Слайд 2
Летней ночью 22 июня 1941 года войска фашистской
Германии перешли границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война,
четыре года которой составили целую эпоху, героическую и трагическую, когда основы нашего общественного бытия и нравственности подверглись суровому испытанию. Для тех, кто прошел через это тяжкое испытание, война навсегда осталась самым сильным душевным потрясением.
В первые дни Великой Отечественной войны на фронт ушли больше тысячи членов Союза писателей, которые считали себя "мобилизованными и призванными".
Слайд 3
Военными корреспондентами центральных газет ("Правда", "Известия", "Красная Звезда",
"Комсомольская правда", "Красный флот") становятся А. П. Гайдар, В.
С. Гроссман, Б. А. Лавренев, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Сурков, Н. С. Тихонов, А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург. Во фронтовых газетах сотрудничают А. И. Безыменский, Ю. П. Герман, Б. Л. Горбатов, Д. Б. Кедрин, С.И. Кирсанов, А. А. Прокофьев, М. А. Светлов, А. Т. Твардовский.
Литература военных лет отличалась смелостью художественных поисков и решений, целеустремленностью, чрезвычайной творческой активностью.
Слайд 4
Лирика военных лет
Огромную роль в пору великих испытаний
сыграла поэзия, которая в силу присущих ей родовых особенностей сумела оперативно
откликнуться на события военных лет.
Поэтическое слово властно входит в сознание человека, ставшего на защиту родины. Оно призывно звучит на передовой, в окопах, недалеко от линии огня.
Широкое распространение в поэзии военных лет, начиная с зимы 1941/1942 годов, получает прежде всего пейзажная, философская, любовная лирика.
Слайд 5
Поэты военных лет
Алексей Александрович Сурков
Константин Михайлович Симонов
Александр Трифонович
Твардовский
Михаил Васильевич Исаковский
Ольга Фёдоровна Берггольц
Александр Андреевич Прокофьев
Василий Иванович Лебедев-Кумач
Лев
Иванович Ошанин и др.
Слайд 6
Алексей Сурков
«Бьётся в тесной печурке огонь…» (1941)
Софье
Крево
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И
поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Слайд 7
Искренность, задушевность, доверительность интонации свойственна и стихотворению А. Суркова
"Бьется в тесной печурке огонь…", которое стало близко и дорого
многим бойцам. Оно было написано поздней осенью 1941 года в минуты передышки после очередного боя в двадцати километрах от Москвы. Стихи были адресованы жене, находившейся в эвакуации, и не предназначались для печати. В начале 1942 года поэт передал их композитору К. Листову, который сочинил грустную и нежную мелодию.
Стихи Суркова многолюдны, многогеройны. В его произведениях созданы жизненно-конкретные портреты воинов и тружеников тыла. В жизни отдельных персонажей отражаются судьбы отдельных людей и целого поколения. Подлинно героические образы предстают перед читателем "без нимба светлого на лбу". Они "со смертью в прятки не играли и с грубым словом на губах, когда случалось, умирали".
Лирика Суркова военных лет отмечена глубокой искренностью, правдивостью, которая была свойственна большинству поэтов и писателей, посвятивших свое творчество теме войны.
Слайд 8
Константин Симонов
«Жди меня, и я вернусь…» (1941)
Жди меня,
и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди,
когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд 9
Композиционную целостность стихотворению сообщает повторение начального стиха "Жди
меня, и я вернусь…" в каждой из трех строф.
Подлинным лейтмотивом стихотворения, утверждающего мужество и верность в любви, является слово жди, которое многократно повторяется в художественной ткани произведения. Каждый повтор-заклинание связан все с новыми и новыми испытаниями, которые предстоит преодолеть любящим, но он связан и с надеждой на счастье вопреки всем препятствиям – "всем смертям назло".
Стихотворение "Жди меня…", навсегда оставшееся классикой лирики военных лет, вызвало широкий и горячий отклик читателей. Его задушевные строки, напечатанные в газете "Правда", переписывались в тысячи солдатских записных книжек, их носили под сердцем в кармане гимнастерки.
Слайд 10
Лироэпические произведения
Лироэпические произведения военных лет тяготели к широкой
народной основе повествования. Не явилась исключением и поэма Павла Григорьевича
Антокольского (1896–1978) "Сын". Она посвящена памяти сына-лейтенанта, павшего смертью храбрых в 1942 году, и явилась своего рода эпитафией.
Крупнейшим художественным явлением эпохи стала поэма Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971) "Василий Теркин". Она создавалась в 1941–1945 годы и шла в ногу с войной. Центральный герой "Книги про бойца" – обобщенный портрет, подлинно национальный характер, в чертах которого нашли живое воплощение сотни и тысячи ему подобных.
Одним из ярких произведений военной поры стала поэма Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971) "Россия", прославившая немеркнущую красоту отчизны и могучую душевную силу русского человека.
Слайд 11
Проза военных лет
В годы Великой Отечественной войны получили
развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она
представлена:
Публицистическими и очерковыми жанрами: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Военным рассказом и героической повестью.
Слайд 12
Писатели-прозаики
Михаил Александрович Шолохов
Александр Александрович Фадеев
Андрей Платонович Платонов
Илья Григорьевич
Эренбург
Борис Леонтьевич Горбатов
Алексей Николаевич Толстой
Леонид Сергеевич Соболев и др.
Слайд 13
Публицистика:
А. Н. Толстой «Что мы защищаем», «Родина», «Москве
угрожает враг».
И. Г. Эренбург «Первый день», «Человечество с нами».
Б.
Л. Горбатов «Письма товарищу».
Сборник «Мы не простим». В сборнике, имевшем характерный подзаголовок "Слово ненависти к гитлеровским убийцам", были опубликованы статьи "Лицо гитлеровской армии" А. Н. Толстого, "Гнусность" М. А. Шолохова, "Грозная расплата неминуема" А. Е. Корнейчука, "Фабрика убийц" И. Г. Эренбурга и др., которые обнажали истинное лицо врага.
Слайд 14
Потребность в воплощении масштабных
картин войны приводит художников слова
к
созданию повестей и романов, которые
были подготовлены произведениями
малых эпических жанров – очерком,
новеллой, рассказом.
Б.Л. Горбатов
роман «Непокорённые»
К.С. Симонов повесть «Дни и ночи»
Л.М. Леонов повесть «Взятие Великошумска»
М.А. Шолохов роман «Они сражались за Родину»
А.А. Фадеев роман «Молодая гвардия»