Слайд 2
А.П. Чехов родился 17 (29) января 1860 г.
В Таганроге в семье купца.
Слайд 3
Отец его был деспотичным, грубым человеком. Антону и
старшим братьям приходилось помогать отцу в лавке. В 1876
году отец разорился, ему грозила долговая тюрьма – он бежал в Москву. Антон же остался в Таганроге, он продолжал учиться в гимназии, зарабатывал репетиторством.
Слайд 4
В 70-е годы состоялся литературный дебют Чехова, он
написал пьесу «Безотцовщина», в «Стрекозе» были опубликованы его рассказ
и юмореска.
Слайд 5
В 1879 г. Чехов окончил гимназию и переехал
в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета.
Слайд 6
В студенческие годы он печатался в журналах «Стрекоза»,
«Будильник», «Зритель», «Москва».
Псевдонимы А.П. Чехова:
Антоша Чехонте
Человек без селезенки
Брат моего
брата
Макар Балдастов
Врач без пациентов
Слайд 7
В 1890 г. Чехов совершил поездку на Сахалин,
где он изучал жизнь каторжан и ссыльных, участвовал в
переписи населения. Итогом стал публицистический сборник «Остров Сахалин», рассказы «Палата №6», «В ссылке», «Убийство».
Слайд 8
В 80-е годы Чехов пишет для театра.
Слайд 9
В 1892 г. Чехов приобрел имение Мелихово в
Серпуховском уезде. Там он построил школы для крестьянских детей,
работал участковым врачом во время эпидемии холеры, участвовал во всеобщей переписи населения.
Слайд 10
В Мелихово было создано много новых произведений –
рассказы «Попрыгунья, «Скрипка Ротшильда», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».
В 1900-1901 гг. были написаны «Три сестры», 1903-1904 гг. – «Вишневый сад».
Слайд 11
В 1898 г. Чехов переехал из Мелихова в
Ялту, в 1901 г. Он женился на актрисе О.Л.
Книппер.
Слайд 12
В связи с ухудшением здоровья писатель выехал на
лечение в Германию, где скончался 2 (15) июля 1904
г. Похоронен он был в Москве на Новодевичьем кладбище.
Слайд 13
«Желание служить благу должно непременно быть потребностью души,
условием личного счастья…»
А.П.Чехов
«А.П. Чехов – один из самых чудесных писателей на земле.»
А.Фадеев
«Чехов – законный наследник великой русской литературы. Если он получил не все наследство, а только часть, то в этой части сумел отделить золото от посторонних примесей, и велик или мал оставшийся слиток, но золото в нем такой чистоты, как ни у одного из прежних, быть может более великих, писателей, кроме Пушкина.»
Дм. Мережковский
Слайд 14
«Краткость – сестра таланта.»
Чехов – признанный мастер малых
эпических жаровых форм: повестей и рассказов. Исследователь отмечали художественное
совершенство рассказов писателя, четкость композиционной структуры, лаконичность стиля. Краткость – характерная черта чеховского таланта, определившая архитектонику его произведений.
Слайд 15
Трилогия А.П. Чехова: «Человек в футляре», «О любви»,
«Крыжовник».
Идея, звучащая в этих произведениях, - авторский протест против
«футлярной жизни».
Слайд 16
Невежество, чинопочитание, мещанство, бездуховность, пошлость, низменность человеческих устремлений
– на все эти пороки обращен взгляд писателя.
Слайд 17
Новаторство драматургии А.П. Чехова
Образы героев раскрываются не через
борьбу сильных страстей, а в простых бытовых ситуациях.
Нет стремительного
развивающегося действия, все важные события происходят за сценой.
Характеры героев очень сложные, неоднозначные. В минуты сильного душевного напряжения они не выражают своих чувств, но их чувства раскрываются в авторском подтексте.
Слайд 19
Своеобразие пьесы.
Основной конфликт пьесы – это потерянность человека
во времени, нарушение человеческих связей, это «трагикомедия несостоявшейся судьбы».
Основная
тема – быстротечный ход времени, конфликт человека со временем:
Прошлое – Фирс, Раневская, Гаев.
Настоящее – Лопахин.
Будущее – Аня, Петя Трофимов.