Слайд 2
Цели и задачи работы:
1) Знакомство с портретами А.С.Пушкина
2)
Повышение уровня эстетического образования.
Слайд 3
А что говорили о поэте окружающие?
Лев Пушкин о
брате
«Пушкин был собою дурен; ростом был мал, но лицо
его было выразительно и одушевлёно.»
Слайд 4
А что говорили о поэте окружающие?
В.А.Нащокина о Пушкине
«Я
видела много его портретов, но должна сознаться, что ни
один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика, особенно его удивительных глаз...Других таких глаз я за всю мою долгую жизнь ни у кого не видела.»
Слайд 5
А что говорили о поэте окружающие?
В. Брюсов
«Невысокий вертлявый
человек, с порывистыми движениями, с нисколько не замечательным лицом,
смуглым, некрасивым, поминутно оскаливались большие зубы».
Слайд 6
А что говорили о поэте окружающие?
Н. Полевой
«Физиономия Пушкина
столь определённая, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить
её, вместе с тем так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нём истинное понятие».
Слайд 7
Пушкин о себе…
Мой рост с ростом самых долговязых
Не
может ровняться.
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая
голова…
Сущий бес в проказах сущая обезьяна лицом.
Много, слишком много ветрености.
Слайд 8
Высокий лоб, вьющиеся рыжеватые волосы, большие голубые глаза.
Ранний
портрет Пушкина
Слайд 9
Уже не ребёнок, но ещё и не юноша…
Единственный
портрет Пушкина в лицейские годы – гравюра Е. Гейтмана.
Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с толстыми «африканскими» губами – таким вошёл в наше сознание облик юного поэта.
Слайд 10
Последние 10 лет жизни гения всех времён…
Рисунок выполнен
итальянским карандашом обрусевшего француза Ж.Вивьена относящегося к осени 1826г.
Художник сумел передать черты характера поэта: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры.
Слайд 11
1827 год (период наивысшей славы поэта)
Огромные прекрасные глаза поэта, тонкие, изящные руки, романтический клетчатый
плед, перекинутый через плечо, мягкий золотистый фон портрета, бронзовая фигура музы, покровительницы поэзии, с лирой стоящая за плечом Пушкина, подчёркивает поэтическую возвышенность его образа.
Слайд 12
1827 год (период наивысшей славы поэта)
…Поэт в задумчивости.
Поза его спокойна. Тёмный колорит портрета однообразен. Таков поэт
на полотне Тропинина. Выделено лишь лицо, изображённое в повороте влево, более резком. Глаза устремлены вверх, мимо зрителя. Лоб большой, лицо удлинённое, заострённое книзу, брови густые, нос большой, длинный. Художник стремился подчеркнуть в поэте всё домашнее, будничное. Одна рука лежит на столе так, чтобы был виден перстень – талисман.
Слайд 13
Портрет Пушкина работы П.Ф.Соколова
Поэту свойственна изысканная мягкость,
миловидность, сглажены, уточнены характерные черты лица, губы сделаны «сердечком».
Слайд 14
Минута горести…
Портрет Линёва (1836г.) оставляет тягостное впечатление. Мы
видим печальные, как бы омытые слезами глаза поэта: измученное
лицо, подавленность и растерянность.
Слайд 15
Автопортреты
Автопортреты
(их свыше 60) исполнены самоиронии. Оставшиеся
неизвестными для современников, эти изображения Пушкина оценены лишь спустя
время.
Слайд 16
(Автопортрет 1826г.)
Пушкин изобразил себя в длинном
сюртуке, с палкой в руке, начал было привычно рисовать
цилиндр, но тут же переделал его на большой примятый картуз: цилиндров в деревне не носили.
Слайд 17
Изображение из альбома Е.Н.Ушаковой
Это самое лучшее
из его авто изображений, изящное, артистически законченное и необыкновенно
живое. (1829г.)
Слайд 18
Множество художников писали Пушкина.
Мы не будем сейчас заострять внимание на каждом
из изображений, но с удовольствием просмотрим их…
Слайд 19
Пушкин в селе Михайловском. Художник Н.Н. Ге. 1875
г.
Слайд 20
И.К. Айвазовский, «Пушкин на берегу Черного моря» 1887г.
Слайд 21
«Пушкин в Царском Селе», картина Ильи Репина, 1911г.
Слайд 22
И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. "Прощание Пушкина с морем."
1887 г
Айвазовский знал свою слабость в
портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку."
Слайд 24
Саша Пушкин, лицеист.
Художник Ю.В.Иванов.
Слайд 25
Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге". 1949 г.