Слайд 3
А.С. Пушкин
Ф.И. Тютчев
М.Ю. Лермонтов
А.А. Фет
А.Н. Майков
Слайд 4
XIX век
XIX век – золотой век русской литературы. Именно
тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин,
А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас.
Слайд 5
Русских поэтов всегда привлекала родная природа.
Она дорога своей скромной простотой, в которой много красоты,
раздолья, спокойствия и величия. Природа выступала “врачом”, укрепляющим дух, исцеляющим от душевных недугов и вносящим в него успокоение и гармонию
Слайд 7
А.С.Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)— русский поэт, драматург и
прозаик. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего
национального русского поэта.
«Солнце нашей поэзии!»
Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.
Слайд 8
А.С.Пушкин
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают
в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
Слайд 9
А. С. Пушкин
«Цветы последние милей…»
В стихотворении А.С. Пушкина
«Цветы последние милей...» говорится о том, что порой осенняя
задумчивость, вызванная близостью разлуки, более глубока и жизненна, нежели поверхностное, но шумное и эмоциональное общение, не дающее возможность различить полутона и проникнуть в суть вещей. Поэтому последние цветы, призывающие задуматься об устройстве мира, кажутся «милее».
Эпитеты поэта построены на антитезе
«последние» — «роскошные», «унылые» — «сладкие»
Слайд 10
Александр Сергеевич Пушкин
В стихотворении
«Цветы последние милей…» воплощена
мысль поэта о важности, значительности моментов в жизни природы
и в жизни человека
Слайд 11
М.Ю.Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) – великий
русский поэт и прозаик, произведения которого оказали огромное влияние
на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем лирики, одна из которых тема природы.
Слайд 12
М.Ю.Лермонтов
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в
бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит
меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Слайд 13
М. Ю Лермонтов
Осень
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Осень» сугубо
описательно, поэт пишет об октябре, о том, что вся
жизнь замирает и даже для животных к этому времени исчезает природный уют. Эпитеты: «мрачную», «отважный» подчёркивают общее настроение стихотворения
Слайд 14
Михаил Юрьевич Лермонтов
В стихотворении «Осень» от начала к
концу нарастает чувство грусти, одиночества
Пейзаж наполнен красками: сначала яркими,
потом тёмными, в конце- тусклыми
Слайд 15
Ф.И.Тютчев
Ф.И. Тютчев (1803-1873).В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает
о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть
в чём-то другом. Одушевляя природу, он показывает, что не менее важна, чем сам человек.
Слайд 16
Ф. И. Тютчев
Осенний вечер
Есть в светлости осенних
вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный,
легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Слайд 17
У Ф.И. Тютчева в стихотворении «Осенний вечер» осеннее
увядание сравнивается с божественным страданием, тихим и кротким. Он
поэтизирует изнеможение осени и находит ей такое возвышающее сравнение.
Ущерб— имеется в виду ущерб не как невосполнимая потеря, какое-то искажение желаемого, а ущерб как постепенное уменьшение естественным образом (например, луна на ущербе, то есть луна на пути превращения из диска в серп).
Изнеможенье — постепенное оставление жизненных сил, философская усталость от буйного кипения жизненных сил.
Божественная стыдливость страданья— та божественная печаль, что возникает при виде людского несовершенства.
Оно причиняет боль, но божественное страданье молчаливо и не стремится заявить о себе, лишь чуткий человек может ощутить его.
Слайд 18
Фёдор Иванович Тютчев
В стихотворении «Осенний вечер» картины увядания
передают настроения грусти, тихого восхищения
Поэт не разделяет природу и
человека, они едины в своих проявлениях
Слайд 19
А.А.Фет
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892) –родился в
с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.Известный русский поэт с
немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров.
Слайд 20
А.А.Фет
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных
лучей:
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний
ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Слайд 21
У А.А. Фета в стихотворении «Первый ландыш» сквозит
восхищение ранней весной, первыми цветами, своей душистой чистотой. Только
недавно вся природа казалась скованной холодным сном, и вдруг— такой подарок; он пленяет, предваряет собой окончательное торжество «воспламеняющей весны».
Слайд 22
Афанасий Афанасьевич Фет
В стихотворении «Первый ландыш» поэт сопоставляет
состояние пробуждающейся природы с состоянием молодости
Слайд 23
А.Н.Майков
А.Н.Майков (1821 — 1897), поэт.
Художественная атмосфера дома способствовала
формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать
и сочинять стихи.
Слайд 24
А.Н.Майков
«Поле зыблется цветами…»
Поле зыблется цветами…
В небе льются света
волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске
полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
Слайд 25
А.Н. Майков пишет уже о поздней весне, он
уподобляет майский полдень молодым надеждам, которые жизнерадостно приветствует. Всё
вокруг сияет уже свежестью и чистотой, поют жаворонки, они не видны, но глаза невольно поднимаются к небу. Душа радуется от избытка нарождающихся сил, в предчувствии великих свершений.
Слайд 26
Аполлон Николаевич Майков
В стихотворении «Поле зыблется цветами…» поэт
восхищается разгулом весны
Сердце лирического героя открыто радости наступающей весны