Слайд 2
биография
Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, русский
революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове
в семье священника.
В детстве стал «пожирателем книг».
1836 – 42 духовное училище
1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.
Слайд 3
1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом
факультете.
Слайд 4
затем возвращается в Саратов и становится учителем словесности
в гимназии.
Он не штудировал учебник литературы – «Риторику» Команского,
а читал сочинения Жуковского, Лермонтова, Пушкина, и «критически» разбирал их.
Слайд 5
Вспоминают, как обсуждали «Ревизора» и «Обыкновенную историю».
Диспут
– основная форма бесед. Литературу связывали с жизнью.
Об Акакии
Акакиевиче: «о смешных людях <…> прочитайте и увидите, захочется ли вам смеяться над ним?
Не сошелся с начальством, ведь он учил свободно мыслить, говорил о свободе, об отмене крепостного права…
Слайд 6
Личная жизнь
Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой
(Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской
воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».
Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.
Слайд 7
1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском
корпусе.
Слайд 8
Работа над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»
Слайд 9
В 1855 Чернышевский защитил магистерскую диссертацию, которая положила
начало разработке материалистической эстетики в России.
Самое дорогое и
прекрасное для нас жизнь.
Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»
Жизнь выше искусства – главная мысль.
Слайд 10
Цель искусства — воспроизведение жизни, её объяснение, «приговор
о явлениях ее»; искусство должно быть «учебником жизни» .
Эстетическое
учение Ч. наносило сильнейший удар аполитичной теории «искусства для искусства». При этом эстетические вопросы для Ч. были только «полем битвы», его диссертация провозглашала принципы нового, революционного направления.
Слайд 11
«... Он умел, — писал В. И. Ленин,
— влиять на все политические события его эпохи в
революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей»
1861г. Статьи по поводу освобождения крестьян. Возможное участие в организации «Земля и воля».
1862. статьи о студенческих волнениях (новые правила запрещали студенческие корпорации, вводили обязательную плату за обучение. Демонстрации.
Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.
Слайд 12
1864 суд и «гражданская казнь»
Приговор каторжные работы –
14 лет (впоследствии АлександрII заменил на 7 лет), далее
поселение в Сибири навсегда.
В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.
Слайд 13
Тюремное заключение в Петропавловской крепости
Слайд 14
Герцен писал:
«Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на
четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»
Слайд 15
Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан
роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.
Слайд 16
1866 – состоится свидание с женой и сыном
Михаилом (6 лет)
Следующее свидание будет через 17 лет
1870. 7
лет каторги прошли.
71 приговор – пребывание в Вилюйском остроге.
Слайд 17
Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на
жизнь. Как писал, так и жил.
Впервые искусство к чему-то
обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Искусство – популярно написанная наука.
Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.
Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.
Слайд 18
Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа
живет сама по себе, а по писателю - бедная
обстановка заставляет душу быть бедной.
Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.
Слайд 19
Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в
них надежды на то, что рождается художник, который сумеет
показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.
диалектика души
Слайд 20
История создания романа
Чернышевский писал
роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости,
с 4 декабря 1862 года по 14 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний. Н. С. Лесков:«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».П. А. Кропоткин:«Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем». В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки. Запрет на публикацию «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.
Слайд 21
О прототипах.
Литературоведы считают, что в основу сюжетной
линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича
Бокова.
Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова.
Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.
В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений).
В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.
Слайд 22
Проблематика романа
В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым
в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в
основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека».
Нигилизму Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость.
«Новые люди» – главные герои романа.
Проблемы романа:
здорового эгоизма,
появление «новых людей»;
люди «старого мира» и их социально-нравственные пороки;
любовь и эмансипация,
семья (отношение к родителям),
любовь и революция .
Слайд 23
О композиции романа.
Роман Чернышевского построен так, что жизнь,
действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в
прошлом, настоящем и будущем.
Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя;
Настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений.
Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»).
Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему.
Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.
Слайд 24
«Что делать?»
Из рассказов о новых людях
I. Дурак.
II. Первое
следствие дурацкого дела.
III.Предисловие
Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском
семействе.
Глава вторая. Первая любовь и законный брак.
Глава третья. Замужество и вторая любовь.
Глава четвертая. Второе замужество.
Глава пятая. Новые лица и развязка.
Глава шестая. Перемена декораций.
Слайд 26
О жанре.
Единодушного мнения в этом вопросе нет.
----Ю. М. Прозоров считает «Что делать?» Чернышевского – социально-идеологическим романом,
Ю.
В. Лебедев – философско-утопическим романом, созданным по законам, типичным для этого жанра.
Составители биобиблиографического словаря «Русские писатели» считают «Что делать?» художественно-публицистическим романом .
(Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?» семейно-бытовой, детективный, публицистический, фантастический, интеллектуальный, философский.)
Слайд 27
О жанре «Что делать?»
философский, социально-политический роман
энциклопедия знаний и
жизни
смысл названия
программа действий
каким труд любовь
раскре- разумное
надо в жизни и пощение будущее сочетание
быть человека дружба женщин личных
чувств и
общественной
деятельности
философский, социально-политический роман
энциклопедия знаний и жизни
смысл названия
программа действий
каким труд любовь раскре- разумное
надо в жизни и пощение будущее сочетание
быть человека дружба женщин личных
чувств и
деятельности
философский, социально-политический роман
энциклопедия знаний и жизни
смысл названия
программа действий
каким труд любовь раскре- разумное
надо в жизни и пощение будущее сочетание
быть человека дружба женщин личных
чувств и
о
де
философский, социально-политический роман
энциклопедия знаний и жизни
смысл названия
программа действий
каким труд любовь раскре
чувств и
бороться против чего? как? ради чего?
прошлое
настоящее
будущее
Слайд 29
Художественные особенности романа:
«эзопов язык»;
сны Веры Павловны;
беседы с проницательным
читателем.
Слайд 30
другие сны рассматриваются так же
Слайд 31
Первый сон В. П.:
она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она
слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она — невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее «любовью к людям».
Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов и Мерцалов, и первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. Реальная грязь — та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки — труд и дельность). В гнилой грязи соответственно жизнь и труд отсутствуют. В. П. видит свою мать Марью Алексевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ. «Невеста своих женихов, сестра своих сестер» объясняет В. П., что она должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. Если изменится обстановка, то и злые станут добрыми.
Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее дневник (хотя В. П. никогда не вела его). В этом дневнике — история ее отношений с Лопуховым. Последнюю страницу В. П. в испуге читать отказывается, и тогда ее наставница читает сама. Суть в том, что В. П. сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь к нему — скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, но только не любовь, какая нужна ей... В. П. хочет любить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце ее стремится к Кирсанову.
Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви — Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в светлой красавице, которая ведет ее через разные эпохи развития человечества, саму себя — свободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. «...Это она сама, но богиня». Видит В. П. и Хрустальный дворец-сад, благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей — образ будущего, которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.
Слайд 32
Что делать?
Что делать?
Чтобы стать «особенным»?
Чтобы освободиться и освободить
других?
Чтобы стать «новым человеком»?
Слайд 33
Ответ романа
Готовить
революцию
Готовиться к революции
Переносить из будущего в
настоящее всё, что можно перенести (мастерские Веры Павловны)
Слайд 34
На примере семейного воспитания Веры Павловны, её
жизни в родительском доме, на образе её матери Марьи
Алексеевны Розаль-ской. Изображая старый мир, показывая и мелкобуржуазную мещанскую среду, и людей дворянского круга, Чернышевский раскрывает зло классового неравенства: необеспеченность, приниженность, темнота одних – паразитизм, праздность, развращенность других. Указывая, что одни развращаются вследствие избытка материальных благ, другие, наоборот, вслед-ствие недостатка их, Чернышевский тем самым ставит вопрос о необходимости революцион-ного переустройства жизни. И здесь главная роль отводится новым людям.
Прошлое (Марья Алексеевна, Михаил Сторешников и его мать ,
Жанн, Серж).
Слайд 35
Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)
Новый
человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.
По
Чернышевскому новые люди – носители новой религии - -религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога.
«Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», - Белинский.
Слайд 36
Новые люди -
люди нравственного совершенства.
(Дмитрий Сергеевич Лопухов, Алексей
Кирсанов, Вера Павловна)
а) революционные устремления и любовь к
народу, просветительская работа;
б) неиссякаемое трудолюбие – труд для них такая же потребность, как дышать, есть, эстетическое наслаждение, т. к. каждый занимается любимым трудом;
в) чистые и красивые взаимоотношения (стремление к личной свободе и независи-мости, высокое благородство, нравственная чистота, честность, взаимоуважение, высокий уровень интеллектуального развития)
Слайд 37
В древнем Риме новыми людьми назывались лица, происходящие
не из сенаторского сословия, которые первые в своем роду
достигли консульской должности (плебеи).
Разночинцы – плебеи.
Весь мир для них столь же новый, как они сами, в этом мире они должны освоиться. Этот мир нужно изучить (опыт, полигон). И в первую очередь испытывается сам человек (Базаров, Рахметов, Раскольников). Все, что непрочно, поддается давлению новых людей, - всё это ложное и обречено; и, соответственно, наоборот.
Слайд 38
«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся,
не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно
не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: "Можно ли положиться на этого человека безусловно?" Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.»
Слайд 39
«Моральный кодекс» героев Чернышевского:
Чем труднее дело, тем
более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.
А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.
Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.
Будь честен, и всё будет отлично.
Полного счастья нет без полной независимости.
Слайд 40
Теория «разумного эгоизма»
Нравственная теория, которая заклю-чается в
свершении благородных и самоотверженных поступков для своей же пользы. Нет для человека большего счастья, больше нравственной «пользы» , пусть это даже сопровождается болью и страданием, чем сознание того, что поступил справедливо, разумно, нравст-венно.
Слайд 41
В мире нет ничего случайного, в нем каждое
событие связано причинно-следственной связью.=>зло тоже полезно.
Грань между добром и
злом в «Что делать?» стирается. «Отлично дурно, следовательно, отлично», - из последней главы романа.
В религии деяния дух святой – прогресс.
Достоевский эти понятия пересматривает.
Слайд 42
Сон Веры Павловны
«Будущее светло, оно прекрасно. Говори же
всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно.
Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести.»
Слайд 43
«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера
Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами
высшей натуры, пожалуй даже лицами идеализированными... Нет, друзья мои, …это не так…» - пишет Чернышевский. «Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, - не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…»
Слайд 44
«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без
них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но
они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»
Слайд 45
Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого,
дочь малых.
Надежда (пропавшая сестра).=>не хватает любви.
Дмитрий Лопухов (Диаметра –
богиня плодородия)=воскресший.
Розальская – Лопухова - Кирсанова
растительная тематика
Символика имен
Слайд 46
Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем
роза.
Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой
Девы Марии, символ тайны.
Аль – алая, красная роза.
Последние главы романа «Что делать? Пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.
Слайд 47
Розальская становится Лопуховой.
Право носить фамилию Розы отсутствует в
таком мире. Лопух же стойкое растение – выживет везде.
Слайд 48
« Нет друзья мои,… не они стоят слишком
высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь,
что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!
Слайд 49
Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях»
(таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей.
Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?».
Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.
Слайд 50
Связь романов Чернышевского «Что делать?» и Достоевского «Преступление
и наказание»
«Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена
высокою идеею… Идея получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления»,-Чернышевский
Слайд 51
Повторение.
Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в
жизни человечества?
(оно должно стать учебником жизни, но не просто
учить, а выносить приговор над жизнью. Искусство лишь доходчивее науки.)
Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов?
Слайд 52
Ответ: этого требовала сама жизнь. Литература разочаровалась в
«лишних людях», требовался герой – боец. (Чернышевский –
стр.6 – 8)
- Что нового несли с собой герои романа «Что делать?» Какую надежду они вселяли в изверившихся современников? (Ч. – стр.9 – 14)
«Подлинное счастье состоит в удовлетворении всех подлинных запросов человека. «Будет время, когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне, это мы с тобою знаем: но мы оба одинаково твердо знаем, что время еще не пришло…»» - Как расценить эти слова Кирсанова?
Слайд 53
Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях
зла.
Смотрите, какая светлая мечта:
«Сменится много поколений, прежде чем осуществится
то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
Разве можно с этим спорить?
- да.
- Почему?
Слайд 54
Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?
Чернышевский
сказал много правильного, красивого, создал хрустальный дворец будущего, но
не сказал, как переносить из будущего в настоящее свои мечты.
Что призвано объединить людей по Чернышевскому?
Цель, идея, светлого будущего.
Слайд 55
Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?
Бедная
обстановка делает душу бедной.
Достоевский был в коне не согласен
с мировоззрением Чернышевского.
Прочитаем «Легенду о великом Инквизиторе».
Слайд 56
Когда ты не согласен с мнением кого-то, что
ты делаешь?
Сказать открыто или намекнуть.
Таких намеков в романе Ф.М.
Достоевского предостаточно.