Слайд 2
РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА СОПРОВОЖДАЛОСЬ ДРАМАТИЧЕСКИМИ СОБЫТИЯМИ – ВОЙНАМИ,
РЕВОЛЮЦИЯМИ, ВОССТАНИЯМИ…ЭТО БЫЛО ВРЕМЯ ИЗМЕНЕНИЙ. «ПРЕОБРАЗИЛСЯ МИР ПРИ ГРОМАХ
НОВОЙ СЛАВЫ».
Слайд 3
Изменились интересы, нравы людей,
сброшены путы сословных привилегий и ограничений. Появились новые хозяева
жизни, которые бросили лозунг: «Обогащайтесь!» Утонченная культура аристократов уже не интересовала их. Золотой телец – вот божок «новых людей».
Слайд 4
Смотри: вокруг тебя
Всё новое кипит, былое истребя.
Свидетелями быв
вчерашнего паденья,
Едва опомнились младые поколенья,
Жестоких опытов сбирая поздний
плод,
Они торопятся с расходом свесть приход,
Им некогда шутить, обедать у Темиры
Иль спорить о стихах. Звук новой чудной лиры,
Звук лиры Байрона развлечь едва их мог.
Бальзак «Человеческая комедия»
Слайд 5
Наступила пора разочарования. Всё меньше можно было найти
изысканных ценителей тонкостей искусства. Искусство помпезного классицизма и затейливого
и шаловливого рококо ушло в прошлое.
На глазах менялся мир, но далеко не всегда можно было сразу разобраться в сути перемен.
На смену пришли романтизм - мир выдуманной прекрасной мечты, беспощадная правда критического реализма, натурализм - неприглядная изнанка жизни - как вызов обществу.
Слайд 6
НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
XIX ВЕКА
Романтизм
Критический реализм
Натурализм
Слайд 7
РОМАНТИЗМ
- направление, характеризующееся исключительностью героев, страстей, обстоятельств, идеализацией,
мечтательностью.
Романтики не стремились к переустройству общества.
Презирая мир разбогатевших
лавочников, они
противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной
мечты, в котором видели царство добра и искренности.
Человеком управляет не только мыслящий рассудок,
человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь
чувству.
Слайд 8
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
- направление, отражающее критическое
отношение к изображаемой
реальности.
Реалисты пытаются понять современное общество,
вскрыть причины уродливых явлений
жизни. Герои
являются порождением общества. Человек немыслим
вне социальной среды, даже если ненавидит её, борется
с ней.
Слайд 9
НАТУРАЛИЗМ
- направление, стремящееся к объективному,
бесстрастному воспроизведению реальности;
копирование отталкивающих (нередко низменных)
сторон жизни.
Перенос законов, существовавших в природе,
на
общество людей. Поднимаются темы, считавшиеся
неприличными и запретными: уродливые стороны
бытия, жизнь «людей дна». На всеобщее обозрение
выставлялась неприглядная изнанка жизни.
Слайд 10
ДЖОРДЖ БАЙРОН
(1788 – 1824)
«… Чтобы разгадать загадку
мрачной
поэзии такого
необъятно колоссального поэта,
как Байрон, должно сперва
разгадать
тайну эпохи, им
выраженной».
В.Г.Белинский
Слайд 11
Не пугайся, не думай о духе моём;
Я лишь
череп – не страшное слово,
Мёртвый череп, в котором, не
так,
как в живом,
Ничего не таится дурного…
Пей, покуда ты жив, а умрёшь,
может быть,
И тебя из могилы достанут,
И твой череп, как я, кубком будет служить,
Пировать с ним живущие станут…
«Надпись на кубке из черепа»
Дж. Байрон
Слайд 12
О, я не стар! Но мир бесспорно
Был сотворён
не для меня!
Зачем же скрыты тенью чёрной
Приметы рокового дня?
Мне
прежде снился сон прекрасный,
Виденье дивной красоты…
Действительность! Ты речью властной
Разогнала мои мечты…
Я изнемог от мук веселья,
Мне ненавистен род людской,
И жаждет грудь моя ущелья,
Где мгла нависнет над душой!
Когда б я мог, расправив крылья,
Как голубь к радостям гнезда
Умчаться в небо без усилья
Прочь, прочь от жизни навсегда.
«Хочу я быть ребёнком вольным…»
Дж.Байрон
Слайд 13
ВИКТОР ГЮГО
(1802-1885)
«Проснитесь, человек бедствует»
«Богач! делись своим состоянием; бедняк!
делись своим сердцем».
«Величие лучше всего проявляется в кротости».
«Мысль –
труд ума, мечтательность – его наслаждение. Заменить мысль мечтой – значит принять яд за пищу».
«Улыбка любимой сияет даже ночью».
«Великий художник – это великий человек в большом ребёнке».
Многие его фразы были яркими и поражали
неожиданным оборотом.
Слайд 14
«СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ»
«Собор Парижской богоматери» таит в
себе
тайну и музыку веков. Его загадочные
химеры олицетворяют ужасы
Средневековья, и автор показывает фигуру
Клода Фроло, монаха-фанатика, ставшего
чудовищем из-за своей грешной и
неутолимой любви к цыганке Эсмеральде.
А урод Квазимодо обладает душой
необыкновенной красоты. И умирает он, как
Ромео рядом со своей Джульеттой, рядом с
телом любимой Эсмеральды.
Слайд 15
«Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут
народы под тяжким игом. Когда я вижу, как мучается
Греция под пятой Турции, как умирает
окровавленная Ирландия, как Австрия своею палкой,
постыдным и тяжёлым скипетром ломает крыло
венецианского льва, как Вена держит в своих когтях
Милан – о, тогда я проклинаю всех тиранов, я
чувствую, что поэт – их судья. Тогда я бросаю нежные
песни и привязываю к своей лире медную струну», -
писатель бросался в бой с любой формой ущемления
прав человека.
Слайд 16
Вы царь царей – Наполеон.
А завтра что? Осколки,
щепки
И куча дров – ваш славный трон.
Сегодня Австерлиц, огонь
Ваграма,
Иена,
А завтра дымный столб пылающей
Москвы,
А завтра Ватерлоо, скала святой
Елены,
А завтра?.. А завтра – в гробе вы.
Гюго
Слайд 17
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ
(1797-1856)
Повинуясь лишь капризу,
То галопом, то на крыльях
Мчится
в сказочное царство
Мой возлюбленный пегас…
Конь мой
белый, конь крылатый,
Чистым золотом подкован,
Нити жемчуга – поводья,
Мчись, куда захочешь, конь!
Слайд 18
Они меня истерзали
И сделали смерти
бледней, —
Одни своею любовью,
Другие враждою своей.
Они мне мой хлеб
отравили,
Давали мне яду с водой, —
Одни своею любовью,
Другие своею враждой.
Но та, от которой всех больше
Душа и доселе больна,
Мне зла никогда не желала,
И меня не любила она.
Слайд 19
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК
(1799-1850)
Не хлебом единым жив человек. Бальзак
показал с громадной силой таланта, как
жернова чудовищной буржуазной
мельницы
размалывают судьбы людские, измельчают
души. Но он же заставляет увидеть и
нравственную победу отдельных
личностей, сумевших остаться людьми
среди хаоса эгоистических расчётов,
политического честолюбия, корысти,
стяжательства, и подняться в сферы чистого
чувства.
Слайд 20
«В героях Бальзака бьёт через край избыток сил.
Их желания
безмерны, их страсти вулканичны, их радости и
печали
убийственны, они действуют как одержимые, живут как в
лихорадке, совершают чудеса воли, ума и выносливости,
доходят до последнего во всём: в низости и благородстве, в
подвигах и в преступлениях. Если они порочны – они
чудовища, если добродетельны – они святые. В
«Человеческой комедии» исчезает всё бесцветное, тусклое –
все краски раскалены, сама темнота ослепительна; сумерки,
полутона поглощаются светотенью, резкой до боли; нет
мёртвой вещественности – всё пламя, порыв. Мир Бальзака
заряжен небывалой энергией. Здесь каждое прикосновение –
удар, каждая царапина – рана».
Владимир Гриб
Слайд 21
Бальзак покажет каторжника Вотрена,
умного, почти философа. Покажет
хищника-ростовщика Гобсека, страсть к
накопительству которого маниакальна.
Покажет отца,
безоглядно влюблённого
в своих дочерей и не видящего их
холодного эгоизма. Бальзаковский Вотрен
великолепно рассуждает: «Есть две
истории: официальная, лживая история и
история тайная, раскрывающая истинные
причины события, история постыдная».
Вот эту «постыдную» историю своих
дней писатель и раскрыл в «Человеческой
комедии».
Слайд 22
ЧАРЛЗ ДИККЕНС
(1812-1870)
Произведения писателя
показывают изнанку реальной
жизни. Так
в «Посмертных
записках Пиквикского клуба»
правят бал обманщики,
вымогатели,
жулики.
Слайд 23
В романах «Холодный дом», «Лавка древностей» показана Англия
работных домов, трущоб, фабрик. В романе «Оливер Твист» раскрывается
история мальчика из работного дома – страшная жизнь ребёнка в жестоком мире зла и корысти.
Слайд 24
«Толпы безработных маршировали по дорогам или
при свете
факелов теснились вокруг своих главарей,
которые вели суровый рассказ
о всех
несправедливостях, причинённых трудовому народу,
и исторгали из уст своих слушателей яростные
крики и угрозы… доведённые до отчаяния люди,
вооружившись дубинами и горящими головнями и
не внимая слезам и мольбам женщин, старавшихся
удержать их, шли на месть и разрушение, неся
гибель прежде всего самим себе».
Ч.Диккенс «Лавка древностей»
Слайд 25
ЭМИЛЬ ЗОЛЯ
(1840-1902)
Страстное желание исследовать
французское общество времён
Второй
империи подтолкнуло писателя к
созданию грандиозной семейной
хроники.
Действие двадцати романов,
составляющих серию «Ругон-Маккары»,
разворачивается на железной дороге и
бирже, в шахтёрском городке и модном
парижском магазине….
Эта машинная цивилизация
формирует в человеке «зверя»,
насаждает жажду наслаждений,
культивирует власть денег и, в конечном счёте,
обезличивает человека.
Слайд 27
РЕДЬЯРД КИПЛИНГ
(1865-1936)
«Запад есть Запад, а Восток
есть Восток, и с мест они не сойдут, пока
не предстанет Небо с Землей на Страшный
Господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что - племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает».
Слайд 28
О, если разум сохранить
сумеешь,
Когда вокруг безумие и ложь,
Поверить в правоту свою - посмеешь,
И мужество признать вину - найдешь,
И если будешь жить, не отвечая
На клевету друзей обидой злой,
Горящий взор врага гасить, встречая,
Улыбкой глаз и речи прямотой,
И если сможешь избежать сомненья,
В тумане дум воздвигнув цель-маяк...
Р.Киплинг «Если»
Слайд 29
«КНИГА ДЖУНГЛЕЙ»
Мир природы – это мир инстинкта,
включающий
в себя инстинкт
созидания и инстинкт разрушения.
Инстинкт жизни
рождает Закон
джунглей, регламентирующий
порядок. Природа – основание для
цивилизации. Союз разума и
инстинкта рождает особую силу,
которая превращает Маугли в
властелина джунглей.