Слайд 2
Инструкция для выпускников, пишущих
итоговое сочинение
Слайд 3
Требования к сочинению:
Содержание сочинения должно точно соответствовать
выбранной теме.
Сочинение должно быть основано на знании
текста.
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику.
Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
Слайд 4
Цитаты должны быть абсолютно точными
и правильно оформленными.
Стиль сочинения должен
быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Обратите внимание!
Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны.
Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Слайд 5
Вступление.
А) Если тема широкая, (например, «Молчалин в комедии
Грибоедова « Горе от ума») сформулируйте в ней те
проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, затем , выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор.
Б) Если тема требует употребления терминологии (например, «Особенности композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени») приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов.
В) Если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта (например, «Зачем Тургенев «убил» Базарова?(по роману Тургенева «Отцы и дети») нужно кратко охарактеризовать эпоху создания произведения или само произведение.
Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения.
Г) Если тема предполагает знание фактов биографии писателя (например, «Татьяна – милый идеал» по роману Пушкина «Евгений Онегин»), нужно привести эти факты, опять – таки сказать об истории создания произведения.
Как составить сложный план к сочинению?
Слайд 6
Д) Если тема требует сравнения героев или произведений
разных авторов,
( например, « Почему Белинский назвал Печорина
«младшим братом Онегина?») необходимо сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений.
Е)Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, (например, («Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени») то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости.
Ж) Если тема требует вашей личной оценки (например, « Мои любимые страницы в «Евгении Онегине» Пушкина»), нужно «лирическое» вступление, в котором вы ответите на вопрос, почему выбрали именно эту тему, чем она вам интересна, как совпадает с вашими переживаниями и размышлениями.
З) Если нужна перекличка с современностью(например, «Чем интересна комедия Фонвизина «Недоросль» нашему современнику»?) указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днѐм.
Слайд 7
Основная часть
Главное ее содержание - это развернутый и
доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во
вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
Заключение:
Задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении.
Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.
Слайд 8
Чтобы эффектно смотрелась «интонация
конца, можно закончить сочинение каким-нибудь
афоризмом обобщающего характера:
Я бы сказал(а), что в ……. живет истинная поэзия, потому что я согласен(на) с Горацием, сказавшим когда-то: , «Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше».
Прочитав это(и) замечательное(ые) произведение(я), я невольно вспомнил(а) слова И. С. Тургенева: «..Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.»
Гоголь Н.В. когда- то сказал:«Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его». Я думаю, эти слова в полной мере относятся и к … .
«Настоящие писатели — совесть человечества», - эти слова Фейербаха Л., на мой взгляд, полностью иллюстрируют мое отношение к…
«Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце.», -говорил Паустовский К. Г. По-моему, эти слова полностью относятся к ... .
Слайд 9
Виды тем различают следующие:
Проблемные - те, основным содержанием
которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического
характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема«, или она уже сформулмрована ,как вопрос. Например:
"Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя "Мертвые души";
"Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»;
"Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?"
Сопоставительные - то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Например:
Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева "Отцы и дети".
,
Обзорные - отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:
"Образ Петербурга в русской лирике серебряного века".
"Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир".
"Темное царство" в драме А.Островского "Гроза".
Слайд 10
темы, связанные с раскрытием особенностей
мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные
навыки "обращения" с ними. («Мастерство Л.Толстого в изображении истории.»;
«Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в "Записках охотника". )
анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений) может касаться сюжета, композиции, пейзажа, образа и т. д, (Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума», Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»))
анализ эпизода - нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты. (анализу эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир»).
сочинение по цитате - здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении («Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль- функцию общения? Это синтаксис»)
смешанные темы – это те, в которых сочетаются разные подходы к произведению, элементы различных видов - и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность - и поэтому предполагает разносторонний подход. Таких тем большинство.
Слайд 11
Проблемные темы сочинений
Если формулировка такой
темы начинается со слова "проблема", то саму работу над
темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
Порядок подготовки к проблемному сочинению:
Внимательно прочитать тему и сформулировать в нескольких предложениях то, как Вы поняли проблему. ( Найти в формулировке темы главное слово (или слова ), дать ему (им) определение)
Выписать из текста литературного произведения все, что касается указанной проблемы: описание внешности героев, их психологических характеристик, высказывания героев или лирического героя стихотворения.
Ко всем цитатам необходимо сделать пометки: указать страницу, откуда была взята цитата.
Проанализировать собранный материал и предварительно сформулировать выводы.
Попутно записать собственные размышления на данную тему.
Изучить критическую литературу по данному вопросу, законспектировать точки зрения различных критиков.
Составить план композиции сочинения и приступить к его написанию.
Слайд 12
Работаем над темой «Проблема власти в пьесе Островского
«ГРОЗА»
1) Находим главное слово в формулировке темы
– власть
2)
Даем ему определение, для чего задаем себе
необходимые вопросы:
Что такое власть?
Как она проявляется?
Что необходимо для того, чтобы
она осуществилась?
Ответы на эти вопросы могут
быть вступлением в сочинении,
причем эти вопросы
можно записать и тут же на них
ответить.
Слайд 13
Формулируем для себя вопросы, на которые нужно ответить
в основной части сочинения
Кто является носителем власти в пьесе
Островского «Гроза»?
Почему именно эти герои властвуют над
другими?
Как они проявляют свою власть?
Зачем они ее проявляют?
Что чувствуют люди, вынужденные им
подчиняться?
Как они реагируют на давление?
Чтобы ответить на эти вопросы,
нужно выбрать самые яркие
эпизоды, подобрать цитаты
к каждому ответу.
Слайд 14
Одно из возможных заключений к сочинению проблемного характера
Нужно
сравнить мнения по этому поводу критиков, современников автора, и
объяснить, чье из них мнение вам ближе и почему. Но пересказывать полностью их рассуждения не следует, а нужно у этих критиков найти прямой конкретный ответ на поставленную проблему.
При работе над данным сочинением следует сопоставить противоположные мнения (Добролюбов – Писарев - Григорьев), понять и объяснить суть несогласия между великими критиками (Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» , Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы», А.А. Григорьев «После «Грозы»
Островского».
Слайд 15
Составьте план работы над сочинением «Проблема любви в
пьесе Островского «Гроза»
I Вступление( Анализируем главное слово в теме)
а)
Вопросно-ответное единство, или б)цепь вопросительных предложений, или назывное предложение в качестве зачина, или лирическое отступление
II Основная часть
1Отношения каких героев следует рассмотреть?
2 Как каждый из них проявляет свои чувства? (Подобрать цитаты- доказательства)
3 Какова авторская позиция в этом вопросе?
III Заключение
Насколько современна эта проблема сейчас. Можно ли провести аналогию?
Слайд 16
В сопоставительной теме равное
внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в
формулировке.
Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
Сопоставительные темы
Сравнительная характеристика пишется на основе сопоставления характеров героев. Материал сочинения удобнее расположить по принципу параллельного сравнения, когда сопоставляются поведение героев в одной и той же сходной ситуации, их отношение к одному и тому же событию, лицу, предмету и др.
Важно: нельзя подменять сравнительную характеристику двумя индивидуальными!
ОБРАЗЦЫ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫХ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ:
« Базаров и Кирсанов в романе И. С. Тургенева « Отцы и дети»
« Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого « Война и мир»
« Онегин и Печорин» (по произведениям А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»)
Слайд 17
Сопоставительное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы
и дети» Базаров и Павел Петрович Кирсанов
Задаем себе вопросы:
1
На каком основании можно сравнить героев?
(Оба сильные личности и могут подчинять других своему влиянию.)
2 2 Сравнить портреты героев, манеру их речи 3 О чем они спорят?
I Вступление
В этом сочинении более уместным будет историческое вступление, так как невозможно раскрыть тему, не охарактеризовав эпоху, в которую происходит действие. (Нужно ответить на вопросы: Когда было написано произведение? Что в это время происходило в стране? Как к происходящему относился автор?
II Основная часть
Слайд 19
III Заключение (Варианты)
а)Можно сравнить мнение критиков того
времени(
статья М.А. Антоновича, ("Асмодей
нашего времени"), Д.И. Писарева: "Мыслящий
пролетариат", "Реалисты", "Базаров») и
сказать на чьей вы стороне.
б) Можно сказать насколько подобные споры
актуальны сейчас и ваше к ним отношение.
в) Можно закончить высказыванием одного из критиков, которое как бы является выводом из
вашего сочинения.
Родилась ли истина в споре? Почему?
На чьей стороне Тургенев?
Групповая характеристика героев
Характеристику трех и более героев называют групповой. Различают несколько видов групповой характеристики:
1) групповая характеристика, из которой нельзя выделить ни одного индивидуального лица, ᴨᴏᴛому что все лица одинаковы но своей идейно-художественной роли в произведении (к примеру , « Крестьяне-правдоискатели в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»);
2) групповая характеристика, из которой можно выделить одного, двух или трех героев, но за ними стоит масса (к примеру :
а) Народ в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»;
б) Казачья масса в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»
3) групповая характеристика, составленная на базе индивидуальных к примеру :
а) «Лишние люди» в русской литературе XIX в.;
б) Помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
в) Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза»;
Слайд 21
Наиболее легко составить групповую характеристику на базе индивидуальных.
Основные логические операции, которые
совершает автор такого рассуждения, — это отвлечение и обобщение. Порядок работы над групповой характеристикой таков:
1) отбор материала для рассуждения (назвать всех героев, которые войдут в групповую характеристику);
2) определение содержания темы (основной вопрос темы, отвлечение и обобщение, ответ на вопрос темы, формулировка главной мысли, окончательная отработка плана). (Аргументы подбираются в процессе отвлечения и обобщения.)
Определить содержание групповой характеристики гораздо ᴄᴫᴏжнее, чем обыкновенного доказательства. Прежде чем дать точный̆ ответ на вопрос темы, надо вспомнить каждого героя (из отобранных для групповой характеристики) во всей совокупности его черт характера, поступков и т. д.; затем выбрать (отвлечь) из этих индивидуальных характеристик только то, что является общим для всех, и соединить (обобщить) черты, свойства, особенности каждого героя в одну характеристику. Опираясь на нее, можно дать прямой ответ на вопрос темы, а из него — сформулировать основную идею (тезис) рассуждения; аргументами будут те общие черты, которые мы выявили в процессе отвлечения и обобщения.
Слайд 22
В групповой характеристике
все герои рассматриваются одновременно с точки зрения их общих
черт. Последовательное рассмотрение героев в таком рассуждении является логической ошибкой, ᴨᴏᴛому что при таком расположении материала не может состояться процесс обобщения. Процесс обобщения также требует, чтобы все индивидуальные, частные, т. е. свойственные только одному герою, черты характера были «отброшены». Но при этом , анализируя общие черты, автор рассуждения обязан показать те индивидуальные формы, в которых та или иная общая черта проявляется у каждого из героев. Своеобразие, оригинальность героев, несмотря на то, что мы рассматриваем только общие их черты, должны отразиться в сочинении.
РАБОТАЕМ НАД СОЧИНЕНИЕМ
«Лишние люди» в русской литературе XIX в.;
Проведем логический анализ темы:
1) выясним объем темы и отберем материал для рассуждения: Онегин.(Пушкин«Евгений Онегин»), Печорин (Лермонтов «Герой нашего времени»), Обломов (Гончаров «Обломов) - образы, на которых будет раскрыта тема.
2) определим содержание (основной вопрос) темы: Какими представляются мне «лишние люди» в русской литературе XIX в? Почему они «лишние»?
Вспомним все черты этих героев и выделим общие. С точки зрения логики, вся ценность работы над групповой характеристикой состоит как раз в этом процессе: выяснить индивидуальные черты каждого героя, от них отвлечь только общие, характерные для всех, дать этим общим чертам наиболее общее название. По этой причине в групповой характеристике индивидуальные черты героев не раскрываются: если их раскрывать, то обобщения не получится.
Составим план сочинения:
Во вступлении раскроем объем темы
В заключении сделаем практический вывод «для себя».
План
I. Каких героев в литературе XIX в называли «лишними людьми»?
II. Характеристика «лишних людей» как определенного социального
типа.
1.. Что общего между героями:
а) Дворянское происхождение, обеспечивающее социальные
привилегии и материальное благополучие;
б) Высокое интеллектуальное развитие, прекрасное образование и духовная утонченность, эгоизм, поиск цели в жизни и невозможность реализовать свои силы.
в) Эгоизм, который уживается с болезненным осознанием собственной несостоятельности.
г) Неспособность или нежелание активно вмешиваться в жизнь общества (Причины) .
д) глубокий скептицизм, душевная усталость.
2 Как пытаются герои вырваться из замкнутого круга:
а) Почему не спасла героев любовь к женщине?
б) Почему отношения с друзьями только усугубили трагизм существования героев?
3 Отношение авторов к своим героям.
III. Заключение Ваше отношение к данным персонажам.
Составьте самостоятельно план к сочинению « Отцы» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Слайд 25
Составьте сложный план к сочинению « Женские образы
в романе Лермонтова М. Ю. «Герой нашего времени»
Сострадание —
чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце.
При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!
Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно...
В глазах у меня потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всею силою юношеской страсти, но она, как змея, скользнула между моими руками.
Обзорные темы
предполагают не столько глубину проработки
материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять. Такие темы чаще всего бывают свободными.
Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. (« Нам сорок первый не забыть, нам сорок пятый славить!»)
Общим для всех обзорных тем является:
обилие материала и неизбежность беглого знакомства с ним;
каждый факт в контексте обзорной темы может и должен звучать как типичная иллюстрация какого-то явления;
каждый факт должен показывать связь литературы с жизнью и важнейшими совершениями эпохи.
Для каждого периода в развитии русской литературы характерен свой пафос, свои ведущие идеи-проблемы и свои принципы изображения жизни (стилевые направления). Задачей обзора как раз и является выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода. (Например, «Нам 41-й не забыть, нам 45-славить»)
Другим типом обзорной темы является сжатая характеристика творчества писателя, рассматриваемого в рамках какого-либо сквозного обзора ( например, «Имей сердце, имей душу и будешь человек во все времена»(по творчеству Фонвизина).).
Обзорная тема.( Свободная)
«Нам 41-й не забыть, нам 45-й славить!»
Порядок работы
I Вступление
а) определяем рамки исторического события предложенного в теме (1941- 1945 годы)
б) Что было в стране в эти годы?
в)Почему «нам 41 – не забыть?», «45-й славить»?
(Кого «не забыть» и кого «славить»?
II Основная часть « Кто говорит, что на войне не страшно, то ничего не знает о войне!»
(Следует отобрать произведения о Великой Отечественной войне, в которых, на ваш взгляд, наиболее ярко отражен подвиг народа.)
Советы:
Наиболее легкий вариант раскрытия темы обзорного характера – соблюдение хронологии. То есть сначала следует проследить, как в избранных произведениях показаны трудности первых лет войны, затем – стремление к Победе в конце войны.
Легче анализировать стихи. Можно сопоставить мнение разных поэтов. Кроме того легче подобрать стихотворные цитаты.
Слайд 28
3) Общее и частное в
анализируемых
произведениях
(
в тематике, в подаче
материала,
авторских позициях) .
III
Заключение
(Ответ на вопрос: кому это НАМ –
«не забыть» и «славить» и почему.
Таким образом, чтобы раскрыть обзорную тему, нужно проанализировать каждое слово в ее формулировке.
Слайд 29
Слово "мастерство" термином не
является и в словари не входит. Тем не менее
оно часто встречается в темах сочинений в самых разных сочетаниях: «Мастерство Грибоедова - драматурга», «Мастерство психологического анализа в романах Тургенева».
Вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.
Темы этого вида наиболее трудны. Поэтому представление о сочинениях такого типа иметь надо, но на экзамене выбирать и писать не рекомендуется.
Чтобы вы могли в этом убедиться, ниже, на шести данных ниже слайдах, представлены тезисы подобного сочинения по роману Л. Н. Толстого « Война и мир» .
Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя
Слайд 30
(Приёмы и принципы психологического анализа в «Войне и
мире» Л. Н. Толстого)
Тема имеет три уровня (то есть
при отборе материала мы
должны проанализировать все условия, заявленные в теме).
а) взгляд на человека,
б) принципы
в) приёмы психологического анализа.
Толстовский герой (точнее, любимый герой) всегда в движении.
Чернышевский назвал метод Л. Толстого "диалектикой души": внутренний мир человека передан не только в движении, но и в противоречиях; речь идёт не столько о разладе в душе, сколько о разнонаправленных душевных движениях (вспомним князя Андрея в разговоре на пароме — его желание верить словам Пьера и сомнение в них).
Но при этом нечто цельное, неизменное остаётся в человеке — будь это Пьер или князь Андрей, Наташа Ростова или княжна Марья.
«Человек в понимании и изображении писателя»
Слайд 31
Перелом в духовном пути героев Толстого никогда
не бывает неожиданным: он всегда готовится. Князю Андрею на
поле Аустерлица открывается ничтожность его кумира — Наполеона. Для Болконского это озарение, но к этому озарению автор долго вёл своего героя: через эпизод с лекарской женой (будущий "спаситель армии" вынужден "унизиться", вмешаться в обозную неразбериху), через Шенграбенское сражение, где Тушин оказывается истинным героем, а Багратион, не отдающий никаких приказаний, — истинным полководцем. Болконский не сознаёт (пока), но чувствует контраст между собственными представлениями о героизме и полководческом даре и реальными обстоятельствами дела.
Слайд 32
"Одно из самых обычных заблуждений состоит в
том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек
течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека" "Мне кажется, что описать человека собственно нельзя; но можно описать, как он на меня подействовал.»
У Л. Н. Толстого нет полного портрета, но есть лейтмотивы — губка княгини Лизы, сравнение Сони с кошечкой. У князя Андрея это сухость, резкость, гримаса красивого лица, но есть и фамильные черты: у Болконских — маленькие руки и ноги, лучистый взгляд брата и сестры; у Ростовых — живые чёрные глаза; карикатурно — у Ипполита и Элен — уродливый брат неуловимо напоминает красивую сестру, снижая этим её красоту.
Слайд 33
Герой перед лицом безусловного — излюбленная ситуация
произведений Л. Толстого. Один из важных знаков безусловного —
музыка. Вспомним сцену — Николай Ростов после крупного карточного проигрыша слышит пение Наташи: "И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты…»
Истинная красота в понимании Л. Толстого скорее связана с внешней неправильностью — и в портрете, и даже в поведении персонажа (здесь самый очевидный пример — Наташа Ростова),
"Чистота нравственного чувства" (по выражению Чернышевского) проявляется в авторском отношении к героям. Отсюда контрастность как один из важнейших композиционных принципов «Войны и мира» — Курагины противопоставлены Ростовым, княжна Марья — Наташе, Наташа — Соне и так далее.
Слайд 34
Герои "органические", живущие непосредственной жизнью, ощущают себя
просто частью природы — это ощущение иногда обостряется, как
у Николая Ростова в сцене охоты или святок, но подспудно живёт в них всегда.
Один из самых умных писателей, Л. Толстой не доверяет разуму. Чувство, инстинкт его героев оказываются "мудрее" ума — чувство подсказывает Пьеру, что в масонской ложе, куда он с восторгом вступает, слишком много значат обряды, куда безошибочнее действует нравственный инстинкт, подсказывающий героям — и прежде всего Наташе, которая "не удостаивает быть умной", — что хорошо, а что — дурно. Это не значит, конечно, что герои не заблуждаются, — напротив, только в поиске, в ошибках, в разочарованиях и новых идеалах состоит жизнь любимых героев Л. Толстого.
Слайд 35
Это произведение с изощрённым психологическим анализом. Отсюда
и точное жанровое определение — "роман-эпопея», вместившая множество романов,
включающая множество героев, чей внутренний мир показан под микроскопом.
Таким образом, мастерство Л. Толстого сказалось в умении "сопрягать" (помните это слово из сна Пьера Безухова?) макро- и микромир, анализ мельчайших душевных движений отдельного героя (даже второстепенного, с точки зрения традиционного романа) и размышления о пути человечества, о причинах мировых катастроф, какой, в частности, стала европейская война начала XIX века.
И нам, благодарным читателям, следует не хвалить Л. Толстого (он не нуждается ни в чьих похвалах), а понять его уникальное произведение, книгу, которая, по словам В. И. Камянова, "написана каждому на вырост".
Слайд 36
Анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений)
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и
его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Как правило, тем, требующих полного анализа литературного произведения, не бывает. Зато любой из перечисленных пунктов может стать темой сочинения по любому классическому произведению, изученному в школе.
Слайд 37
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа
Вступление. Место персонажа в
системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального
типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через “соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Слайд 38
Составьте сложный план к сочинению «Татьяны милый идеал»
(По роману Пушкина А. С « Евгений Онегин»)
План разбора лирического произведения
Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:((1. Ведущая тема. 2. Основная мысль.)
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: ( а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению.)
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.)
3. Речевые особенности интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, эллипс, антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание.
4. Основные особенности ритмики: (ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.)
5. Рифма и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
Слайд 41
Анализ эпизода
В сочинении
этого типа нужно показать умение анализировать микротекст художественного произведения.
При этом необходимо продемонстрировать знание идейно-художественного содержания всего произведения, эпизод из которого предлагается для анализа, особенности творческой манеры автора этого произведения. При работе над сочинением подобного типа следует придерживаться следующего порядка:
Вступление. Определить границы эпизода, дать ему название. Указать место рассматриваемого эпизода в художественном произведении. Назвать общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущими.
( Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения. С одной стороны, он законченное целое; с другой — только звено в цепи изображаемых событий, связанное с другими звеньями разными связями).
II. Основная часть.
1 Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода (его завязки, кульминации, развязки).
Слайд 42
2 Объяснить содержательную функцию эпизода:
а) раскрываются какие-то стороны
характеров персонажа, их мировоззрение;
б) даётся представление о душевном состоянии персонажей;
в)
показан поворот во взаимоотношениях героев;
г) выражается авторский взгляд на те или иные проблемы.
3 Охарактеризовать противоречие , лежащее в основе эпизода (определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде).
4. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить их действия:
а)Кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
б)Как они относятся к происходящему событию; к вопросу (проблеме), друг к другу;
в)Объяснить их поведение (при этом желательно проанализировать речь участников диалога) , мотивировку поступков (авторскую, других героев или читательскую);
г) Дать нравственную оценку поведения каждого. (сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
Обратить внимание на детали.
Напомним: Детали могут касаться быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи)
Слайд 43
5 Выявить художественные детали в эпизоде, определить их
значимость.
а))Какова композиционная роль деталей (повествовательная, указывающая на движение, изменение
картины, обстановки, характера, или описательная, изображающая картину, обстановку, характер в данный момент)?.
б)Деталь возникает в тексте одноразово или повторяется в этом эпизоде?
в) Встречаются ли эти детали в других эпизодах?
г) Претерпевают ли детали изменения, и с чем это связано?
6. Выявить наличие художественных описаний (портрета, пейзажа, интерьера) охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
7 Понять авторское отношение к событию;
а)соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом;
б) определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
8 Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
9 Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание!
Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Слайд 44
Роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы
замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типичные
черты русского национального характера. Обломов остается в памяти как совершенно апатичный человек, который решает вечный гамлетовский вопрос – «быть или не быть» - не иначе как: «Только не теперь». Но талант Гончарова как мастера художественного образа, как раз в том и состоит, что герои его не статичны, и также сложны и неоднозначны, как сама жизнь. Таков и Обломов.
В романе Гончарова есть эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни русского ленивца, но и о его недюжинных способностях – это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя, на взгляд постороннего, несколько поспешные, доводы в пользу расставания.
Письмо представляет некую кульминацию характера героя, а по композиции является вставным эпизодом. В тот момент Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души. Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам. Ошибка героя состояла лишь в том, что он решил, что не достоин любви («Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли вам любить меня?.. «Нет, нет, нет!» -- твёрдо отвечаю я»). Скорее всего, Ольга действительно не испытывала к герою искренних чувств, а любила только то, что сама себе придумала - «будущего», не существующего в настоящем Обломова. Но то, что Илья Ильич был достоин любви, несомненно.
Своё письмо герой пишет как настоящий поэт, он очень образно выражается и использует множество художественно-изобразительных средств. Например, развёрнутые метафоры. На одной из них построен весь образ любви. Это чувство для Обломова - пропасть, об этом герой сам неоднократно говорит: «Я только сегодня, в эту ночь, понял, как быстро скользят мои ноги: вчера удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я решился остановиться»; «…когда я буду лежать на дне этой пропасти» и т. д.
Он говорит о любви и как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
Свои чувства Илья Ильич сравнивает с антоновым огнём (народное название гангрены) и бурями. А в самом начале послания герой и олицетворяет свою любовь: «Пока между нами любовь появилась в виде лёгкого, улыбающегося видения, пока оно звучало в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки… я не доверял ей, принимая её за игру воображения и шёпот самолюбия».
В послании Ильи Ильича метафорические сравнения нередки. Так, он называет Ольгу ангелом: «Вы всё будете, как чистый ангел, летать высоко». Она для него и птица: «Улетайте скорей, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой».
Роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типичные черты русского национального характера. Обломов остается в памяти как совершенно апатичный человек, который решает вечный гамлетовский вопрос – «быть или не быть» - не иначе как: «Только не теперь». Но талант Гончарова как мастера художественного образа, как раз в том и состоит, что герои его не статичны, и также сложны и неоднозначны, как сама жизнь. Таков и Обломов.
Составьте план сочинения «Анализ письма Обломова к Ольге Ильинской»
Насколько оно соответствует предложенному плану?
Слайд 45
В романе Гончарова есть
эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни
русского ленивца, но и о его недюжинных способностях – это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя, на взгляд постороннего, несколько поспешные, доводы в пользу расставания.
Письмо представляет некую кульминацию характера героя, а по композиции является вставным эпизодом. В тот момент Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца. Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться
только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души. Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
Слайд 46
Принято считать, что изменила Илью
Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь.
Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам. Ошибка героя состояла лишь в том, что он решил, что не достоин любви («Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли вам любить меня?.. «Нет, нет, нет!» -- твёрдо отвечаю я»). Скорее всего, Ольга действительно не испытывала к герою искренних чувств, а любила только то, что сама себе придумала - «будущего», не существующего в настоящем Обломова. Но то, что Илья Ильич был достоин любви, несомненно.
Своё письмо герой пишет как настоящий поэт, он очень образно выражается и использует множество художественно-изобразительных средств. Например, развёрнутые метафоры.
На одной из них построен весь образ любви. Это чувство для Обломова - пропасть, об этом герой сам неоднократно говорит: «Я только сегодня, в эту ночь, понял, как быстро скользят мои ноги: вчера удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я решился остановиться»; «…когда я буду лежать на дне этой пропасти»
и т. д.
Слайд 47
Он говорит о любви и
как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся
эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
Свои чувства Илья Ильич сравнивает с антоновым огнём (народное название гангрены) и бурями. А в самом начале послания герой и олицетворяет свою любовь: «Пока между нами любовь появилась в виде лёгкого, улыбающегося видения, пока оно звучало в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки… я не доверял ей, принимая её за игру воображения и шёпот самолюбия».
В послании Ильи Ильича метафорические сравнения нередки. Так, он называет Ольгу ангелом: «Вы всё будете, как чистый ангел, летать высоко». Она для него и птица: «Улетайте скорей, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой».
Слайд 48
Такое красочное восприятие, такую
страсть никто и никогда не ожидал от Ильи Ильича.
Вообще, язык послания очень образен («намерения разлетятся в прах»), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытание любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его за эгоизм и бессердечность.
Это произошло потому, что, действительно, доводы Обломова достаточно шатки для него самого: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль» - вот, что следовало бы мне сказать вам».
Именно поэтому в письме много восклицаний («И вот я предостерегаю вас: вы в заблуждении, оглянитесь!»), риторических вопросов («Как оторваться тогда? Переживёшь ли эту боль?»). Всё это говорит о большом волнении героя. Хотя это самое волнение не приводит его к пафосному слогу. Вот как он сам говорит об этом: «Другой бы добавил: пишу и обливаюсь слезами, но я не рисуюсь перед вами, не драпируюсь в свою печаль».
Также в тексте много скобок. Этот приём призван ещё больше указать на волнение героя, а также на быстроту вдохновения.
Слайд 49
Во-вторых, до этого письма
Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически, и вызывал если
не смех, то, по крайней мере, улыбку. Но послание полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Эта противоречивость и становится главным показателем национальной принадлежности героя. Обломов – результат воздействия среды, а не аномалия общества. Он русский барин, который боится любить и быть любимым, но умеет быть щедрым на чувства. Эту противоречивость впоследствии нередко будут подчёркивать русские классики.
Гончаров неслучайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
Слайд 50
Сделайте по предложенному плану анализ эпизода последней встречи
Штольца с Захаром .
Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки. Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.
Слайд 51
Сочинение по цитате
Здесь важно
выявить тему цитируемого высказывания,
для чего нужно сделать следующее:
1) Написать об авторе цитаты. Почему он так сказал? Как эта цитата характеризует его?
2) Проанализировать каждое слово в цитате, начав с грамматической основы.
3) Сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате.
4) Назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении.
а)Если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать;
б)Если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению, то есть перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты,
в) Правильно отобрать произведения для анализа.
Слайд 52
Составляем алгоритм сочинения по цитате М. Горького
«Прославим
поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное
слово правды».
Анализируем цитату, то есть формулируем вопросы для себя к каждому слову или словосочетанию. Данная цитата – сложное предложение. Начинаем с грамматической основы главного предложения:
1 «Прославим» – Почему мы должны прославить? Как понять слово прославить?
2 «поэтов» - Каких поэтов мы считаем достойными быть прославленными (чье творчество мы неплохо знаем)?
3 Грамматическая основа придаточного предложения «Бог – слово» Почему «слово» может быть «Богом»?
4 Как понять определения: «красиво сказанное» ( почему нужно сказать красиво?); «бесстрашное» и не просто «слово», а «слово правды»(почему, чтобы говорить правду нужно бесстрашие?)
Записав ответы на поставленные нами же вопросы, мы получаем краткий конспект нашего будущего сочинения.
Подберем подходящее вступление и заключение..
Составьте сложный план к сочинению
« Мой
друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы» (А. С. Пушкин) (По произведениям русских писателей 20 века).
Вы можете взять любые произведения любых писателей. Интересно сопоставить произведения людей разных политических взглядов. (например, « Поднятая целина « М. А. Шолохова и «Мужики и бабы» Можаева Б. А. или стихи о революции Зинаиды Гиппиус и Владимира Маяковского ) Но легче – выбрать произведения одной идейной направленности (например, Васильев Б. «А зори здесь тихие» и Бондарев Ю. « Батальоны просят огня») или стихи советских поэтов о подъеме страны после войны: А. Твардовский, Р. Рождественский)
Слайд 54
Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы
различных видов - и описательность (обзорность), и проблемность, и
литературный анализ текста, и сопоставительность - и поэтому предполагает разносторонний подход.
Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход - обзорный, проблемный, аналитический или другой - вы изберете как ведущий.
Смешанные темы
Слайд 55
В любом из видов деятельности самое главное —
это мотивация человека. Если человек действительно мотивированнаый, он будет
готов продолжать свою деятельность, даже если у нее что-то не получается.
На пути человека к успеху всегда встречаются сложности той или иной степени. Именно мотивация служит основным средством, чтобы преодолеть их.
Мозг молодого человека очень восприимчив, научиться в детстве или юности намного проще, чем в зрелом возрасте. По этой причине в некоторых случаях, если молодой человек заинтересован в обучении, он будет готов научиться практически самостоятельно, используя лишь общие подсказки от учителя. Именно поэтому ваша мотивация к творческой работе над сочинениями является настолько важной.