Слайд 2
Борис Леонидович Пастернак.
Детские годы протекали в атмосфере искусства
– музыки, литературы.
Прочитайте материал учебника (стр. 139-141), подтвердите правильность
высказывания.
В 1958г. присуждена Нобелевская премия.
Слайд 3
Родители.
Литература.
Музыка.
Учёба.
Путешествие.
Б.Л. Пастернак (1890-1960)
Отец – известный художник.
Мать –
пианистка.
Немецкий поэт Райнер-Мария Рильке.
Л.Н. Толстой. А.Блок. В. Маяковский.
Композитор Скрябин.
Московский
университет историко-филологический факультет.
Марбургский университет в Германии.
Швейцария. Италия.
Слайд 4
Будущий поэт родился в Москве, в доме на
пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы. Родители Пастернака,
отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) и мать — пианистка Розалия Исидоровна (урождённая Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернак родились Александр (1893—1982),
Жозефина (1900—1993) и
Лидия (1902—1989).
Леонид Осипович Пастернак с женой Розалией Исидоровной. 1896
Слайд 5
Борис с братом Александром . 1898
год
Слайд 6
Семья Пастернак поддерживала дружбу с известными художниками и
музыкантами. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н.
Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано). В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в здесь учился В. Маяковский (на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с его братом Шурой)
Слайд 7
Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми
высшими баллами.
Не простым оказался выбор между музыкой и философией,
между философией и поэзией. Пример родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, отозвался в Пастернаке стремлением во всём «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути...»
Слайд 8
Современники отмечают, что «ничто не было так чуждо
Пастернаку, как совершенство наполовину». Вспоминая впоследствии свои переживания, поэт
писал в «Охранной грамоте» : «Больше всего на свете я любил музыку... Но у меня не было абсолютного слуха...» После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: «Музыку, мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал из себя, как расстаются с самым драгоценным».
В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета, вскоре перевелся на философское отделение историко-филологического факультета.
Слайд 9
23 сентября 1923 года в Москве в семье
Пастернаков рождается сын Евгений (скончался в 2012 году).
Слайд 11
23 октября Пастернак стал вторым писателем из России
(после И. A. Бунина), удостоенным Нобелевской премии.
Началась травля. «Литературная
газета» писала: «Пастернак получил „тридцать серебреников“, для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение». Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак остаётся в России, пишет письмо на имя Хрущёва: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».
Слайд 12
В 1935 году Пастернак заступился за мужа и
сына Анны Ахматовой, освобожденных из тюрем после писем Сталину
Пастернака и Ахматовой.
К середине 1936 года отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы.
В 1937 году проявляет огромное гражданское мужество — отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка.
1942—1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой — Ариадне Эфрон.
Слайд 13
Пастернак умер 30 мая 1960 года в Переделкине.
Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной
газете» (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня). Сотни людей (среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта. Александр Галич посвятил его смерти одну из своих песен. Всех, кто стоял у гроба, возьмут на заметку. "Я пропал, как зверь в загоне", - сказал Пастернак в последних стихах. И это в эпоху, которую по сей день именуют оттепелью.
Слайд 14
У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков.
В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза
писателей было отменено. В 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»). 9 декабря 1989 года диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку.
Слайд 15
Пастернак неоднократно говорил, что из окна своей дачи
видит жизнь лучше и полнее, чем, скажем, из окна поезда.
Слайд 16
Пастернака
многие считали непрактичным небожителем,
но в Переделкине он
всегда с охотой брался за любую черную работу.
Слайд 17
Расположенная в эркере веранда (слева), наряду с гостиной, была
излюбленной комнатой для приема гостей.
Гостиная(справа).
Как и в других
комнатах, здесь на стене висят работы отца писателя — художника Леонида Пастернака.
Слайд 18
Гостями переделкинского дома бывали не только литераторы, но и музыканты.
На рояле “Бехштейн”, который стоит в комнате Зинаиды Пастернак,
в свое время играли Генрих Нейгауз, Мария Юдина и Святослав Рихтер.
Слайд 19
Помимо стихов и переводов в скромном переделкинском кабинете был
закончен роман “Доктор Живаго”, публикация которого в Италии вызвала буквально
всемирный резонанс.
Слайд 20
Сегодня терраса дома служит сценой во время проходящих
в Переделкине литературных чтений.
Окрестности дома Пастернак любил
за “неземную
и завидную прелесть”.
Слайд 21
Искусство – непрестанная самоотдача.
Цель творчества – самоотдача,
А не
шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах
у всех….
Слайд 22
Лирика Б. Пастернака.
Природа
Весна, зима.
дождь,
рассвет
природа –
чудо
Единение
человека
и природы
Слайд 23
Стихотворение «Июль».
Дача Бориса Пастернака в Переделкино.
Слайд 24
Ключевые слова
Приведенье. Тени.
Домовой.
Бродит. Мелькают.
?
Болтается. Крадётся. Срывает.
Вбегает. Взвивается.
Озорной июльский ветер.
Баловник –невежа. Призрак и двойник. Жилец.
Дачник.
Сдаём внаём
Июль с грозой.
Таскающий в одёже пух,
сквозь окна вхожий,
громко говорящий.
Нечёсаный растрёпа, пропахший липой, травой…
Эпитеты.
олицетворения
Слайд 25
О чём говорит поэт строчками «я не про
весну, а весна про меня», «не про сад, а
сад про меня».
Стихотворение «Июль» – наиярчайший пример того, как поэт может «оживить»,«материализовать», наделить человеческим обликом любое природное явление.
Слышим: Июль, домой сквозь окна вхожий, все громко говорящий вслух.
Видим: Растрепанный юный июль, танцующий с занавеской, как с партнершей.
Чувствуем: проносятся запахи травы, липы, укропа, степные и луговые ароматы…
Поэзия Пастернака метафорична.
Слайд 26
Нарисуйте словесную картину.
Что вы увидели в саду?
Нас
овевает ветерок сквозняка, прямо в нас летит пух одуванчиков,
а рука тянется стряхнуть прилипший репейный ежик с одежды.
Нечесаный растрепа, баловник – невежа, болтающийся без дела…Июль. Это таинственное существо, не соблюдающее приличий и живущее так вольно, как только ему хочется. Автор просто в восторге от своего «жильца» - подвижного и своенравного, для которого нет никаких границ, преград, правил!
Какое удовольствие сдать дом такому неординарному гостю.
Слайд 27
«Никого не будет дома».
В этом стихотворении причудливое взаимодействие
высокого и привычного, обычной человеческой жизни и тайн природы.
Слайд 28
Контраст
Высокое
Привычное
Тайны природы
Обычная
человеческая
жизнь.
Докажите цитатами из стихотворения?
Природа и
состояние души поэта слиты воедино.
Слайд 29
Окно – острое чувство одиночества.
«Прошлогоднее унынье».
Трагически звучат слова:
«И окно на крестовине сдавит голод дровяной».
Сумерки. Зимний холодный
день.
Такое взаимодействие рождает причудливые тени, неуверенность и надежду.
В чём-то белом …ты появишься…
Звуки шагов.
Ожидание чуда.
Мы не видим, кто идет, но понимаем, что этот человек, очень дорогой лирическому герою.
Мы можем увидеть лишь его одежду, которую поэт сравнивает с белыми хлопьями снега.
Встреча лирического героя с любимой дана нам в будущем времени, мы не можем сказать, состоялась ли она.
В сумерках нам чудится тайна, загадка, которую автор должен разгадать.
неожиданно
Слайд 30
Ассоциации
по прочитанному стихотворению.