Слайд 2
История создания
Как и вся лирика Есенина, «Письмо к
женщине» основано на реальных событиях и подразумевает обращение с
исповедью к реальной женщине. Кому посвящено произведение, не для кого не секрет — Есенин писал к бывшей жене Зинаиде. В 1924 году она уже стала супругой Мейерхольда и была достаточно счастлива в браке. Новый муж любил детей Есенина как своих. Поэт же продолжал испытывать чувство вины перед детьми и их матерью. В качестве поэтического покаяния появилось «Письмо к женщине», где «тогда», о котором говорится в первой части, относится к 1919 году, а «сейчас», описанное во второй, к 1924 году. К этому же времени из творчества поэта постепенно пропали библейские образы.
Слайд 3
Тема
Это поэтическое обращение филологи называют «поэмой» и
причисляют его к качественно новому периоду литературной деятельности Сергея
Есенина, когда он переосмыслил свои взгляды относительно будущего России. Название стихотворения звучит интимно и, несмотря на то, что имя адресата в нём не озвучивается, очень персонально. Оно посвящено теме поиска себя, который происходит на фоне реформ и перелома в стране. Благодаря форме письма, произведение звучит очень искренне. Поэт, он же лирический герой, обращается к некогда любимой женщине, при этом размышляет о прошлом, настоящем и будущем, своем собственным и своей Родины.
В стихотворении «Письмо к женщине» до последней строки идёт переплетение двух линий: взаимоотношения с женщиной и со своей родной страной. С женщиной, не желавшей понять и принять его бушующей души, поэт расстался. С обновившейся Родиной, напротив, стал находить «общий язык».
Главное, о чём хотел сказать поэт — он возмужал, признал свои ошибки в полной мере, раскаялся. Он просит прощения у женщины и признаёт свои заблуждения на общественном уровне: «Слава рулевому!»
Слайд 4
Жанр, размер и направление
Жанр «Письма» был крайне популярен
среди писателей, а в особенности сделался он известным в
период Серебряного века поэзии, коему и принадлежит творчество Сергея Александровича. И, безусловно, «Письмо к женщине» является, пожалуй, одним из самых популярных «Писем» нашего 21 века, хотя написано оно в 1924 году.
Произведение Есенина имеет размер вольного или же разностопного ямба, создающего впечатление мерного рассуждения. Любопытно, что самые длинные предложения в каждой строфе расставляют нужные акценты, т.е. произносятся с некой выделительной интонацией. Эта интонация не восклицание и даже не вопрос: она по-своему, мысленно и интуитивно, заостряет внимание именно на данном месте в строфе
Слайд 6
Главные герои и их характеристика
Главных героев автор подразумевает
в течение обращения: это сама женщина, которой посвящено стихотворение,
и, безусловно, поэт, посвящающий произведение бывшей возлюбленной. Однако ж при том, что четко обозначенных характеристик личности читатель проследить не может, писатель все-таки акцентирует внимание на своем «буйном» нраве и весьма вспыльчивом характере: «И я склонился над стаканом, чтоб, не страдая ни о ком, себя сгубить в угаре пьяном». Или же:
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Одновременно с показательной вспыльчивостью выявляется далеко не шумный нрав героини, но кроткий и смиренный:
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Временами – единожды в начале стихотворения – поэт говорит о доведенной до исступления женщине: «Что-то резкое в лицо бросали мне». Но, по всей видимости, творец творил эти строки в горящей обиде на самого себя, так как по сути сам явился причиной раздора между супругами: его вольный и ветреный нрав давал о себе знать.
Слайд 7
Средства выразительности
В стихотворении «Письмо к женщине» кроме
необычного построения, автор использовал различные средства выразительности:
Для передачи
настроения служат сравнения: «…Я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком»;
Метафоры: «Земля (Россия) — корабль», «в ударе нежных чувств»;
И эпитеты: «грустная усталость», «прямая гуща», «яростный попутчик»;
Болезненное состояния народа подчёркнуто вульгаризмами и просторечиями: «….Ну кто ж из нас на палубе большой, не падал, не блевал и не ругался?…», «пьяный угар», «рвота»;
Важность и значимость определённых моментов выделены повторами: «Но вы не знали, что в сплошном дыму…» (дважды в тексте);
В завершении своего послания поэт просит прощения и с горечью признаёт, что не нужен, той к которой писал, желает счастья и подписывается простым знакомым:
«Вас помнящий всегда
Знакомый ваш Сергей Есенин»
Слайд 8
проблемы
Любовь и разлука. Лирический герой сожалеет об утраченном
чувстве, горько сетует на то, что стал «ни капельки
не нужен», что она и не любила его, и не осознавала, как он страдает за судьбу отечества. Ему и обидно, и больно, потому что он осознает свою вину перед дамой сердца, которая покинула его, основываясь на несходстве их характеров. Они были противоположны, причем настолько, что после неудачного романа с поэтом красавица предпочла «серьезного и умного мужа». Однако такой страсти в ее жизни уже не будет, она от нее устала, как и тот, кто посвящает ей прощальные строки.
Новая власть. «Лошадь, пришпоренная смелым ездоком» — это прямое указание на давление, которое испытывает поэт в новой России. Чиновники стремились подмять искусство под свою идеологию, и Есенин чувствовал это принуждение на себе, когда начала заявлять о себе «линия партии», когда появилась цензура, когда стихотворения и поэмы стали делаться «на заказ» в канун праздников и памятных дат. Не случайно он называет себя «попутчиком» и с иронией сообщает, что воздает хвалу рулевому. В такой ситуации Сергей Александрович осознавал свою беспомощность и заливал это осознание алкоголем. «Шальная жизнь» облегчала его груз ответственности: с балагура и пьяницы власти и спросить было нечего. Отсюда его упреки в адрес возлюбленной: она не знала, каково ему выносить этот гнет. Даже свою критику власти он глубоко упрятал в любовное послание – настолько закрутились гайки к 1924 году.
Слайд 9
Смысл
Произведение делится на две части, противоположные по временным
рамкам: ушедшие воспоминания и настоящие впечатления. Одновременно воспоминания перекликаются
и с весьма насыщенным прошлым России: с революцией. Любопытна параллель: борьба Есенина со своим экзальтированным и вспыльчивым темпераментом сопоставляется с буйными событиями 1917 года. В данном контексте крайне важно отметить: любовь для поэта – война. Безжалостная и безрассудная, но абсолютно бесполезная: в конечном итоге оба проиграли.
В стихотворении закладывается и смысл сожаления о потерянном: он и вправду виноват перед бывшей супругой, будучи чрезмерно скандальной личностью. Есенин винит себя и никого иного. Таким образом, параллель прослеживается и здесь: доподлинно известно, что писатель – выходец из простой крестьянской семьи, один из тысячи крестьян, примкнувших в некотором числе к пролетариату и так яро вставших на защиту вождя революции в роковой день… Винит ли он каждого в свершении данного события? Возможно. И вполне вероятно, что поэт вкладывает эту коннотацию в строфы своего детища.