Слайд 5
«Герой из высшего круга общества. Онегин –
отнюдь не вельможа (уже и потому, что временем
вельможества был
только век
Екатерины II);
Онегин – светский человек».
Слайд 7
«Высший круг общества был в то время уже
в апогее своего развития; притом светскость не помешала Онегину
сойтись с Ленским – этим наиболее странным и смешным в глазах света существом. Правда, Онегину было дико в обществе Лариных; но образованность еще более, нежели светскость, была причиною этого».
Слайд 9
«Не спорим, общество Лариных очень мило, особенно в
стихах Пушкина; но нам, хоть мы и совсем не
светские люди, было бы в нем не совсем ловко, – тем более, что мы решительно неспособны поддержать благоразумного разговора о псарне, о вине, о сенокосе, о родне же».
Слайд 12
«Большая часть публики совершенно
отрицала в Онегине душу
и сердце, видела в нем человека холодного,
сухого и эгоиста
по натуре.
Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!»
Слайд 14
«… многие добродушно верили и верят, что
сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже
значит – имея глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям».
Слайд 16
«… Онегин не был ни холоден, ни
сух, ни черств, что в душе его жила поэзия
и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей».
Слайд 17
«Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании
красот природы и при воспоминании о романах и любви
прежних лет – все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. … Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался».
Слайд 20
«Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому
что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только
людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Жизнь не обманывает глупцов; напротив, она все дает им, благо немногого просят они от нее – корма, пойла, тепла да кой ‑ каких игрушек, способных тешить пошлое и мелкое самолюбьице. Разочарование в жизни, в людях, в самих себе (если только оно истинно и просто, без фраз и щегольства нарядною печалью) свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем».
Слайд 23
«Читатели помнят описание (в VII главе) кабинета Онегина:
весь Онегин в этом описании. Особенно поразительно исключение из
опалы двух или трех романов,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом».
Слайд 26
«Скажут: это портрет Онегина. Пожалуй, и так; но
это еще более говорит в пользу нравственного превосходства Онегина,
потому что он узнал себя в портрете, который, как две капли воды, похож на столь многих, но в котором узнают себя столь немногие, а большая часть «украдкою кивает на Петра». Онегин не любовался самолюбиво этим портретом, но глухо страдал от его поразительного сходства с детьми нынешнего века. Не натура, не страсти, не заблуждения личные сделали Онегина похожим на этот портрет, а век».
Слайд 29
«Связь с Ленским – этим юным мечтателем, который
так понравился нашей публике, всего громче говорит против мнимого
бездушия Онегина.
Онегин презирал людей,
Но правил нет без исключений:
Иных он очень отличал,
И вчуже чувства уважал.
Он слушал Ленского с улыбкой,
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкий,
И вечно вдохновенный взор, –
Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред».
Слайд 32
« Дело говорит само за себя: гордая
холодность и сухость, надменное бездушие Онегина как человека произошли
от грубой неспособности многих читателей понять так верно созданный поэтом характер».
Слайд 34
«Онегин – не Мельмот, не Чайльд‑Гарольд, не демон,
не пародия, не модная причуда, не гений, не великий
человек, а просто – «добрый малый, как вы да я, как целый свет». Поэт справедливо называет «обветшалою модою» везде находить или везде искать все гениев да необыкновенных людей».
Слайд 36
«Повторяем: Онегин – добрый малый, но при этом
недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет
в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то ‑ то эта самолюбивая посредственность не только провозгласила его «безнравственным», но и отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному».
Слайд 39
«Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура
его была слишком хороша, если ее не убило совсем
такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды – воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы; но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстоятельств».
Слайд 43
« Онегин не холодный, не сухой, не бездушный
человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист,
– и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин – страдающий эгоист».
Слайд 45
«Эгоисты бывают двух родов. Эгоисты первого разряда –
люди без всяких заносчивых или мечтательных притязаний; они не
понимают, как может человек любить кого ‑ нибудь, кроме самого себя, и потому они нисколько не стараются скрывать своей пламенной любви к собственным их особам; если их дела идут плохо, они худощавы, бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники; если их дела идут хорошо, они толсты, жирны, румяны, веселы, добры, выгодами делиться ни с кем не станут, но угощать готовы не только полезных, даже и вовсе бесполезных им людей. Это эгоисты по натуре или по причине дурного воспитания».
Слайд 48
« Эгоисты второго разряда почти никогда не
бывают толсты и румяны; по большей части это народ
больной и всегда скучающий. Бросаясь всюду, везде ища то счастия, то рассеяния, они нигде не находят ни того, ни другого с той минуты, как обольщения юности оставляют их. Эти люди часто доходят до страсти к добрым действиям, до самоотвержения в пользу ближних; но беда в том, что они и в добре хотят искать то счастия, то развлечения, тогда как в добре следовало бы им искать только добра. Если подобные люди живут в обществе, представляющем полную возможность для каждого из его членов стремиться своею деятельностию к осуществлению идеала истины и блага, – о них без запинки можно сказать, что суетность и мелкое самолюбие, заглушив в них добрые элементы, сделали их эгоистами».
Слайд 51
«Но наш Онегин не принадлежит ни к тому,
ни к другому разряду эгоистов. Его можно назвать эгоистом
поневоле».
Слайд 53
«Есть люди, которым если удастся что ‑ нибудь
сделать порядочное, они с самодовольствием рассказывают об этом всему
миру и таким образом бывают приятно заняты на целую жизнь. Онегин был не из таких людей: важное и великое для многих для него было не бог знает чем».
Слайд 55
«Случай свел Онегина с Ленским, через Ленского Онегин
познакомился с семейством Лариных. Между тем как Онегин зевал
– по привычке, говоря его собственным выражением, и нисколько не заботясь о семействе Лариных, – в этом семействе его приезд завязал страшную внутреннюю драму».
Слайд 58
«Большинство публики было крайне удивлено, как Онегин, получив
письмо Татьяны, мог не влюбиться в нее, – и
еще более, как тот же самый Онегин, который так холодно отвергал чистую, наивную любовь прекрасной девушки, потом страстно влюбился в великолепную светскую даму? В том и другом случае он поступил равно ни нравственно, ни безнравственно.
Этого вполне достаточно для его оправдания; но мы к этому прибавим и еще кое – что».
Слайд 61
«Онегин был так умен, тонок и опытен, так
хорошо понимал людей и их сердце, что не мог
не понять из письма Татьяны, что эта бедная девушка одарена страстным сердцем, алчущим роковой пищи, что ее душа младенчески чиста, что ее страсть детски простодушна и что она нисколько не похожа на тех кокеток, которые так надоели ему с их чувствами, то легкими, то поддельными».
Слайд 63
«В письме своем к Татьяне (в VIII главе)
он говорит, что, заметя в ней искру нежности, он
не хотел ей поверить (то есть заставил себя не поверить), не дал хода милой привычке и не хотел расстаться с своей постылой свободой.
Но, если он оценил
одну сторону любви
Татьяны, в то же самое
время он так же ясно
видел и другую её сторону».
Слайд 65
«Во ‑ первых, обольститься такою младенчески прекрасною любовью
и увлечься ею до желания отвечать на нее значило
бы для Онегина решиться на женитьбу. Но если его могла еще интересовать поэзия страсти, то поэзия брака не только не интересовала его, но была для него противна.
Если не брак, то мечтательная любовь, если не хуже что ‑ нибудь; но он так хорошо постиг Татьяну, что даже и не подумал о последнем, не унижая себя в собственных своих глазах».
Слайд 68
«Разлученный с Татьяною смертию Ленского, Онегин лишился всего,
что хотя сколько ‑ нибудь связывало его с людьми:
Убив
на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест)».
Слайд 71
«В двадцать шесть лет так много пережить, не
вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти
до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни: страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа. Встретив Татьяну на бале, в Петербурге, Онегин едва мог узнать ее: так переменилась она!»
Слайд 74
«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем
уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски. Онегин
знает, что он, может быть, подает повод к злобному веселью; но страсть задушила в нем страх быть смешным, подать на себя оружие врагу. И было с чего сойти с ума! По наружности Татьяны можно было подумать, что она помирилась с жизнью ни на чем, от души поклонилась идолу суеты – и в таком случае, конечно, роль Онегина была бы очень смешна и жалка. Но в свете наружность никого и ни в чем не убеждает: там все слишком хорошо владеют искусством быть веселыми с достоинством в то время, как сердце разрывается от судорог».
Слайд 77
« Онегин мог не без основания предполагать и
то, что Татьяна внутренне осталась самой собой, и свет
научил ее только искусству владеть собою и серьезнее смотреть на жизнь. Ореол светскости не мог не возвысить ее в глазах Онегина: в свете, как и везде, люди бывают двух родов – одни привязываются к формам и в их исполнении видят назначение жизни, это – чернь; другие от света заимствуют знание людей и жизни, такт действительности и способность вполне владеть всем, что дано им природою».
Слайд 80
«Татьяна принадлежала к числу последних, и значение
светской дамы только возвышало ее значение как женщины. Притом
же в глазах Онегина любовь без борьбы не имела никакой прелести, а Татьяна не обещала ему легкой победы. И он бросился в эту борьбу без надежды на победу, без расчета, со всем безумством искренней страсти, которая так и дышит в каждом слове его письма:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!»
Слайд 83
«Роман оканчивается отповедью Татьяны, и читатель навсегда расстается
с Онегиным в самую злую минуту его жизни… Что
же это такое? Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца? – Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные, даже самим себе…»
Слайд 87
«Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли
его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством
страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать…»
Слайд 90
«Онегин – характер действительный, в том смысле, что
в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог
быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность».