Слайд 2
Цели и задачи:
-познакомиться с поэтическим миром И.
А. Бунина,
выявить основные темы его поэзии, особенности поэтики
стихотворений,
совершенствовать навыки анализа лирического текста.
Слайд 3
“Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и
вечного.
Вдали я вижу ночь: пески среди молчанья
И
звёздный свет над сумраком земли.”
И. Бунин
Слайд 4
Литературные заслуги И. Бунина:
-две Пушкинские премии Российской Академии
наук(1903, 1909)
-почетный академик Российской Академии наук по разряду словесности(1909)
-Золотые
Пушкинские медали(1911, 1915)
-первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию
в 1933г.
Слайд 5
«На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как
хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд.
В поэзии Бунина четко
прослеживается миросозерцание его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета.
.
Слайд 6
Бунин – верный хранитель пушкинской традиции. Для него
являются родственными мысли Пушкина о том, что подлинная поэзия
в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Оба поэта отражают в своих стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой.
Слайд 7
Стремление выразить “невыразимое” через мгновенную лирическую вспышку, навеять
читателю охватившее его настроение — одно из коренных свойств
поэзии Фета, которое было продолжено поэзией Бунина. Он, как и Фет, в буквальном смысле слова “останавливает мгновенье”, но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
ЛИРИКИ И.А.БУНИНА
Слайд 8
Как и Тютчева, Бунина привлекает природа в своих
катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил.
Бунин тоже воспринимает природу целостно, как живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтов неумолимо влечёт небо. Поэтому они так ценят миг, который даёт им краткую, но безусловную причастность к бесконечному.
Слайд 9
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит
над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки,
ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
«Листопад»
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА
Слайд 10
Стихи И. А. Бунина своеобразны. Это скорее рифмованная,
определённым образом организованная проза, чем стихи в их классическом
виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!..
***
Слайд 11
О счастье мы всегда лишь
вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот
сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким, чистым кроем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
«Вечер»
Слайд 12
На высоте, на снеговой вершине,
Я вырезал стальным клинком
сонет.
Проходят дни. Быть может, и доныне
Снега хранят мой одинокий
след.
На высоте, где небеса так сини,
Где радостно сияет зимний свет,
Глядело только солнце, как стилет
Чертил мой стих на изумрудной льдине.
И весело мне думать, что поэт
Меня поймёт. Пусть никогда в долине
Его толпы не радует привет!
На высоте, где небеса так сини,
Я вырезал в полдневный час сонет
Лишь для того, кто на вершине.
« В Альпах»
Слайд 13
Сонет — традиционная поэтическая форма, относится к числу
так называемых строгих форм. Сонет обычно состоит из 14
строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde). Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру
Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом.
Слайд 14
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей
струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как
будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Слайд 15
Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем “осинников поблекший аромат”,
чувствуем “лугов прохладное дыханье”, “благоуханье сада”, “сена душистую истому”...
Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, “сверкающих снежной белизной”...
В мире его поэзии “соловьи всю ночь поют”, “беспечно иволги болтают”...
А ещё мы непременно услышим “гул молотилки на гумне”, “стук валька и топора, шум мельницы”...
Счастье, по мнению Бунина, — это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь “счастье только знающим дано”.
Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым.
Вывод.
Поэзия И. Бунина —
“родник, живой и звонкий”,
“живая вода”...
Слайд 16
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие
цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны
красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
«Полевые цветы»
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
Слайд 17
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность лирики И.А.Бунина
Слайд 18
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею
простотою,
Убогим видом чёрных хат...
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери
своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
«Родине»
Тема России
Слайд 19
У птицы есть гнездо, у зверя есть
нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я
уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Определите тему и идею
стихотворения.
Слайд 20
«Настанет день…»
Настанет день - исчезну я,
А в этой
комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний
и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Философская лирика
Слайд 21
После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще
создает философские стихотворения, в которых явно слышны отголоски наследия
Федора Тютчева.
Важнейшей частью пейзажей, рисуемых Буниным, становятся погосты, могилы, кладбища, символизирующие не только приближение собственной смерти, но и исчезновение древних родов. Поэт стремится заглянуть за грань. Его завораживают тайны смерти, не щадящей никого на земле. Путь к обретению гармонии Иван Алексеевич видит в слиянии с природой, в возвращении человека к истокам. Кроме того, писателя волнует мысль о воссоединении с прошлым, с предками. Преемственную связь времен он переносит в мир духовный.
стихотворение «Настанет день — исчезну я…», сочиненное в 1917 году, относится к философской лирике. В нем поднимаются бытийные проблемы, затрагивается тема смерти. Жанр произведения — элегия: Бунин предлагает читателям печальные размышления, касающиеся скоротечности человеческой жизни. Нельзя сказать, что произведение Ивана Алексеевича — исключительно пессимистично. Да, лирический герой прекрасно осознает, что когда-нибудь смерть настигнет и его. В этом есть фатализм, смирение с неминуемым концом. Также он понимает: его смерть — это не финал для всего остального мира. На земле жизнь будет продолжаться. Благодаря подобным мыслям пессимизм отходит на второй план. Один человек умер — родился другой. Ему останется ровная синева моря. В его открытое окно будет смотреть дно неба. Все в мире повторяется, все перерождается. Подспудно надеется на перерождение и лирический герой стихотворения «Настанет день — исчезну я…».
Тема смерти заявляется с первой строки произведения. Подчеркивается она двумя прилагательными — «пустой» (по отношению к комнате) и «пустынный» (по отношению к простору). Первое слово располагается в начале стихотворения, второе — в финале. Таким образом они образуют кольцо, что усиливает мысль о повторяемости всего в мире, о неотвратимости конца (из небытия человек приходит, туда же и возвращается).
В итоге лирический герой стихотворения «Настанет день — исчезну я…» находит успокоение — ему не страшна смерть. Он не пытается избежать ее или оттянуть. Его ведет надежда, окрыляет осознание того, что мир продолжит свое существование.
Слайд 22
...Зачем и о чём говорить?
Всю душу, с любовью,
с мечтами,
Всё сердце стараться раскрыть —
И чем же? —
одними словами!
И хоть бы в словах-то людских
Не так уж всё было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!
Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!
Бунин учился у Тютчева претворению отвлечённой мысли в художественный образ, в котором отражал философские мотивы в бытовых соответствиях. У своего же учителя Бунин подхватил родственную идею о замкнутости человека в себе самом.
.
Слайд 23
Как меняется эмоциональный строй стихотворения от начала стихотворения
до конца?
Сочетание каких стихотворных размеров присутствует в стихотворении? Чего
добивается автор благодаря этому?
Докажите, что жанр стихотворения – элегия. Какие строфы наиболее ярко подчёркивают это?
Найдите кульминационные строки. Как они отражают основную идею стихотворения?
Какую функцию выполняют глаголы?
В чём оригинальность концовки стихотворения? Какой троп здесь присутствует и как это характеризует лирического героя?
Слайд 24
Ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь
жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче
один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
«Одиночество»
Слайд 25
Как тема стихотворения «Одиночество» отражает общественную позицию автора?
Какую
форму выбирает И. Бунин для своего стихотворения? Как это
отражает авторский замысел?
Проведя параллель между природой и героем, определите характер взаимосвязи между ними.
Как синтаксические и лексические средства помогают поэту выразить внутреннее состояние героя?
Понаблюдайте над тропами и определите причину их скупости.
Чем интересна рифма стихотворения, как она связана с формой?
Слайд 26
Это произведение было написано во время очередного заграничного
путешествия Ивана Бунина: лето 1903 года он провел в
пыльном и жарком Константинополе, вдали от друзей. Посвящая данное произведение Петру Нилусу(живописец, литературный критик, писатель),автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными.
Стоит отметить, что перед поездкой в Константинополь Иван Бунин пережил глубокую душевную трагедию, расставшись со своей возлюбленной Анной Цакни. Личная драма наложила глубокий отпечаток на его творчество, так как в этот период жизнь представлялась Бунину мрачной и бесцветной, а, главное, лишенной всякого смысла. Поэтому неудивительно, что от стихотворения «Одиночество», написанного в разгар лета, веет осенним холодом и безысходностью, оно выдержано в серых тонах, а в качестве живописного фона использованы ветер, дождь и мгла. Автор переносит сюжет этого произведения в промозглый осенний день, когда его герой остается на опустевшей даче, и ему «больно глядеть одному в предвечернюю серую мглу». Безрадостный пейзаж за окном, холод и сырость – лишь антураж, который подчеркивает душевное смятение, тоску и опустошенность лирического героя. Постепенно, строчка за строчкой, автора рассказывает о личной трагедии своего героя, который расстается с любимой женщиной. Грустная констатация свершившегося факта расставания, а также хрупкая надежда «как-нибудь дожить до весны», когда опустевший дачный поселок вновь наполнится голосами отдыхающих и проснется от зимней спячки.
Слайд 27
Лирический герой стихотворения не намерен ускорять ход развития
событий, он принимает свою судьбу с удивительной покорностью и
некоторым безразличием.
«Что ж! Камин затоплю, буду пить…», — таков ответ Бунина и героя его произведения миру и людям, столь жестоко поступившим с ними. Поэтому финальная строфа стихотворения о том, что неплохо было бы в такой ситуации завести собаку, является завуалированным намеком на то, что уж животное вряд ли предаст своего хозяина.
Люди же, особенно женщины, не только легко предают, но и моментально забывают о тех, кого когда-то любили, так как прошлого для них, по мнению Ивана Бунина, попросту не существует. А окружающий мир соткан из сиюминутных желаний и ощущений, и в нем нет места настоящему и глубокому чувству.
Слайд 28
Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд
поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики.
Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я всё — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Слайд 29
«Одиночество»
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Слайд 30
В глубоких колодцах вода холодна,
И чем холоднее, тем
чище она.
Пастух нерадивый напьётся из лужи
И в луже напоит
отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Верёвку к верёвке привяжет потуже.
Бесценный алмаз, обронённый в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь -
И знай: он с алмазом вернётся к чертогам.
«Поэту»
Тема поэта и поэзии
Слайд 31
Любовная лирика
Я – простая девка на баштане,
Он
– рыбак, весёлый человек.
Тонет белый парус на Лимане,
Много видел он морей и рек.
Говорят, гречанки на Босфоре
Хороши… А я черна, худа.
Утопает белый парус в море –
Может, не вернётся никогда!
Буду ждать в погоду, в непогоду…
Не дождусь – с баштана разочтусь,
Выйду к морю, брошу перстень в воду
И косою чёрной удавлюсь.