Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе на тему Творчество писателей-прозаиков во 2-ой половине 20 века

Содержание

После смерти Сталина (1953 г.) в стране началась демократизация. Из ГУЛАГов возвращались невинные узники. И. Эренбург не случайно назвал свою повесть «Оттепель» (1954). На XX съезде КПСС (1956) был разоблачен культ личности Сталина, после чего надежды
Творчество писателей-прозаиков во 2-ой половине 20 векаПодготовил преподаватель русского языка и литературы Белова Т.А. После смерти Сталина (1953 г.) в стране началась демократизация. Из ГУЛАГов возвращались Лирическая прозаОсновным качеством прозы второй половины 1950-х годов стало исповедальное начало, в Лидерами течения стали Л. Гладилин («Хроника времен Виктора Подгурского», 1956), В. Аксенов По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Такие писатели, Именно в этой среде писатели В. И. Белов, В. Г. Распутин видели Существенную роль в формировании идейно-художественных ориентиров деревенской прозы сыграли ранние произведения А.И. Писатели-фронтовики, с одной стороны, восприняли литературно-художественный опыт Виктора Некрасова, повесть которого «В В целом теме и жанру остался верен В. Быков, белорусский писатель, чье С другой стороны, с эпическим началом рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (1956) С 1980-х годов в литературе появляются произведения, посвященные уже современным армейским будням Историческая прозаВ произведениях В. Шукшина, Ю. Трифонова, Б.Окуджавы, А. Солженицына и других Именно в прозе Битова в полной мере проявилась проблема «не-своей» жизни в Условно-метафорическая прозаНа рубеже 1970— 1980-х годов в русской литературе появляются произведения условно-метафорической Таковы повести АнтиутопияВ 1980 — 1990-х гг. к жанру сатирической антиутопии обратились такие писатели, Появление жанра антиутопии в последние десятилетия XX века весьма закономерно, поскольку идеологемы Таким образом, советская литература периода оттепели подготовила почву, на которой возникла неофициальная
Слайды презентации

Слайд 2 После смерти Сталина (1953 г.) в стране началась

После смерти Сталина (1953 г.) в стране началась демократизация. Из ГУЛАГов

демократизация. Из ГУЛАГов возвращались невинные узники. И. Эренбург не

случайно назвал свою повесть «Оттепель» (1954). На XX съезде КПСС (1956) был разоблачен культ личности Сталина, после чего надежды людей связывались со скорым построением коммунизма, с возвращением к принципам ленинской демократии. В центре внимания оказалась личность.

Слайд 3 Лирическая проза
Основным качеством прозы второй половины 1950-х годов

Лирическая прозаОсновным качеством прозы второй половины 1950-х годов стало исповедальное начало,

стало исповедальное начало, в полной мере проявившееся в лирической

прозе, и прежде всего в жанре дневника. Жанр лирического дневника позволял автору создать атмосферу доверительных отношений с читателем и выразить субъективную точку зрения на исторически значимые события. Персонифицированный рассказчик, от лица которого ведется повествование в дневнике, создает эффект достоверности изображаемого и задает определенный ракурс повествования: читатель воспринимает все сквозь призму точки зрения героя-рассказчика.

Слайд 4 "Владимирские проселки" (1957) В. Солоухина, "Дневные звезды" (1959)

О. Берггольц, «Ледовая книга» (1958) Ю. Смуула — все

эти произведения стали образцами лирической дневниковой прозы. С лирической прозой связано и творчество замечательного рассказчика Ю. Казакова. В его произведениях изображение человеческих чувств доминирует над сюжетностью, именно этим объясняется импрессионистичность стиля, присущая творчеству писателя.

Слайд 5 "Молодежная проза"
Исповедальностью характеризуется и недолго просуществовавшее в литературе

1960-х годов течение, получившее название "молодежная проза". Эта проза

сумела выразить свое поколение, ее герои — обычные старшеклассники, студенты, чаще всего горожане. Исходным импульсом к конфликту героя с окружающей его действительностью становилось несоответствие реальной жизни, далекой от идеала, с романтично-наивными книжными представлениями о ней.

Слайд 6 Лидерами течения стали Л. Гладилин («Хроника времен Виктора

Лидерами течения стали Л. Гладилин («Хроника времен Виктора Подгурского», 1956), В.

Подгурского», 1956), В. Аксенов («Коллеги», 1960; «Звездный билет», 1962),

А. Кузнецов («У себя дома», 1964). С "молодежной прозой" связаны обновление художественной речи, проявление иронического пафоса, романтизация героев и их отношения к жизни и друг другу. Авторы этого течения обращались к литературному опыту зарубежных писателей, среди которых известный американский писатель Э. Хемингуэй.

Слайд 7 "Деревенская проза"
Одним из главных направлений в литературе второй

половины 20 столетия стала деревенская проза (конец 1960-х —

1980-е годы). Истоки деревенской прозы восходят к остросоциальной публицистике В.В. Овечкина (очерки «Районные будни», 1952—1956), Е.Я. Дороша («Деревенский дневник». 1956—1970), программной статье писателя Ф.А. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» (1954), произведениям В.Ф.Тендрякова, "лирической прозе" Ю. П. Казакова, ранним рассказам В. П.Астафьева, В. А. Солоухина.

Слайд 8 По мере развития деревенской прозы в ней выделились

По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Такие

две разновидности. Такие писатели, как В.Ф.Тендряков, Б.А.Можаев анализировали в

своих произведениях социально-исторические проблемы, связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства. Внимание другой ветви деревенской прозы было сосредоточено преимущественно на внутреннем мире деревенских жителей.

Слайд 9 Именно в этой среде писатели В. И. Белов,

Именно в этой среде писатели В. И. Белов, В. Г. Распутин

В. Г. Распутин видели героя-носителя нравственных ценностей, противостоящих бездуховности

и меркантильности обывателя. В полной мере идеология этой разновидности деревенской прозы проявилась в «Привычном деле» (1966) и «Плотницких рассказах» (1968) В.И.Белова, "Прощании с Матерой" (1976) В. Г. Распутина. Сочетание обеих тенденций, проявившихся в деревенской прозе, характерно для таких писателей, как Ф.А. Абрамов, В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, Е. И. Носов.

Слайд 10 Существенную роль в формировании идейно-художественных ориентиров деревенской прозы

Существенную роль в формировании идейно-художественных ориентиров деревенской прозы сыграли ранние произведения

сыграли ранние произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» (1959) и

«Один день Ивана Денисовича» (1962). Хотя последнее и рассматривается как одна из первых ласточек лагерной прозы, но главный герой в нем — это деревенский мужик, стойко сносящий тяготы жизни благодаря крестьянской хватке. В рассказе же "Матренин двор" не менее мужественно переживает все невзгоды, выпавшие на ее «свободную» долю, простая крестьянка Матрена.

Слайд 11 "Военная проза"
Стремлением к исповедальности, субъективизации эпического образа отмечено

творчество писателей-фронтовиков, активно заявивших о себе в «оттепельный» период.

В связи с их произведениями на рубеже 1950— 1960-х годов литературно-критический лексикон пополнился понятием "военная проза". Именно так было названо художественное течение, объединившее эпические произведения писателей-фронтовиков.

Слайд 12 Писатели-фронтовики, с одной стороны, восприняли литературно-художественный опыт Виктора

Писатели-фронтовики, с одной стороны, восприняли литературно-художественный опыт Виктора Некрасова, повесть которого

Некрасова, повесть которого «В окопах Сталинграда» (1946) была опубликована

сразу после Победы, а с другой — выразили те же тенденции, которые были присущи «молодежной», «исповедальной прозе». Не случайно излюбленным жанром «военной прозы» стала лирическая повесть, герой которой — молодой человек, еще не имеющий значительного жизненного опыта, вчерашний школьник, студент или выпускник военного училища. Сквозным сюжетом «фронтовой повести» является процесс становления характера в трагических обстоятельствах.

Слайд 13 В целом теме и жанру остался верен В.

В целом теме и жанру остался верен В. Быков, белорусский писатель,

Быков, белорусский писатель, чье творчество входило в состав многонациональной

советской литературы. Притчеобразие — характерная черта его произведений, на что впервые обратил внимание Л. Адамович. Такова и его повесть «Сотников» (1970), заставляющая читателя задуматься о силе и слабости человеческого духа безотносительно к конкретно-историческим обстоятельствам.

Слайд 14 С другой стороны, с эпическим началом рассказа М.

С другой стороны, с эпическим началом рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

Шолохова «Судьба человека» (1956) связано развитие больших эпических жанров,

исследующих тему Великой Отечественной войны. Одним из первых объемных произведений, в котором показан не только воинский героизм, но и трагизм военных поражений начала войны, является трилогия К. Симонова «Живые и мертвые» (1959 — 1971), написанная в жанре хроники.

Слайд 15 С 1980-х годов в литературе появляются произведения, посвященные

С 1980-х годов в литературе появляются произведения, посвященные уже современным армейским

уже современным армейским будням и войнам. Назовем здесь «Афганские

рассказы» (1989) О. Ермакова и роман «Афганец» (1991) Э. Пустынина.

Слайд 16 Историческая проза
В произведениях В. Шукшина, Ю. Трифонова, Б.Окуджавы,

Историческая прозаВ произведениях В. Шукшина, Ю. Трифонова, Б.Окуджавы, А. Солженицына и

А. Солженицына и других получила дальнейшее развитие историческая проза.

При этом В. Шукшин и Ю. Трифонов в истории пытались найти ответы на современные вопросы; в повествовании Б. Окуджавы сопрягаются разновременные пласты истории, такой прием позволяет автору выявить вечные вопросы, актуальные и для современности; А. Солженицына интересуют переломные моменты отечественной истории, в которых так или иначе проявляются судьбы отдельных людей и народа в целом.

Слайд 17 "Городская проза"
С именем прозаика Ю. Трифонова связано развитие

городского, или интеллектуального, течения в литературе. Объектом художественного анализа

в повестях Ю.Трифонова "Обмен" (1969), "Предварительные итоги" (1970), "Долгое прощание" (1971), "Другая жизнь" (1975) является постепенная деградация личности.
«Городская проза» изображала нецельного человека, лишенного позитивного активного начала. Название одной из повестей Ю.Трифонова — «Обмен» — символизирует процесс нравственной неопределенности современного человека. В числе близких ему писателей Трифонов называл В. Распутина, Ю. Казакова, А. Битова.


Слайд 18 Именно в прозе Битова в полной мере проявилась

Именно в прозе Битова в полной мере проявилась проблема «не-своей» жизни

проблема «не-своей» жизни в «ненастоящем времени». В романе "Пушкинский

дом" (1964— 1971) писатель независимо от зарубежных авторов использовал литературно-художественные приемы, характерные для постмодернистских произведений: авторский комментарий к тексту, эссеизм, вариативность сюжетных ходов, интертекстуальность, демонстрацию вымышленности повествования и т.д.

Слайд 19 Условно-метафорическая проза
На рубеже 1970— 1980-х годов в русской

Условно-метафорическая прозаНа рубеже 1970— 1980-х годов в русской литературе появляются произведения

литературе появляются произведения условно-метафорической прозы, в реалистическое повествование которых

авторы вводят фантастических персонажей, фольклорно-мифологические мотивы и сюжеты. Эти приемы позволяют соотнести события современности с вневременным планом и с позиций вечности оценить текущий момент.

Слайд 20 Таковы повести "Белый пароход" (1970) и "Пегий пес,

Таковы повести

бегущий краем моря" (1977) Ч. Айтматова, романы «Белка» (1984)

А. Кима и «Альтист Данилов» (1981) В. Орлова и др.
Прозаики, входившие в литературу на рубеже 1970 — 1980-х годов, В. Маканин, Р.Киреев, А.Ким и другие, уже демонстрировали отличное от традиционного реализма мироощущение и художественные принципы: бесстрастность повествования, отсутствие однозначной авторской оценки, амбивалентность героя, игровое начало.

Слайд 21 Антиутопия
В 1980 — 1990-х гг. к жанру сатирической

АнтиутопияВ 1980 — 1990-х гг. к жанру сатирической антиутопии обратились такие

антиутопии обратились такие писатели, как Ф. Искандер («Кролики и

удавы», 1982) и В. Войнович («Москва 2042», 1986), детективную антиутопию написал А. Гладилин («Французская Советская Социалистическая Республика», 1987), антиутопии-«катастрофы» создали В. Маканин («Лаз», 1991) и Л.Леонов («Пирамида», 1994).

Слайд 22 Появление жанра антиутопии в последние десятилетия XX века

Появление жанра антиутопии в последние десятилетия XX века весьма закономерно, поскольку

весьма закономерно, поскольку идеологемы общества "развитого социализма" к этому

времени были лишены реального содержания. Надежды на осуществление социалистической утопии не оправдались.
В 1990-е годы трагическим мироощущением пронизана и проза уже состоявшихся реалистов А. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Г. Владимова.

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-na-temu-tvorchestvo-pisateley-prozaikov-vo-2-oy-polovine-20-veka.pptx
  • Количество просмотров: 208
  • Количество скачиваний: 7