Слайд 3
Стихотворение французского поэта Франсиса Жамм(1868-1938) «Молитва, чтобы получить
звезду» в переводе И.Эренбурга(1913г.)
Боже, дай мне одну золотую звезду,
Может,
в ней для души я спасенье найду.
Если ты не захочешь отдать ее мне,
Без обиды. Без злобы все я снесу.
Если гибель в звезде – подари ее мне,
Как дают бедняку золоченое су.
С каким стихотворением В.Маяковского роднится стихотворение «Молитва…»?
Я плетусь, как осел…Вспоминаешь ли ты,
Как ребенком я клял остролистов кусты
Перед яслями в храм, где мать моя встарь
Убирала розетками нищий алтарь.
Если в этой звезде я спасенье найду,
Подари мне одну золотую звезду.
Потому что мне надо сегодня ее
Положить на замерзшее сердце мое.
Слайд 7
Ранние стихотворения («Ночь», «Утро», «Уличное», «Адище города» и
др.) вводят в мир, где города «повешены», где «распяты
городовые», где «у раненого солнца вытекает глаз», где мир «с перекошенной мордой». Главным здесь является ощущение боли, бесцельности существования:
По эхам города проносят шумы
На шепоте подошв и на громах колес,
А люди и лошади – это только грумы,
Следящие линии убегающих кос…
(«Шумики, шумы и шумищи»)
Слайд 8
В этом мире живет и страдает человек –
лирический герой ранней поэзии Маяковского, - рефлексирующий, стремящийся осознать
себя (цикл «Я», «От усталости»).
В стихах 1913-1914 годов звучат и другие интонации, в частности, анархические, бунтарские («Кофта фата»).
Порою стихи раннего Маяковского представляются грубыми, жестокими и даже аморальными («Я люблю смотреть, как умирают дети»).
Это был сознательный вызов обществу. В душе лирического героя зреют злость и вызов «грубого гунна», вырывается крик негодования и муки.
Он становится «чужим» в чуждом ему мире.
При этом автор использует, по словам В. Шкловского, прием «отсранения» (умение показать привычное странным) и гротеска, обращается к ораторской интонации.
Поэт поражает своей изобретательностью в «конструировании» окказионализмов, которые заставляют читателя участвовать в создании зримого образа: «лица не выгрущу», «дикий обезумлюсь» и т. д.
Слайд 9
Но рядом с холодным злобным чувством в герое
живет и иное.
Лирический герой Маяковского мечтает о любви,
он хочет отдать все «за одно только слово ласковое, человечье» («Дешевая распродажа»).
Герой раннего Маяковского выражает чувства, душевные запросы, свойственные всем людям, но только ему присущи, как он сам сказал, «громада-любовь» и «громада-ненависть».
С равной силой он отвергает пошлость, цинизм, глупость. И никто так, как он, не мог в лирике «вывернуть себя», выставить напоказ свои чувства и муку.
Таким образом, можно утверждать, что в ранних стихах Маяковского возникает сложный, подчас противоречивый образ лирического героя:
Слайд 10
В первых стихах поэта («Ночь», «Адище города», «Утро»,
«Уличное» и др.) лирическое «я» еще не определено.
Основой
в этих произведениях является критическая направленность против пошлости мира, в котором нарушены нормальные связи.
Преобладает урбанистический пейзаж, насыщенный живописными образами.
Через выразительные детали («раненое солнце», «дряблая луна», «трамвай, вскинувший зрачки») опосредованно выражается отношение лирического героя к миру.
Слайд 11
Начиная с цикла «Я» (1913) в поэзии Маяковского
появляется герой, мучительно стремящийся осознать себя.
В стихах этого
времени основным все чаще становится желание быть понятым, получить от мира сочувствие, любовь.
Уже в этом цикле проявляется двойственность лирического героя, которая будет видна и в более поздних стихотворениях.
С одной стороны, он готов вобрать в себя всю скорбь людскую, все человеческое страдание, взамен отдав им свою любовь, с другой – он резко протестует против мира, где жестокость и насилие.
Слайд 12
В герое Маяковского также проявляются исключительно анархически-бунтарские настроения.
Его можно назвать бунтарем, мятежником, который наслаждается своей ролью
«свободного художника», дающей право выступать от имени «уличных тыщ» («Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Кофта фата» и др.).
Основным в этих стихах становится противостояние – «я» и «они», слышны мотивы трагического одиночества, отчуждения людей.
Тема одиночества в городской толпе, в окружающем мире – основная тема в ранней поэзии Маяковского.
Слайд 13
Своеобразной формой защиты для поэта все чаще становятся
эпатаж, грубые выпады против «желудка в панаме», «сытой» публики,
привыкшей воспринимать искусство исключительно как забаву.
В стихотворении «Нате!» автор пишет об отношениях творческой личности и толпы, которая сравнивается со «стоглавой вошью».
Призвание поэта не в том, чтобы развлекать «озверевшего» мещанина.
Поэт-художник способен сыграть ноктюрн даже на флейте водосточных труб», увидеть «косые скулы океана» «на блюде студня». В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) поэт утверждает, что искусство должно преображать будничную жизнь, расцвечивая ее яркими красками.
Правда, писатель А. Платонов предлагает иное прочтение этого стихотворения, в котором предан трагизм поэта, лишенного в реальной жизни возможности слышать прекрасные звуки музыки и видеть океан.
Именно поэтому он создает этот мир в своем воображении, используя самые неподходящие предметы вещного мира.