Слайд 2
А.К. Толстой
(24 августа 1817- 28 сентября 1875
г.)
“Всем знавшим его хорошо известно, какая это была душа,
честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая. «Рыцарская натура»...”
И. С. Тургенев
Слайд 3
Детство А.К. Толстого
Родился 24 августа 1817 г. в
Петербурге.
Мать - красавица Анна Алексеевна Перовская , воспитанница
графа
А.К. Разумовского вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Федора Толстого. Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв:
"Еще шести недель я был увезен
в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении".
Слайд 4
В Петербурге
Восьми лет Толстой, с матерью
и Перовским,
переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского
- мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого.
Слайд 5
В Германии и Италии
В 1826 г. Толстой с
матерью и дядей отправился в Германию; в памяти его
особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства:
"Мы начали с Венеции…
Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, -
и в каждом из этих городов рос
во мне мой энтузиазм и любовь
к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую "тоску по Родине«, в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай".
Слайд 6
«Студент архива»
Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в середине
30-х годов поступил в число так называемых "архивных юношей",
состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. В обязанности "архивных юношей", входили разбор
и описание старинных документов. Как "студент архива» он в 1836 г. Выдержал в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета",
и причислился к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-
на- Майне. В том же году умер Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, вел светскую жизнь.
Слайд 7
Служба государю
В 1855 г., во время крымской войны,
Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не
удалось, и он поступил в число охотников «Стрелкового полка Императорской фамилии". Он не принимал участия в военных действиях, но он едва не умер от жестокого тифа. Во время болезни за ним ухаживала жена полковника С.А. Миллер (урожденная Бахметьева), на которой он позднее женился.
Во время коронации в 1856 г., Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании он оставался до самой смерти. С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок - пошатнулось. Жил он поэтому большей частью за границей, летом в разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях - Пустыньке (возле станции Саблино, под Петербургом) и Красном Роге (Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа).
Слайд 8
«Средь шумного бала...»
"Средь шумного бала…» Это стихотворение стало одним
из лучших
в русской любовной лирике, но знаменитым оно
станет тогда, когда превратится
в романс на музыку Петра Ильича Чайковского. История появления стихотворения очень романтична и повествует о любви поэта Алексея Константиновича Толстого и умнейшей женщины своего времени - Софьи Андреевны Миллер (Бахметьевой).
Слайд 9
«Средь шумного бала...»
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге
мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала
черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
1851
Слайд 10
Творчество
Толстой начал писать и печатать очень рано. Уже
в 1841 г., под псевдонимом Краснорогский, вышла его книжка
"Упырь« (Санкт-Петербург). Толстой впоследствии не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев . Это - фантастический рассказ в стиле Гофмана и Погорельского-Перовского. Белинский встретил его очень приветливо.
В 1854 г. он выступил в "Современнике" с рядом стихотворений ("Колокольчики мои", "Ой стоги" и др.), сразу обративших на него внимание.
Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевым и особенно
с Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого.
Примкнув ненадолго к кружку "Современника", Толстой вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в "Современнике" в 1854 - 55 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова. Сборник его сочинений до сих пор популярен в России.
Слайд 11
Творчество
В 1861 добился отставки ("Служба
и искусство несовместимы...",
- написал он царю) и все свои силы
и
время стал отдавать литературе.
В 1862 опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан" . В 60-е написан роман " Князь Серебряный".
В 1867 вышел первый сборник его стихотворений., в 1866 - 70 - историческая трилогия, включавшая трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".
В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры).
Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел.
Слайд 12
Своеобразие художественного мира А.К.Толстого
Толстой придерживался романтического, идеалистического понимания
сущности и задач искусства. Искусство для него - мост
между земным миром и "мирами иными".
Многие стихотворения посвящены сущности творчества.
Любовь - божественное мировое начало, которое недоступно разуму, но может быть прочувствовано человеком в земной любви, которая роднит его со вселенной, возвышает, облагораживает.
Грусть, тоска, печаль –ведущие мотивы лирики Т. Иногда грусть переплетается с радостью, но чаще впитывает, поглощает её.
В стихотворениях нередки мотивы неприятия окружающей действительности.
В поэзии Т. сильна привязанность ко "всему земному", любовь
к родной природе и тонкое ощущение ее красоты.
Лирический герой стихотворений Т. наделён чертами личности самого поэта. У читателя создается впечатление, что перед ним нечто вроде лирического дневника, передающего характер и историю взаимоотношений между героями.
Образ любимой женщины в лирике Толстого конкретен
и индивидуален.
Слайд 13
Своеобразие художественного мира А.К.Толстого
Т. не боится простых слов,
общепринятых эпитетов. Простота рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической
эмоции , задушевности тона.
Поэт написал ряд стихотворений, связанных с фольклором. Хорошо понимал поэтику народной песни, создавал стилизации фольклорных ритмов и образов.
Т. тяготел к стихотворениям романсового типа. Больше половины всех его лирических стихотворений положены на музыку
Баллады и былины связаны с традициями устного народного творчества;
былины Т. насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»),
а иногда оборачиваются сатирой на конкретные явления современности («Поток-богатырь»);
Сатирические стихотворения направлены на враждующие группировки эпохи реформ(«Двух станов не боец, а только гость случайный…» ),
на нигилистов, административный порядок и даже на русскую историю.
Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты- символисты. Своевременной её славе помешало отсутствие прижизненных сборников (единственный вышел в 1867г.).
Слайд 14
Последние годы
Уйдя в отставку,
в основном жил в
своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству,
и постепенно разорился.
Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет
28 сентября (10 октября н.с.) 1875 года А.Толстой скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии (Брянская обл.)
от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий
от астмы, грудной жабы
и невралгии с тяжелыми головными болями.
.