Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе И.С.Шмелев. Биография писателя. Лето Господне (обзор) (11 класс)

Содержание

«Ле́то Госпо́дне» (1927—1948) — роман (по другим источникам — автобиографическая повесть), одно из самых известных произведений Шмелева. Роман был издан в полном варианте в Париже в 1948 г. Состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». «Праздники» были изданы отдельно в 1933 г. в Белграде. Книгу Шмелев посвятил И. А. Ильину и
Шмелев теперь - последний «Ле́то Госпо́дне» (1927—1948) — роман (по другим источникам — автобиографическая повесть), одно из самых известных произведений Шмелева. 1) самая теплая пора года; 2) единица исчисления времени. Второе, устарелое значение, В качестве эпиграфа к данному произведению Шмелев выбрал четверостишье из неопубликованного при Главная тема романа «Лето Господне» — тема исторической и родовой памяти. И.С. Шмелев (1873 - 1950) родился в Замоскворечье в семье Шмелев – москвич как по месту рождения, так и по духу. Философ, В романе «Лето Господне» писатель обращается к воспоминаниям раннего детства, которое для Каждая глава может быть рассмотрена как отдельное произведение, связанное идейно и тематически В произведении есть и черты сказа как литературного жанра.	Сказ  - Ваня, сын Сергея Ивановича, главы большой купеческой семьи — главный герой романа, от Сергей Иванович — отец Вани, подрядчик, который ведёт хозяйство по старинке. Это благочестивый «Лето Господне» состоит из 3 частей: Традиционным было то, что на Егория коров выгоняли в поле вербой, срезанной И.С. Шмелев в главе «Егорьев день» создает простую и неподражаемо поэтическую картину Играл он в последний раз, так как уже решил отойти от дел. Труд как неотъемлемая часть жизни доставляет радость всем героям произведения и является как Именно лексика произведения помогает создать неповторимый мир московского Замоскворечья. Богатство речевых средств, Главное слово в заглавии “Лето”символизирует круг — идеал бесконечности духовной жизни человека. Круг - Кроме разговорной лексики, в рассказе В произведении встречаются эпитеты: радостно - голубой, бледно-огнистый, розовато-пшеничный, пышно-тугой, прохладно-душистый;	Метонимия: закуски сочно блестят, Также необычно представлен юмор в рассказе. Можно выделить целый анекдот как жанр Замоскворечье Велика роль народных песен в главе Гонят стары старики,Мироеды-мужикиГонят старые старушки,Мироедовы женушки,Гонит Филя, гонит Пим,Гонит дяденька Яфим,Гонит бабка, Это веселая обрядовая песенка. В ней отразились следующие лексические особенности народной песни:- Устаревшая лексика используется в главе В главе «Егорьев День», как и во всем романе Шмелёв страстно мечтал вернуться в Россию, хотя бы посмертно. Это произошло 30
Слайды презентации

Слайд 2 «Ле́то Госпо́дне» (1927—1948) — роман (по другим источникам — автобиографическая повесть), одно из

«Ле́то Госпо́дне» (1927—1948) — роман (по другим источникам — автобиографическая повесть), одно из самых известных произведений

самых известных произведений Шмелева.
Роман был издан в полном

варианте в Париже в 1948 г. Состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби».
«Праздники» были изданы отдельно в 1933 г. в Белграде. Книгу Шмелев посвятил И. А. Ильину и его жене Наталье.
Это автобиографическое произведение описывает жизнь в патриархальной купеческой семье глазами маленького мальчика. Русский уклад жизни описывается через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста: показаны не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и семейный быт: традиционные праздничные и постные блюда, обычаи.

Слайд 3 1) самая теплая пора года;
2) единица исчисления

1) самая теплая пора года; 2) единица исчисления времени. Второе, устарелое

времени. Второе, устарелое значение, сохранилось в таких словах и

сочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет.
Заглавие романа – «Лето Господне» - объединяет оба значения, что придает новый, глубинный смысл этому знакомому и привычному всем слову.
«Лѣто Господне» — название славянское, по-русски это «год Господа».

Смысл названия Лето –


Слайд 4 В качестве эпиграфа к данному произведению Шмелев выбрал

В качестве эпиграфа к данному произведению Шмелев выбрал четверостишье из неопубликованного

четверостишье из неопубликованного при жизни стихотворения А. С. Пушкина:
«Два

чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.»
В данном случае, «родное пепелище» — это родной очаг, то есть Отечество; а «отеческие гробы» — могилы предков, иносказательно — память об истории предков.

Слайд 5 Главная тема романа «Лето Господне» — тема исторической

Главная тема романа «Лето Господне» — тема исторической и родовой

и родовой памяти. Шмелёв считал, что мир будет незыблем

до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. Это делает мир одухотворённым, «обожествлённым», а значит, осмысленным. Соблюдение древнего порядка помогает человеку быть нравственным.
Книга «Лето Господне» — это книга-воспоминание и книга-напоминание. Она служит глубинному познанию России, пробуждению любви к её старинному укладу. Нужно обернуться в прошлое, чтобы обнаружить истоки трагедии России и пути её преодоления.

Проблематика романа. 


Слайд 6
И.С. Шмелев (1873 - 1950) родился

И.С. Шмелев (1873 - 1950) родился в Замоскворечье в семье

в Замоскворечье в семье купца-подрядчика Сергея Ивановича Шмелева.
Жизнь

семьи, жизнь купеческого и рабочего Замоскворечья, общая атмосфера в стране - все это влияло на формирование художественного мира писателя.
Началась Первая мировая война, в 1915 году сын Шмелева Сергей был призван в армию и отправлен на фронт. Во время гражданской войны он воюет в Добровольческой армии Деникина. Позднее, в 1921 году, Сергей был расстрелян большевиками. Об этом Шмелев напишет очерк «Солнце мертвых».
В 1922 году Иван Сергеевич Шмелев выезжает с женой в Берлин, а затем в Париж. Живое участие в устройстве их жизни и литературных связей принимает И.А. Бунин.
Уже в эмиграции И.С. Шмелев воссоздал образ Москвы конца XIX- начала XXвв. В своем романе "Лето Господне".

Слайд 8

Шмелев – москвич как по месту рождения, так

Шмелев – москвич как по месту рождения, так и по духу.

и по духу. Философ, исследователь творчества

И.С. Шмелева, И.А. Ильин объяснял «национальную почвенность» писателя его прочной духовной связью с родным городом.
О том же говорит Б.К. Зайцев: «Писатель, подземно навсегда связанный с Россией, в частности, Москвой, а в Москве особенно – с Замоскворечьем. Он замоскворецким человеком остался в Париже...»


Слайд 9 В романе «Лето Господне» писатель обращается к воспоминаниям

В романе «Лето Господне» писатель обращается к воспоминаниям раннего детства, которое

раннего детства, которое для него закончилось в семь лет

трагической гибелью отца. Основными темами романа являются движение церковного года (отражены все основные праздники) и параллельно — духовное взросление главного героя, Вани, который проходит как через переживания, связанные с церковной жизнью (радость, страх, ощущение греха), так и через страдания во время болезни и смерти отца. Роман «Лето Господне» состоит из 41 главы и разбито на три части: «Праздники» (16 глав), «Радости» (16 глав), «Скорби» (9 глав). Названия глав первой и второй части книги содержат упоминания о различных праздниках и церковных службах: «Ефимоны», «Благовещенье», «Пасха», «Филипповки», «Троицын день». Перед читателем разворачивается весь годовой круг богослужений — от «Великого поста» (первая глава первой части) до «Радуницы» (последняя глава второй части).

Слайд 10 Каждая глава может быть рассмотрена как отдельное произведение,

Каждая глава может быть рассмотрена как отдельное произведение, связанное идейно и

связанное идейно и тематически с произведением в целом. Композиция

главы повторяет композицию романа. В большинстве случаев повествование построено по единому принципу: сначала описаны события в доме или на дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после этого — рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей Москве. Каждый описанный день — модель бытия.

Композиция романа


Слайд 11 В произведении есть и черты сказа как

В произведении есть и черты сказа как литературного жанра.	Сказ -

литературного жанра.
Сказ -  вид литературно - художественного повествования, подражающий фольклорным  стилям
 специфической интонацией и стилизацией
 речи для воспроизведения

 речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи.
Характерная особенность  сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, 
стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.


Слайд 12 Ваня, сын Сергея Ивановича, главы большой купеческой семьи —

Ваня, сын Сергея Ивановича, главы большой купеческой семьи — главный герой романа,

главный герой романа, от лица которого ведётся повествования. Образу

Вани присущи автобиографические черты. Мальчику нет ещё и семи лет. Окружающие называют его «забавником»: Ваня — живой и весёлый ребёнок, «лёгкой, как муравейчик!»; это эмоциональный и способный мальчик: готовясь к школе, он плачет над «Вещим Олегом», без труда выполняет грамматическое задание гувернантки. Ваня постоянно живёт с ощущением счастья и восторга, которые создаёт жизнь в уютном патриархальном мире: «радостная молитвочка», приятные, яркие запахи, вкусная постная еда (Ваня уверен, что она будет и на том свете). Семейная трагедия заставляет мальчика скорбеть, но в то же время религиозное воспитание (в том числе и поучения старика-плотника Горкина) помогают ему обрести свет, увидеть в жизни новый смысл.
Исследователи отмечают, что сделав героем романа ребёнка, автор воплощает евангельскую метафору: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 18: 3)[

Главные герои


Слайд 13 Сергей Иванович — отец Вани, подрядчик, который ведёт хозяйство

Сергей Иванович — отец Вани, подрядчик, который ведёт хозяйство по старинке. Это

по старинке. Это благочестивый человек, который творит добрые дела:

на Рождество устраивает обед «для разных», то есть для бедных, заботится о храме в честь Казанской иконы Божьей Матери. Сергей Иванович — поклонник Пушкина и помогает в организации открытия памятника поэту, даже терпя убытки. После того, как его сбросила злая кобыла по кличке Стальная, Сергей Иванович тяжело заболевает. Простые люди, как показано в романе, сочувствуют доброму хозяину, пытаются способствовать его выздоровлению, радуются малейшему улучшению. Но всё напрасно: Сергей Иванович слабеет и умирает.
Сергей Иванович, как считает ряд исследователей, является одним из немногих положительных образов русского предпринимателя.
Горкин Михаил Панкратович (Михаила Панкратыч, Горка) — старый плотник, который «уже не работает, а так, при доме», духовный наставник мальчика Вани. Горкин является также героем автобиографической повести Шмелёва «Богомолье». Этот герой — «русский верующий простец» (И. Ильин), знаток народных обрядов и традиций. Горкин дает возможность своему воспитаннику самому понять смысл православной обрядности, в понятной форме указывая ребёнку на «внутренний духовный смысл происходящего», без запугивания и суровости


Слайд 14 «Лето Господне» состоит из 3 частей: "Праздники",

«Лето Господне» состоит из 3 частей:

"Праздники - Радости" , "Скорби".

Глава "Егорьев день" входит

во вторую часть "Праздники - Радости".
Эта глава также входит в различные сборники рассказов Шмелева как отдельное произведение рассказ.
«Егорьев день» - это христианский праздник, который вместе с Пасхой и Вербным Воскресеньем приносит с собой весна.
Глава начинается со следующих строк: «Редко это бывает, что прилетают на Пасху ласточки. А в этом году Пасха случилась поздняя, захватила Егорьев День, и, накануне его, во вторник, к нам прилетели ласточки. К нам-то во двор не прилетели, негде им прилепиться, нет у нас высоты, а только слыхал Антипушка на зорьке верезг. Говорят, не обманет ласточка, знает Егорьев День. И правда: пришел от обедни Горкин и говорит: у Казанской на колокольне водятся, по-шла работа».


Слайд 15 Традиционным было то, что на Егория коров выгоняли

Традиционным было то, что на Егория коров выгоняли в поле вербой,

в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле

выносили стол, на стол ставили икону, затем служили молебен. Выгоняя скотину в поле вербой, приговаривали: "Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!". Это праздник пастухов. Их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде "коровок", "лошадок", "барашков" и прочих животных. Крестьяне верили, что Егорий сам, неведомо от людей, выезжает в поле на белом коне и пасет скот, охраняет его. Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить и уберечь коров, лошадей, овец.

Слайд 17 И.С. Шмелев в главе «Егорьев день» создает простую

И.С. Шмелев в главе «Егорьев день» создает простую и неподражаемо поэтическую

и неподражаемо поэтическую картину русского быта, по-своему описывает, как

встречали Егорьев день в Замоскворечье.
Молодой пастух - главный герой в этом рассказе. Он "в белой вышитой рубахе, в синих портах, в кафтане внакидку и в поярковой шляпе с петушьим крылышком". Он пришел сказать, что завтра "погонят коровку в стадо".
Марьюшка, работнца, дала ему пару яиц, а назавтра обещала яичницей накормить. В Замоскворечье пекли накануне праздника кресты и кормили печеным крестом коровку - "так уж от старины ведется, чтобы с телком была". В главе повествуется о том, как старый пастух уступает свое первенство молодому пастуху Ване. На зорьке в Егорьев день играл сначала на рожке старый пастух, хозяин.

Слайд 18 Играл он в последний раз, так как уже

Играл он в последний раз, так как уже решил отойти от

решил отойти от дел. После него заиграл Ваня: "Рожок

его был негромкий, мягкий. Играл он жалобное, разливное так, что щемило сердце: вдруг перешел на лихую-плясовую: Гришка, стоявший на мостовой с метелкой, пустился выделывать ногами. И пошла плясать улица и ухать: смотревшая из окошка Маша свалила на улицу горшок с геранью, так ее раззадорило".
С удивительной трогательностью Шмелёв изображает процесс засолки огурцов, квашения капусты, заготовки яблок на зиму и колки льда на лето, приготовления к праздникам. Радость в «Лете Господнем» невозможна без труда, человека оценивают зачастую по мастерству. Отец Вани — без остатка отдающийся работе; Горкин — прекрасный плотник, знаток Священного Писания, увлечённый голубятнями.

Слайд 19 Труд как неотъемлемая часть жизни доставляет радость всем героям

Труд как неотъемлемая часть жизни доставляет радость всем героям произведения и является

произведения и является как для них, так и для

автора высшей ценностью.
Существовали интересные приметы накануне Егорьева дня : «Под Егорьев День к нам во двор зашел парень, в лаптях, в белой вышитой рубахе, в синих портах, в кафтане внакидку и в поярковой шляпе с петушьим перышком. Оказалось, — пастухов работник, что против нас, только что из деревни, какой-то «зубцовский», дальний, откуда приходят пастухи. Пришел от хозяина сказать, — завтра, мол, коров погонят, пустите ли коровку в стадо. Марьюшка дала ему пару яиц, а назавтра пообещала молочной яишницей накормить, только за коровкой бы приглядел. Повела показать корову. Чего-то пошепталась, а потом, я видел, как она понесла корове какое-то печенье. Спрашиваю, чего это ей дает, а она чего-то затаилась, секрет у ней. После Горкин мне рассказал, что она коровке «креста» давала, в благословение, в Крещенье еще спекла, — печеного «креста», — так уж от старины ведется, чтобы с телком была».


Слайд 25 Именно лексика произведения помогает создать неповторимый мир московского

Именно лексика произведения помогает создать неповторимый мир московского Замоскворечья. Богатство речевых

Замоскворечья. Богатство речевых средств,  передающих разнообразные чувственные ощущения, взаимодействует

с богатством бытовых деталей, воссоздающих образ старой Москвы. Развернутые описания рынка, обедов и московских застолий с подробнейшим перечислением блюд показывают не только изобилие, но и красоту уклада русской жизни: «Глядим – и не можем наглядеться – такая-то красота румяная! ... И всякие колбасы, и сыры разные, и паюсная, и зернистая икра…»
Восхищаясь изобразительным мастерством Шмелева, И.А. Ильин писал: «Великий мастер слова и образа,  Шмелев создает здесь в величайшей простоте утонченную и незабвенную ткань русского быта; этим словам и образам не успеваешь дивиться, иногда в душе тихо вплеснешь руками, когда выброситься уж очень точное, очень насыщенное словечко: вот «таратанье» «веселой мартовской капели»: вот в солнечном луче «суетятся золотинки»; топоры «хряпкают»; арбузы «с подтреском»; «черная каша галок в небе».

Особенности лексики


Слайд 26 Главное слово в заглавии “Лето”символизирует круг — идеал

Главное слово в заглавии “Лето”символизирует круг — идеал бесконечности духовной жизни

бесконечности духовной жизни человека. Круг - воплощение совершенной формы, он олицетворяет

символ неба, солнечного ока, начала и конца человеческого существования, бесконечной смены поколений. В композиции «Лета Господня» отражён годовой цикл календарных праздников и обрядов.
В произведении мы находим средства выразительности, которые помогают окунуться в эпоху конца XIX века:
Разговорная лексика: «Отец, за делами, о пустяках не думает, и то удивился - справился: что-то нонче скворцов не слышно?» «Почему к нам скворцы не прилетели: чуяли пустоту. Поверье это. А, может, и правду чуяли. Собаки чуют». «Он только играет для почину, в Егорьев День». «почему так - впоследок. "Да так... - говорит, - будя, наигрался..."«стали подбираться помаленьку» «свяченой вербой».


Слайд 27 Кроме разговорной лексики, в рассказе "Егорьев день" встречаются

Кроме разговорной лексики, в рассказе

слова с яркой разговорной стилистической окраской (просторечная лексика): с

нарушением произносительной нормы литературного языка. Например, в диалоге скорняка и Горкина : пондравилось (понравилось), строгой стал (строгий), стракулисты (нигилисты), бонбы (бомбы), к ихнему царю (к их царю), вьюнош (юноша), малыи робяты, с чегой-то и другие.
Просторечная лексика выполняет в основном характеризующую и оценочную функции. Через просторечные слова выражены чувства и переживания жителей Замоскворечья, слушающих игру старого и молодого пастухов. Кроме того, использование разговорной лексики играет важную роль в создании целой галереи образов работников, крестьян.

Слайд 28 В произведении встречаются эпитеты: радостно - голубой, бледно-огнистый, розовато-пшеничный,

В произведении встречаются эпитеты: радостно - голубой, бледно-огнистый, розовато-пшеничный, пышно-тугой, прохладно-душистый;	Метонимия: закуски сочно

пышно-тугой, прохладно-душистый;
Метонимия: закуски сочно блестят, крупно желтеет ромашка, пахнет священно

кипарисом, льдисто края сияют;
Синонимы и антонимы:  скрип-хруст, негаданность-нежданность, льется-шипит, режется-скрежещет, свежие-белые ;
Олицетворения: доиграл рожок, доплакался до того, что дальше плакаться сил не стало; 
Инверсия: колет Змия копием в брюхо чешуйное;

Слайд 29
Также необычно представлен юмор в рассказе. Можно выделить

Также необычно представлен юмор в рассказе. Можно выделить целый анекдот как

целый анекдот как жанр :
«…сам Святой Егорий... наш, стало

быть, московский.
С Москвы во всю Росею пошел, вот откуда Егорьев День. Ему по всем селам-деревням празднуют.
Только вот господа обижаться стали... на коровок.
- Почему обижаться, на коровок?..
- Таки капризные. Бумагу подавали самому генерал-губернатору князю Долгорукову... воспретить гонять по Москве коров. В "Ведомостях" читали, скорняк читал. Как это, говорят, можно... Москва - и такое безобразие! чего
про нас англичаны скажут! Коровы у них, скажут, по Кузнецкому Мосту разгуливают и плюхают. И забодать, вишь, могут. Ну, чтобы воспретил. А наш князь Долгоруков самый русский, любит старину, а написал на их бумаге: "по Кузнецкому у меня и не такая скотина шляется", - и не воспретил.
И все хвалили, что за коровок вступился».


Слайд 30 Замоскворечье

Замоскворечье

Слайд 32 Велика роль народных песен в главе "Егорьев день"
Мотив

Велика роль народных песен в главе

русской песни - сквозной мотив в романе "Лето Господне".

В песнях народ выражал отношение к миру, свои чувства и переживания.
Одну из песен пересказал мальчику Горкин. Вот она:
Пастух выйдет на лужок.
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет —
Выговаривает:
Выгоняйте вы скотинку
На зелену луговинку!
Гонят девки, гонят бабы,
Гонят малые ребята,


Слайд 33 Гонят стары старики,
Мироеды-мужики
Гонят старые старушки,
Мироедовы женушки,
Гонит Филя, гонит

Гонят стары старики,Мироеды-мужикиГонят старые старушки,Мироедовы женушки,Гонит Филя, гонит Пим,Гонит дяденька Яфим,Гонит

Пим,
Гонит дяденька Яфим,
Гонит бабка, гонит дед,
А у них и

кошки нет,
Ни копыта, ни рога,
На двоих одна нога!..


Слайд 34 Это веселая обрядовая песенка. В ней отразились следующие

Это веселая обрядовая песенка. В ней отразились следующие лексические особенности народной

лексические особенности народной песни:
- нарушение произносительных норм,
- наличие множества

лексических повторов,
- анафоры,
- языковая шутка,
- наличие имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
множество аллитераций, создающих звуковой образ праздника,
- ассонанс


Слайд 36 Устаревшая лексика используется в главе "Егорьев день" для

Устаревшая лексика используется в главе

создания образов персонажей и для характеристики их быта, например:


-

Лапти - плетеная обувь из лыка или мочалы.
- Порты - штаны из грубого холста, крестьянская одежда.
- Кафтан - верхнее мужское пальто обычно из сукна.
- Поярковая шляпа - сделанная из шерсти овцы.
- Подручный - пособник, помощник.


Слайд 37 В главе «Егорьев День», как и во всем

В главе «Егорьев День», как и во всем романе

романе "Лето Господне", достоверно, с большой теплотой Иван Сергеевич

Шмелев запечатлел народный быт и национальный характер. Герои рассказа - простые русские люди, чьи поступки и отношение к жизни говорят о духовности и глубине их чувств. Персонажи рассказа - люди поэтичные, одаренные, мудрые. Для них чрезвычайно важны родственные отношения. Их отличает чувство любви к родному дому, к Москве.
Все эти особенности создания образов отражены в лексике произведения, которая отражает неповторимый языковой вкус целой эпохи рубежа веков.


Заключение


  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-isshmelev-biografiya-pisatelya-leto-gospodne-obzor-11-klass.pptx
  • Количество просмотров: 333
  • Количество скачиваний: 16