Слайд 3
Содержание:
Биография:
Актер и юморист
Война
«Синяя птичка»
«Рыжий клоун»
Денискины рассказы
Иллюстрации к книгам
В. Драгунского
«Он живой и светится"
Друзья о Викторе Драгунском
Дети пишут
Драгунскому
Хронологическая таблица
Особенности творчества
Внеклассная работа
Обзор программ
Краткий анализ произведений
Подробный анализ произведений
Вопросы к произведениям
Слайд 4
Защищайте детей!
Защищайте детей!
Сегодня и ежедневно!
Виктор Драгунский.
конце 50-х годов XX века заявили о себе писатели,
которых относят к поколению «шестидесятников».
Для этого поколения характерны раскованность, граничащая с озорством, любовь к художественной игре (отсюда – обращение к традициям серебряного века, к русскому авангарду 20 – 30-х гг.). Обобщающая идея литературы, создаваемой ими, сводится к утверждению человеческой личности как первейшей ценности.
В области литературы для дошкольников и младших школьников многое сделали такие «шестидесятники», как Э.Успенский, Ю. Мориц, Г. Сапгир, Ю. Коваль, В. Голявкин и, конечно же, В. Драгунский и др.
Слайд 6
Виктор Юзефович Драгунский
прожил не такую уж и долгую жизнь (1913 –
1972 г.г), но в ней было все: и голод, и холод, и много работы, и много радостей, и веселья.
Он родился 30 ноября 1913 года в г. Нью-Йорке, куда его совсем юные родители бежали из Белоруссии от еврейских погромов.
Слайд 7
Детство Виктор
Драгунский провел в Белоруссии, в небольшом городе Гомеле. Позже,
в 1925 году семья переехала в Москву.
Учился Виктор средне, много читал и хорошо успевал только по литературе.
В 16 лет (с 1929 г.) началась трудовая биография Драгунского. Он работал учеником токаря, шорником, бакенщиком, лодочником.
Слайд 8
Однажды совершенно случайно на улице Виктор увидел объявление:
«Литературно-театральная мастерская объявляет набор слушателей». И начался интереснейший период
в его жизни: обучение актерскому мастерству. А затем и работа в театрах: сначала в Театре Транспорта, а затем в Театре сатиры.
Литературная биография Драгунского началась в 1940 году, когда он начал сочинять фельетоны, тексты для реприз клоунов, сценки для эстрадных номеров. Известна его миниатюра «Волшебная сила искусства», в течение некоторого времени исполнявшаяся Аркадием Райкиным.
Актер и юморист
Слайд 9
Недаром и его герой Дениска
Кораблев в ряде рассказов участвует в театральных представлениях.
Рассказ «Смерть
шпиона Гадюкина»
Рассказ «Где это видано, где это сдыхано»
время войны Драгунский рвался в ополчение, хоть его и
не брали из-за астмы. И все-таки он добился своего. Через несколько дней их разнокалиберную группу посадили в поезд, идущий в сторону Смоленска. Ни у кого не было никакого оружия, но все надеялись, что по прибытии на место их обязательно вооружат.
Разместили всех в маленькой деревушке. Каждому дали лопату, и началась работа.
Они рыли глубокие траншеи,
устанавливали противо-
танковые заграждения.
Работа была изнурительная,
тяжелая.
Война
Слайд 11
Все это Виктор Юзефович описал в своей книге
«Он упал на траву» спустя много лет после войны.
В этой повести — великая и горькая правда о том, что в октябре 41 года враг был у ворот Москвы. Что ни страница, то свидетельство
необычайной любви к людям, к детям, боль за их несчастную судьбу.
Слайд 12
В 1941-м году Виктор голодный,
измученный и оборванный вернулся из ополчения прямо в театр.
Позже с театральной труппой они выезжали в воинские части, давали концерты в госпиталях, гастролировали по Сибири и Дальнему Востоку.
лет (в 1948 г.) Виктор Драгунский создает театр пародий
«Синяя птичка». Идея театра пародий увлекла многих молодых актеров. Всем хотелось играть. И тогда Драгунский придумал: пусть одну роль играют сразу несколько актеров. Так, в пародии в духе пьес А. Островского под названием «Отцы и дети Ванюшина» няньку играли две артистки, сразу три артистки выходили в роли дочки Лизаньки, в пьесе было четверо отцов, пять сыновей и шесть женихов. Вся Москва рвалась на эти спектакли. Там смеялись над тем, над чем не принято было смеяться в то суровое время, задевались имена, которых боялись касаться.
«Синяя птичка»
Слайд 14
Все спектакли «Синей птички» начинались с песенки:
А «Птичка»
действительно клевала халтуру всякого рода, штампы в театральном искусстве,
кино, живописи, музыке и даже архитектуре.
«Синяя птичка,
Она такая вот.
Синяя птичка; в ней все наоборот:
Тех, кого полюбит,
В обиду не дает,
А тех, кого не любит,
Безжалостно клюет».
Слайд 15
Совершенно неожиданно Драгунский бросает театр и уходит в
цирк работать клоуном. В цирке было хмуро в эти
военные дни, окна были заклеены крест накрест, света давали мало. В цирк приходили военные на передышку. Даже дети цирковых артистов выступали днем и ночью. Известная актриса цирка и писательница Наталия Дурова вспоминает: «Драгунский заступался не только за меня, он заступался за нас, детей. Он спасал нас, детей, от напраслины и окрика. Я его обожала, я была малявкой в общем-то, но я его обожала совершенно».
«Рыжий клоун»
Слайд 16
Герой повести В. Драгунского «Сегодня и ежедневно», клоун
Ветров, говорит: «Я не знаю, что мне сделать, чтобы
спасти детей. Я не могу обнять их всех и закрыть своим телом. Дети должны жить, они должны радоваться. ... Слушайте, люди, кто чем может, — заслоняйте детей. Спешите приносить радость детям, друзья мои!».
Виктор Драгунский написал немало рассказов о цирке для детей: «Не хуже вас, цирковых», «Девочка на шаре».
Слайд 17
«Этот нормальный,
нормальный,
нормальный мир»
Денискины рассказы
Знаменитым Виктор
Драгунский стал, когда
написал первые
рассказы о Дениске.
Слайд 18
В 1961 году выходит первый рассказ Драгунского «Он
живой и светится».
Слайд 19
В 60-х у него выходят книги:
«Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Похититель собак»,
«Двадцать лет под кроватью», «Волшебная сила искусства» и др.
В 1970-е годы: «Красный шарик в синем небе», «Разноцветные рассказы», «Приключения» и др.
Слайд 20
Таким образом, с 1961 по 1970 гг. Виктор
Юзефович создал более 90 детских рассказов под общим названием
«Денискины рассказы».
Они хороши не только по тому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка, в них отразилось свежее, неискаженное восприятие мира.
Дениски и его друзей, писатель вводит Денискиных ровесников в
добрый и светлый мир их забот и открытий, а взрослым дает возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Его рассказы полны юмора, доброй иронии и являются истинно психологическими, а не только комическими.
Читателям очень понравились рассказы о нормальном мире детства, где царят нормальные отношения, нормальный взгляд на жизнь, где поступки могут быть только нормальными, а герои-дети — справедливыми, человечными и искренними.
Слайд 23
Многие художники рисовали
Дениску
и его друзей. Но самым первым был Виталий Горяев.
Он взялся оформить первую книжку и попросил писателя дать ему несколько фотографий сына Дениса, чтобы передать сходство книжного героя с настоящим Дениской. Это был сборник «Он живой и светится».
В 1971 году вышла книжка
«На Садовой большое движение». Оформлял эту книгу художник В. Лосин. Потом именно этот сборник
переводился на многие языки.
Иллюстрации к книгам
В. Драгунского
Слайд 24
У этого талантливого, весёлого и грустного человека всё
состоялось. Он состоялся как актёр, как создатель уникального театра,
как любимый детский писатель, как любимый и любящий муж, как замечательный отец. У него состоялась счастливая жизнь, которая, к великому сожалению, оказалась недолгой.
«Он живой и светится»
Виктор Юзефович Драгунский в Москве 6 мая 1972 года.
Его сын ДенисУмер Виктор Юзефович Драгунский в Москве 6 мая 1972 года. Его сын Денис, ставший вполне преуспевающим литератором, и дочь Ксения Драгунская - блистательный детский писатель и драматург продолжили писательскую династию Драгунских.
Слайд 26
Актер Зиновий ГЕРДТ:
«Человек прожил так жизнь, что при
упоминании этого имени – Виктор
Драгунский - всякий человек, который его знал, начинает как-то улыбаться тому обстоятельству, что он был с ним близок или просто знаком...»
Друзья
о Викторе Драгунском
Слайд 27
Режиссер Борис ГОЛУБОВСКИЙ:
«У Вити была очень обаятельная улыбка и кривые зубы.
Ну вот возьмите в горсть 32 зуба и закиньте в чей-нибудь рот, не разобрав каждый зубик на свое место, и при этом дикция была прекрасная при таком количестве неорганизованных зубов. И вечно смеющиеся глаза. Витю я не видел мрачным, при Вите как-то неудобно было быть угрюмым. Витя был московской краской в московском обществе».
Слайд 28
Актер Леонид УТЕСОВ:
«Ведь он издал свою первую книжку, когда
ему было почти пятьдесят! Жизнь отпустила ему на работу в детской литературе всего двенадцать лет. И за этот короткий срок удивительный талант Драгунского создал литературу, о которой говорят как о детской классике...
Если бы он был только режиссером, может быть, он стал бы Станиславским, если бы он был клоуном - Виталием Лазаренко. Если бы он был только актером, может быть, он стал бы Яншиным. Но он занимался всем этим вместе и стал Драгунским».
Слайд 29
«Здравствуйте, дорогой и смешной писатель
Виктор Драгунский! Я Вашу книжку получил - «Денискины
рассказы». Большое, большое спасибо, от бабушки тоже. Мне очень нравится Дениска. Мне очень хочется, чтобы вы написали много книг о нем. Мой друг Витька лежит в больнице. У него взорвался аппендицит. Я ношу ему книги в больницу. Я сказал Витьке, что мне нравится Ваш девиз: «Дружба! Верность! Честь!». Сережа Морозов.»
«Дорогой писатель Виктор Драгунский!
Когда я читал Ваши рассказы про Дениску и Мишку, я умирал со смеху. Моя бабушка даже ночью смеялась над Дениской. Я взял книжку в библиотеке. У меня нет своей, а у Витьки есть, но он дает ее только мне почитать. Бабушка говорит, что Ваши книжки можно купить в Москве. Я собрал 84 копейки. Я эти деньги хотел послать в издательство, но на почте сказали, что нужно рубль посылать. Я буду ждать Вашего ответа.
Сережа Морозов.»
Дети пишут Драгунскому
В.Драгунский
послал этому
мальчику книгу
и написал
письмо.
Вот ответ.
Слайд 30
«Уважаемый Виктор Юзефович!
Пишут
Ват письмо воспитанники 4-й группы. Читинского детского дома №
1. Мы недавно всей группой читали Вашу книжку про Дениску. И нам она очень понравилась. Особенно сам Дениска. Понравилось то, что он так хорошо, интересно живет, что честный и смелый, что любит дружить, любит фантазировать. У него это получается здорово. Мы все обсуждали эту книгу и много спорили о поведении Дениски и Мишки, но пришли к выводу, что мальчишки они хорошие и мы стали бы с такими дружить».
Так слушали
ребята
рассказы
Драгунского
Слайд 31
Виктор
Драгунский
читает писателю
Якову Акиму
и его детям еще не изданные
рассказы.
Драгунский
слушает, как
обсуждают
его рассказы.
Слайд 34
«Ему выпала редкая участь быть ни на кого
не похожим, создать свой стиль в жизни и в
творчестве» (Юрий Нагибин)
Поднимает большие нравственные проблемы: утверждение человеческой личности как первейшей ценности в детской литературе.
Защищает детство, гуманизирует чувства, влюбляет в людей и в весь мир.
Вводит Денискиных ровесников в добрый и светлый мир их забот и открытий.
Сочетание лирического и комического начал (смех, юмор, добрая сатира) придает рассказам особую теплоту.
Оптимистические, светлые произведения писателя воспитывают детей, утверждая в их характерах справедливость, честность, верность слову, доброту, требовательность к себе и товарищам.
С необыкновенной точностью передает психологию ребенка, свежее неискаженное восприятие мира.
Все его произведения – автобиографичны по сути, по духу, по типу мировоспитания главных героев.
Особенности творчества
Слайд 35
Книжно-иллюстративная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения В.Ю.
Драгунского.
Музыкально-литературная композиция к 95-летию со дня рождения В.Ю. Драгунского.
Конкурс
на лучшее чтение рассказов писателя.
Конкурс на лучший рисунок к его произведениям.
Путешествие в мир детства (по рассказам «Где это видано, где это слыхано», «Девочка на шаре», «Не хуже вас, цирковых», «Смерть шпиона Гадюкина», «Сверху вниз, наискосок!», «Заколдованная буква», «Кот в сапогах».
Игры по рассказам Драгунского для младших школьников.
Вечер выразительного чтения отрывков из произведений писателя.
Обсуждение повести «Сегодня и ежедневно».
Инсценирование рассказов Виктора Драгунского.
Внеклассная работа
Слайд 36
Викторина «Хорошо ли вы знаете рассказы Виктора Драгунского?»
Вопросы:
Почему Дениска, Мишка и Аленка так
смешно и по-разному не выговаривали букву «Ш»? («Заколдованная буква»)
Может ли ребенок понять горе взрослого человека? Как писатель выражает чувства маленького человека, пожалевшего взрослого? («Поют колеса «тра-та-та»)
Как в рассказах «Тайное становится явным», «Рыцари», «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах», «Главные реки Америки», «Похититель собак», «Сверху вниз, наискосок!» по-разному проявляется необидная хитрость Дениски, его неумение обманывать, любознательность и просто озорство?
Слайд 37
Список произведений Виктора Драгунского, изучаемых в
программах:
«Школа 2100»
«Гармония»
«Занкова»
«Школа России»
Вывод
Слайд 38
Жанр – художественный рассказ
Характер рассказа – один из
самых юмористических рассказов Драгунского.
Тема. Ребенок чаще, чем взрослые испытывает
эмоции удивления и радости. Радостные переживания дают детям уверенность в себе.
Идея – сводится к утверждению детской личности, как первейшей ценности.
Сюжет. История веселая и смешная. Дениска и его друзья решили «покорить» краскопульт. Покрасили вначале Аленку с головы до пят, потом белье, перешли на парадную дверь, из которой вышел управдом в белом костюме. Он прямо остолбенел. С испугу Дениска не догадался отвести шланг в сторону и поливает его «сверху вниз, снизу вверх».
Завязка. Девушки-маляры ушли на обед, а бочонок с краской и резиновый шланг оставили. И ребята решили опробовать его.
Кульминацией становится следующий поступок Дениски: «Я перешел на дверь. Сверху вниз! Снизу вверх! Сверху вниз, наискосок! И тут дверь раскрылась и из нее вышел управдом Алексей Акимович в белом костюме. Он прямо остолбенел и я тоже. Мы были как заколдованные. Я его поливаю и с испугу не могу догадаться отвести в сторону шланг.
Анализ рассказа
«Сверху вниз, наискосок»
Слайд 39
Развязка. Мишка две недели белье стирал. Аленку мыли
в семи водах со скипидаром. Алексею Акимычу купили новый
костюм. А меня мама вовсе не хотела во двор отпускать.
Характеристика образов героев. Автор показывает характер героев через их поступки и речь. Они любопытные (увидели насос. Мишка: «Если я покачаю насос, краска пойдет?»), веселые («Крась скорей…Ура, и…» - кричит Аленка), задорные («Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка»), непосредственные («Вон, видишь, наше белье сушится? Скорей давай крась!» - говорит Мишка), бесшабашные и азартные («А Мишка прямо вошел в азарт, качает насос, как заводной и только покрикивает»).
Автор использует средства художественной выразительности: сравнения (штаны гремели, как железо на крыше; были как заколдованные и т.д.); цветопись – контраст (степа белая – пятно коричневое, вся коричневая – волосы белые, белый костюм – коричневая краска), чтобы ярче представить все на белом; динамику (качает, как заводной, вошел в азарт и т.д.) текст насыщен глаголами действия и состояния.
Отношение автора к герою. Главный герой Дениска активно воспринимает мир, находится в постоянном движении, и он живо реагирует на происходящее. Автор со смехом, юмором, по-доброму рассказывает о жизни своих героев. Он любит их.
Слайд 40
Жанр – юмористический рассказ.
Тема – о проблеме взаимоотношений
между ребенком и взрослыми.
Идея – утверждение человеческой личности.
Повествование ведется
от Дениски – главного героя.
Сюжет. Весь рассказ строится вокруг фразы, которую произнесла мама, обращаясь к больному папе, что «одна капля папиросного яда убивает здоровую лошадь». Эта фраза вызывает в душе Дениски бурю эмоций и становится причиной событий, описанных в рассказе.
Завязка – гости дарят папе портсигар. Это вызывает протест у Дениски.
Кульминация – поступок Дениски: он отрезает от папиных папирос почти весь табак.
Развязка – мальчика выгоняют из комнаты, но он не чувствует себя виноватым.
Анализ рассказа
«Одна капля убивает лошадь»
Слайд 41
Характеристика образа героя. Автор пользуется психологической характеристикой: «Я
очень испугался», «разозлился». Дениска логично размышляет: если капля никотина
убивает лошадь, а папа «поменьше», поэтому курение для него особенно опасно. Ребенок хорошо разбирается в отношениях между взрослыми и оценивает «в мыслях, про себя» их поступки.
Следующий способ характеристики героя – это его речь: «Тетя Тамара завертелась, затрещала…, до того наокружилась и назаботилась о папе».
Авторское отношение к герою. Автор в этом рассказе дает право Дениске сделать объективное суждение о поведении взрослых, которые ведут себя как непослушные дети. Он защищает нашего героя.
Вывод. Этот рассказ высоконравственный. Наш рассказчик – это личность, умеющая думать и чувствовать, делать выводы и совершать поступки. Этот рассказ имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Слайд 42
Жанр – это лирический рассказ, немного грустный и
трогательный.
Сюжет. Дениска находится в тревожном состоянии, ему грустно, т.к.
мама долго не приходит с работы. Но появляется Мишка – его лучший друг и приносит ему светлячка на обмен, подаренного отцом самосвала. Светлячок обладает большой ценностью для Дениски, поэтому что он живой и светится на ладони, потому что он, как звездочка.
Композиция. Особенность в том, что повествование ведется от лица главного героя, и жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка.
Завязка – Дениска сидит во дворе и ждет маму, которая долго не приходит с работы.
Кульминация . Обмен: Мишка выбирает дорогую игрушку, а Дениска – живое чудо. Светлячок важен не только сам по себе, сколько как символ чего-то.
Развязка. Мама не ругает Дениску. Она чувствует его состояние и радуется вместе с ним этим чудом.
Анализ рассказа
«Он живой и светится»
Слайд 43
Характеристика героя. Автор передает внутреннее состояние Дениски при
помощи цветовой гаммы, цвет становится черным в тот момент,
когда Дениска лег на песок – это самое безотрадное настроение. Описание облаков «бородатых», увиденных глазами Дениски, помогает почувствовать одиночество героя. Автор особенно подчеркивает разницу в характере героев. Эта разница особенно проявляется в их общении: Мишка выбирает дорогую игрушку, а Дениска – живое чудо. Но, видимо, то, что они разные, делает их интересными друг к другу и является основой их дружбы. На душе: горечь, тоска, охватившая мальчика «Я лег на песок» - это жест отчаяния. Поэтому, увидев светлячка, он стал для Дениски звездочкой, помог преодолеть разлуку с мамой.
Вывод. Рассказ имеет большое нравственное значение. Все события описываются глазами ребенка, автор сопереживает герою, создает у читателя ощущение сопричастности.
Слайд 44
Подробный анализ произведений:
«Одна капля убивает лошадь»
«Он живой и
светится»
«Сверху вниз, наискосок»
Слайд 45
Какое это произведение по жанру?
Каков характер этого рассказа?
Назовите
героев и персонажей рассказа.
От чьего имени ведет рассказ
автор?
Что вас развеселило в рассказе?
С какой интонацией надо читать этот рассказ?
Какие средства художественной выразительности вы увидели?
Какой способ передачи речи использует здесь автор?
Как писатель показывает характер героев через их поступки и речь?
Как вы думаете, кому живется лучше: человеку, обладающему чувством юмора или тому, кто не имеет этого чувства?
Вопросы к рассказу
«Сверху вниз, наискосок!»
Слайд 46
Какие события описываются в рассказе?
Что происходит в душе
Дениски?
За что он ужасно разозлился?
Как Дениска оценивает поступки взрослых
«в мыслях, про себя»? И как взрослые оценивают поступок Дениски?
Кого Дениска относит к «своим»? Кого к «чужим»? Почему?
Как автор относится к своему герою?
Какая проблема волнует автора?
Как бы ты поступил, оказавшись на месте Дениски?
Вопросы к рассказу
«Одна капля убивает лошадь»