Слайд 2
Целью данной работы является выявление роли детали в
романе
И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Задачи исследования:
1) изучение
литературы по данной теме;
2) систематизация и анализ художественных деталей, использованных в произведении;
3) углубление знаний о художественном мире писателя.
Слайд 3
Глава 1.
Разновидности детали
в романе И. С.
Тургенева «Отцы и дети»
Растительные детали
Не случайно роман о естествоиспытателе
насыщен «природными» деталями. Для Базарова «люди, что деревья в лесу». У Тургенева между деревьями заметна существенная разница. Они отражают иерархию персонажей романа. Мотив дерева в русской литературе наделен разнообразными функциями.
Слайд 4
Афоризмом стали слова Базарова о том, что «ни
один ботаник не станет заниматься каждой березой отдельно».
И
говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, - дерево, отдающее энергию, в отличие от осины.
Слайд 5
Видно, что любимое дерево Базарова – осина. Осина
считается проклятым деревом у многих народов. На ней вешали
преступников, осиновый кол забивали в могилу так называемых «нечистых». По некоторым версиям, из осины был изготовлен крест Христа, его бичевали осиновыми прутьями, на осине удавился Иуда.
Слайд 6
Зоологические детали
Детализация мира природы в романе касается птиц
и животных. У Тургенева нет «птиц вообще»: орел, голубь
и, допустим, перепелка, наделены своим неповторимым «обликом» и «характером», а значит, и своим метафорическим значением. Характеризуя тихую семейную жизнь Николая Петровича, Тургенев упоминает, что его жена «сажала цветы и наблюдала за птичьим двором».
Слайд 7
Под стать ему и сын Аркадий. У Базарова
Аркадий сравнивается с галкой, с которой Евгений советует брать
пример своему другу: «Разве ты так плох в естественной истории или забыл, что галка самая почтенная, семейная птица? Тебе пример!»
Слайд 8
«Птичьи» символы-метафоры находят свое отражение и в
способе характеристики двух идейных антагонистов романа – Базарова и
Павла Кирсанова. Разителен контраст в выборе сравнений. Ни воробей, ни галка, ни чиж, ни зяблик не подходят для характеристики Базарова и Павла Петровича.
Слайд 9
Разговор Евгения с Аркадием о тщете человеческого существования:
природный фон здесь соответствующий – «солнце жгло», «где-то высоко
в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом неумолчный писк молодого ястребка».
Слайд 10
Базаровская тоска – это тоска одинокого «ястребка». С
соколом сравнивает своего сына «куропатица» Арина Власьевна: «Он, что
сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел…»
А вот в чем-то сходно сравнение с гордой птицей Павла Петровича, пришедшее на мысль Николаю Кирсанову. «У тебя орлиный взгляд», - говорил Николай Петрович брату.
Слайд 11
Мифологические детали
Одним из ключей к интерпретации произведения «Отцы
и дети» Тургенева служат интерсвязи произведения, проявляющиеся в отсылке
к мифологическим образам.
Слайд 12
Павел Петрович сравнивает княгиню Р. со сфинксом. С
этим образом связан мотив загадочности. Княгиня - загадка, которую
Павел Петрович не может разгадать и поэтому умирает духовно. Ее отгадывает сама княгиня Р. Она пишет Павлу Петровичу: «Крест – вот разгадка». А если дана разгадка, то сфинкс должен умереть, что и происходит с княгиней Р.
Слайд 13
Базаров предстает поначалу как воплощение утверждения: «Человек –
царь природы». Он проводит химические и биологические опыты, дает
дельные советы по агрохимии. Наконец, герой успешно оказывает жителям Марьина медицинскую помощь.
Слайд 14
Своеобразную роль талисмана играет такая художественная деталь, как
книжка Бюхнера, впоследствии приобретающая значение символа. Герой часто носит
ее с собой и, при случае, рекомендует читать окружающим, словно новоявленный проповедник.
Слайд 15
Неудача Базарова в попытке заменить томик Пушкина в
руках Николая Петровича сочинением Бюхнера приобретает символический смысл. Пушкинская
поэзия освещает весь роман. Вот и получается, что никакая наука не заменит веру в искусство, никакая польза не заменит любовь и поэзию.
Слайд 16
Библейские детали, мотивы, образы
В произведении важной деталью является
крест. Древнее дохристианское значение креста связано с идеей цикличности,
так как крест восходит к изображению пересекающихся спиц солнечного колеса. Таким образом, крест изначально связан с идеей жизни. Крест упоминается в романе восемь раз: кресты на церквушках, «крестообразная» черта на кольце княгини Р., кресты на кладбище, где похоронен Базаров.
Слайд 17
Матушка Павла и Николая Кирсановых «в церкви подходила
первая ко кресту»; Николай Петрович опасался, что «отставным людям»
«пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди».
Крест также означает земные страдания, неизбежность физического ухода. Это и символизирует крест на могиле атеиста Базарова.
Таким образом, Базаров и Павел Петрович, казавшиеся столь различными, пришли к одному итогу – к кресту в церкви и на могиле.
Слайд 18
Портретные детали
Портреты у Тургенева детализированы. Художник дает подробное
описание роста, телосложения героя, костюма, и т. д. Например,
Базаров «высокого роста», с «темно-белокурыми волосами, длинными и густыми», в «длинном балахоне с кистями». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…»
Слайд 19
Характерные детали внешности Базарова – «обнаженная красная рука»
и «балахон с кистями» - говорят о демократизме, привычке
к труду, пренебрежении правилами хорошего тона.
Базаров умен и любознателен, его интеллект подчеркивают такие детали, как «широкий лоб», «крупные выпуклости просторного черепа».
Слайд 20
Другая характерная деталь героя – «большие зеленоватые глаза»
- свидетельствует о впечатлительности Базарова. После знакомства с Одинцовой
он «с негодованием» обнаруживает в себе романтика. Таким образом, портреты в романе подробны и детализированы, отличаются психологической глубиной.
Слайд 21
Бытовые детали
Предметы (вещи) – составная часть художественной ткани
романа. Через бытовые детали Тургенев раскрывает социальную сущность, внутренний
мир героев. «Одинокий крупный опал» на «рукавчике» Павла Петровича – свидетельство его принадлежности к дворянскому сословию, а «серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» на его письменном столе в Дрездене подчеркивает, как одинок и несчастен русский аристократ на чужбине.
Слайд 22
В кульминационный момент объяснения с Одинцовой Базаров подходит
к окну. Окно как бытовая деталь интерьера символично: перед
нами уже другой герой – Базаров, стоящий на пороге новой жизни, которую он раньше отрицал. Ему трудно смириться с такой метаморфозой, но приходится. «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался».
Итак, с помощью бытовых деталей Тургенев выражает психологическое состояние своих героев.
Слайд 23
Глава 2.
Особенности психологизма
романа И. С. Тургенева
«Отцы и дети»
Психологические детали-ремарки в диалогах
Рассмотрим психологические детали-ремарки, использованные
писателем в диалогах Базарова с Одинцовой. Всего в романе одиннадцать таких диалогов, что свидетельствует о пристальном внимании автора к речи героев, отражающей сложнейшую гамму их переживаний, психологическое состояние.
Слайд 24
Известно, нигилист Базаров, отрицающий все, называл любовь «белибердой»,
«непростительной дурью», «уродством». Поэтому душевные страдания он считает недостойными
настоящего мужчины, высокие стремления – надуманными и нелепыми.
Слайд 25
Детали-ремарки показывают, какие перемены происходят в душе влюбленного
в Одинцову Базарова. На вопрос Анны Сергеевны: «А я,
по-вашему, аристократка?» – он отвечает преувеличенно резко, что говорит о его душевном смятении. Голос тоже выдает волнение: «Мы сошлись», - глухо промолвил Базаров. А когда Одинцова пытается вызвать на разговор о чувствах, Базаров отвечает сердито.
Таким образом, у Тургенева нет открытого психологического анализа, что дает большую достоверность, большее обобщение, чем если бы сам автор делал бы выводы о своих героях.
Слайд 26
Особенностью кульминационного диалога-объяснения Базарова с Одинцовой (глава XVIII)
является то, что реплики не снабжены комментариями. Предположим, что
гениальный писатель хотел, чтобы читатели сами это делали. Назовем такие психологические детали-ремарки условно «скрытыми». Попробуем поэкспериментировать: дополним реплики Базарова деталями-ремарками.
Роль явных и скрытых деталей-ремарок в опровержении заблуждений Базарова
Слайд 27
- Вы называете дружескую беседу болтовней… Или, может
быть, вы меня, как женщину, не считаете достойною вашего
доверия? Ведь вы нас всех презираете.
- Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете, - уверенно сказал Базаров.
- Нет, я ничего не знаю… но положим: я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит…
Слайд 28
- Происходит! – с горечью повторил Базаров,
- точно я государство какое или общество!
- Я
не вижу, почему нельзя высказать все, что имеешь на душе.
- Вы можете? – недоверчиво спросил Базаров.
- Могу, - отвечала Анна Сергеевна после небольшого колебания.
- Вы счастливее меня, - грустно произнес Базаров.
Слайд 29
Получен следующий ряд наречий: уверенно, с горечью, недоверчиво,
грустно, передающий палитру чувств героя. Благодаря этому ряду, легче
представить психологическое состояние влюбленного Базарова.
Слайд 30
Следовательно, и явные, и скрытые психологические детали-ремарки выполняют
определенную функцию в диалоге: показывают эволюцию внутреннего мира героя,
впервые испытавшего чувство любви, которое он раньше отрицал, глубже помогают понять сложный, противоречивый образ Базарова, играют важную роль в опровержении его заблуждений.
Слайд 31
Заключение
Таким образом, художественный мир И. С. Тургенева неповторим.
Необычайно богатство и разнообразие художественных деталей в структуре романа
«Отцы и дети»: это и растительные, и зоологические, и мифологические, и библейские (религиозные), и портретные, и бытовые, и психологические детали.
Слайд 32
Такой богатый спектр разновидностей детали обеспечивает широкий охват
всех сфер жизни, изображенных писателем. Используя предметные символы, растительные
и зоологические параллели, писатель раскрывает самую суть явления, характера, не прибегая к многословным описаниям.
Таким образом, благодаря деталям, достигается необычайная емкость и значимость художественного образа в сочетании с предельным лаконизмом повествования.
Заключение