие соплеменников побеждает не сверхъестественной силой, данной от Бога, а своей человеческой любовью.
Иисус Христос
Данко «понял их думу, … и их дума родила в нем тоску». Легенда о Данко сближается с библейской историей об Иисусе Христе. Дав людям свет истины, свет любви, вдохнув в их души стремление к свободе, гордый юноша погибает, не прося «ничего в награду себе».
Геракл
Сражение Геракла с гидрой напоминает сражение Данко с неверием народа.
Прометей
«Геркулес убил орла и освободил
Прометея… Орел – хищник,
питающийся кровью и мясом людей.
Прометей – разум». (М. Горький)


Слайд 11 РОЛЬ ЦВЕТА В РАСКРЫТИИ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА




Ларра представляет в

РОЛЬ ЦВЕТА В РАСКРЫТИИ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛАЛарра представляет в рассказе бесчеловечность, «звериность»,

рассказе бесчеловечность,
«звериность», тьму, хаос; Данко – человечность,
святость,

свет.
В рассказе Изергиль о своей жизни присутствуют
разные оттенки. Но там цвета, за исключением
темного, - лишь конкретные детали реальных
жизненных обстоятельств.


Слайд 12 Зло, -зла, мн. только род. п. зол, ср.

Зло, -зла, мн. только род. п. зол, ср. 1. ед. Нечто

1. ед. Нечто дурное, вредное (При­чинить зло кому-нибудь. Отплатить

злом за добро.). 2. ед. Досада, злость, злоба, ожесточение, озлобление, злобность, озлобленность, желчность (Сделать что-нибудь со зла. 3ло берет. Иметь (держать) зло на кого-нибудь.). Синонимы: злое начало, злое; худо (устар. разг.) Антонимы: добро, доброта, участие, доброжелательность. 3. Беда, несчастье (книжн. устар.), неприят­ность, напасть (Это зло еще не так большой руки. Из двух зол выбрать меньшее.). ♦ Фразеологизмы: как назло (к несчастью; будто кем-то подстроено; выражение сожаления, досады по поводу чего-либо). # Во зле жить – по миру ходить. Наш Козьма все бьет со зла. Сера’, что свинья, а зла, что змея. В легенде значение слова зло - противоположность добра, нечто дурное, вредное: «И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его». В этом же значении употреблено слово злоба, производное от зло: «Но им стыдно было сознаваться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их». Слово зло общеславянское. В современном русском языке слово зло является непроизводным, немотивированным, исходным словом словообразовательного гнезда. злющий Зло ----злой -----злоба

Слайд 13 Результаты опроса учащихся
Анкета
1.Знаком ли вам термин «архаическое сознание»?
2.Известно

Результаты опроса учащихся Анкета1.Знаком ли вам термин «архаическое сознание»?2.Известно ли вам,

ли вам, кто такие Моисей, Прометей? Каков их подвиг

во имя людей?
3.Изучаете ли вы самостоятельно мифологические верования нашего народа?
4.Хотели бы вы узнать больше по этой теме?
Изучив ответы (всего 17 учащихся), я получил следующие результаты:
1.- нет -78%, да – 22
2.- нет – 0%, да – 100%
3.- нет – 65%, да – 35%
4. – нет – 62%, да – 38%

После ознакомления с моей работой и словарными статьями я предложил ученикам ответить всего лишь на один вопрос – 4. Ответы разделились: теперь уже отрицательно ответили всего 45% учащихся, то есть количество желающих узнать больше о мифологических представлениях русского народа выросло на 20%. Результаты анкетирования представлены в схемах.


Слайд 14 Результаты анкетирования

Результаты ответа на вопрос: «Хотели бы вы

Результаты анкетированияРезультаты ответа на вопрос: «Хотели бы вы узнать больше по

узнать больше по этой теме?»

Количество желающих узнать больше о

мифологических представлениях русского народа выросло на 20% ( с 65% отрицательных ответов до 45%

Слайд 15        
Выводы
Воплощение архаического сознания в рассказе М. Горького

«Старуха Изергиль»:
- использование мифов и сказаний;
- использование библейских текстов;
-

система образов , имеющих свои прототипы в религиозно – фольклорных текстах;
- символична цветовая гамма произведения;
- соответствие 3-х частей рассказа трем частям Мирового древа: Ларра – царство теней , смерти («низ»), Изергиль– мир людей («срединность»), Данко – свет («верх»).
Проведенное анкетирование выявило ряд характерных ошибок, связанных с незнанием культурных истоков рассказа: народных обычаев, верований, сюжетных линий библейских и мифологических текстов. После изучения материала работы многие ученики продолжили самостоятельный поиск и изучение данного вопроса.
Гипотеза подтвердилась: в рассказе "Старуха Изергиль" писатель искусно переплетает самые знаменитые мифы и сказания, образуя единую нить повествования о познании мира, о том, что требуется прорыв от незнания к знанию, от тьмы к свету. Произведение М.Горького возвращает нас к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, Родина.
 



  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-sposoby-vyrazheniya-arhaicheskogo-soznaniya-v-rasskaze-mgorkogo-staruha-izergil.pptx
  • Количество просмотров: 153
  • Количество скачиваний: 0