Слайд 3
В прекрасный майский день мы отмечаем День Победы
Советского Союза над фашистской Германией. В этот знаменательный праздник
мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны, героев, спасших Родине жизнь. Сегодня мы поем любимые песни военных и послевоенных лет, которые, в отличие от большинства современных, представляли собой гармоничное сочетание приятной мелодии и красивых, содержащих в себе глубокий смысл, слов. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.
Слайд 5
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя
сердце просит
Музыки вдвойне!
В.Лебедев-Кумач
Слайд 6
«Огонек»
Сюжет этой всенародно известной, любимой песни
времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит
ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет.Точкой отсчета в биографии песни можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года — день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» с подзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к нему написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал, что песней эти его стихи обязательно станут. Так и случилось!
Слайд 9
"Темная ночь"
Для фильма "Два бойца" срочно
понадобилась песня, которую герой Марка Бернеса боец-одессит Аркадий Дзюбин
должен был петь товарищам в землянке. Музыка была написана экспромтом Никитой Богословским. Приехавший по телефонному звонку поэт Владимир Агатов тоже экспромтом создал текст. Той же ночью Бернес записал фонограмму, а на следующий день эпизод был снят. Однако еще до выхода фильма на экран о песне узнал Леонид Утесов и включил в свой репертуар. Потому было решено срочно написать герою еще одну песню - и были написаны "Шаланды, полные кефали".
Одна из
самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Слайд 14
«Смуглянка»
Песня была частью сюиты, написанной композитором Анатолием Григорьевичем
Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году по
заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был потерян. У авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне четыре года спустя, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля
А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы коллектива.
Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в Великую Отечественную войну.
После войны песня «Смуглянка» исполняли Иосиф Кобзон, София Ротару, Надежда Чепрага и многие другие. Песня звучала в фильме "В бой идут одни старики“.
Слайд 18
«Баллада о солдате»
Эта песня впервые прозвучала в кинофильме
"В трудный час", посвященном трагическим дням 1941 года. В
фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву.
По признанию и глубокому убеждению поэта М. Матусовского, именно в этой его с Соловьевым-Седым песне, как ни в одной другой, им удалось "конденсировать ощущения и раздумья, связанные с Великой Отечественной войной". Для М. Л. Матусовского война эта началась на Западном фронте, куда он попал с первых ее дней в качестве фронтового корреспондента, был свидетелем и непосредственным участником боев. Особенно памятными оказались для него дни и недели Смоленского сражения 1941 года. Потому, наверное, и отозвались они в "Балладе о солдате" строчкой: "Бил солдат их под Смоленском…" Потом была Московская битва, Северо-Западный фронт… Все припомнилось и отозвалось в его творчестве.
"Балладу о солдате" очень скоро включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени
А. В. Александрова.
Слайд 21
«Баллада о солдате»
Полем,
вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат,
преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.
Шел он ночами грозовыми
В дождь и град.
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий
Пел в пути солдат.
Словно прирос к плечу солдата
Автомат -
Всюду врагов своих заклятых
Бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в поселке энском,
Пуль не считая,
Глаз не смыкая,
Бил врагов солдат.
Полем, вдоль берега крутого.
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни,
Землю спасая,
Мир защищая,
Шел вперед солдат!
Слайд 22
«Москвичи» («В полях за Вислой сонной…»)
«Я жил тогда на Большой Бронной,-вспоминал Андрей Яковлевич
Эшпай. Ко мне пришел Марк Бернес . Поставил журнал и сказал: «Прочти эти стихи поэта Евгения Михайловича Винокурова. Они для тебя. Нужна музыка!» Он уселся напротив и стал ждать, словно я сочиню музыку сейчас же, при нем. Стихи меня потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведь эти улицы — рядом. На войну ещераньше ушел и мой старший брат, Валя. Он погиб в самом ее начале — в июле — августе сорок первого. Вот так и стихи эти высекли искру вдохновения, и тут же родился музыкальный образ. Родилась песня.»
Слайд 26
«ЖУРАВЛИ»
Муз. Я. Френкеля, слова
Р. Гамзатова
Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую
популярность и славу. Каждый год в день победы эта песня звучит как гимн об ушедших в небытие солдатах, не вернувшихся с войны. История песни «Журавли» берет свое начало с 1965 года, тогда известный артист Марк Бернес, будучи уже тяжелобольным, наткнулся в журнале «Новый мир» на стихотворение Р. Гамзатова, посвященное двум погибшим на войне братьям.
Значительно переработав стихотворение при посредстве автора и переводчика Наума Гребнева, Марк Бернес посоветовал сократить количество строк (из 24 строк было оставлено 16). Как опытный и чуткий артист, он прочувствовал, что краткость песни усилит ее эмоциональное воздействие. Затем прочитал стихотворение «Журавли» Яну Френкелю, попросил написать к ней музыку. Вникая в поэтические строки, композитор Я.Френкель окунулся в свои воспоминания: довоенное детство, начало войны, эвакуация, фронт, ранение и послевоенные годы. Ян Френкель очень любил и ценил поэзию Расула Гамзатова, считая его великим поэтом и светлым мудрецом. На стихи Гамзатова он написал и другие песни.
Слайд 27
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие
полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых
журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Слайд 29
«День Победы»
Главная песня Победы
родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День
Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса Владимир Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.
Первым исполнителем песни «День Победы» был Леонид Сметанников. Он исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. На концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. Эту песню стала петь вся страна.
«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.
Слайд 31
Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не все
сохранит,
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Пути
фронтовые припомнятся снова,
Лишь карт пожелтевших коснетесь рукой:
Снега под Москвою, дожди под Ростовом,
Апрельский туман за чужою рекой.
Какими путями прошли вы, солдаты,
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты —
Военных дорог никогда не забыть!
Далекое время вам кажется близким,
Да нет очень многих друзей среди вас —
Пути отмечая, стоят обелиски,
Ведут о боях молчаливый рассказ…
Стираются даты, стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого мая салют над столицей,
Связавший узлом фронтовые пути.