Слайд 2
Два ведомства
Воланда
Иешуа Га-Ноцри
Слайд 3
Воланд
«…события мне нужно знать точно»
«Факт – самая упрямая
в мире вещь»
«Все будет правильно, на этом построен мир»
Решения
беспристрастны,
основаны только на фактах
Спасение мира от
распада и хаоса
Слайд 4
Справедливость
ассоциируется со
ЗЛОМ
ошибается
боится возмездия
Справедливость в восприятии
человека
Человек слаб
Слайд 5
Должен ли быть
судья милосердным?
Только идея Страшного суда
удерживает человека
Слайд 6
Почему место действия –
Москва?
Третий Рим
Взорван Храм Христа Спасителя
–
москвичи без защиты. (от кого?)
В каких сценах романа
мы видим
Москву?
Слайд 7
Сеанс черной магии
Какова цель этого сеанса?
Изменились ли москвичи
внутренне?
«…люди как люди… Любят деньги…
легкомысленны…и милосердие иногда
стучится в
их сердца…обыкновенные люди…»
Слайд 8
Коровьев - Фагот
Азазелло
Кот Бегемот
Слайд 9
Обнажение зла и глумление над ним
(Коровьев и Бегемот)
Воланд
и его свита не меняют
ничьих судеб
Обнажение зла – лекарство
от зла
Меняется ли кто-то в романе?
Слайд 12
Чем болен Иван и возможно ли излечение?
Иван –
ученик Мастера (=Левий Матвей?)
Познание
потеря воображения
(творческого состояния)
НО изначально
– талантлив
и неравнодушен
Сумасшествие Иванушки
МНИМОЕ, скорее – яркая вспышка воображения
Слайд 13
Каков Иван Бездомный в финале
романа?
Сон после укола открывает
ему то, чего не
смог угадать Мастер при жизни:
прощенный Пилат, разговаривающий с Иешуа.
Слайд 15
Для Воланда история человечества –
история преступлений,
история умножения зла
на земле
Какой эпизод иллюстрирует
эту мысль?
Слайд 16
ИТОГ противостояния
Воланд - традиционное обличье Дьявола, но
иная суть:
носитель принципа справедливости
Иешуа – «свет», но не может увеличить
ДОБРО
в мире. (Как Воланд – ЗЛО)
Все в руках ЧЕЛОВЕКА
Слайд 17
Возможности Человека
Свет
Иешуа,
Левий Матвей
«Ведомство»
Воланда
Пилат,
Гости на балу,
Мастер,
Маргарита
Небытие
Берлиоз
Слайд 18
Окончателен ли СПРАВЕДЛИВЫЙ суд
Воланда?
Фрида, Понтий Пилат
Грех искупается страданиями,
муками совести и милосердием
Слайд 19
В чьей власти прекратить страдания
раскаивающегося человека?
Какова судьба Иуды?
Люди
прощают друг друга, а не
высшие силы.
Слайд 20
Иешуа Га-Ноцри
Смысл проповеди:
Истина в том, что добро разлито
по всему миру. Надежда мира – в грядущей реализации
добра
«Га-Ноцри – персонификация Нагорной проповеди, максималистская идея добра, воплощающаяся в повелении».
Слайд 21
Социальное устройство деспотического общество
Москва
Ершалаим
порождает зло
Чтобы выжить, человек
должен быть злым, жестоким
Слайд 22
Как спастись?
Слово может излечить
человека
На кого в романе
подействовало слово?
Левий Матвей, Понтий Пилат
Суть учения Иешуа – вера
не в бога, а в человека
Слайд 23
В чем главное различие двух «ведомств»?
Отношение к возможностям
человека
преодолеть зло в себе
умножить добро
Главное в романе –
спор о человеке.
Слайд 24
Позиция автора?
Не склоняется ни к одной из сторон.
Диалектическое
понимание мира и человека.
Иешуа – Пилат
Слайд 25
Но и после тысячелетних загробных мучений Пилат не
соглашается с Иешуа
«Они спорили о чем-то очень сложном
и важном, причем ни один из них не мог победить другого».
Слайд 26
Главный критерий выявления
добра и зла в человеке?
Способность или
неспособность любить!!!
Слайд 27
Ступень, на которую поднялся человек, определяет его судьбу
после смерти.
Низшая ступень – любить самого себя.
Слайд 28
2. Сохранение сострадания, желание помочь близкому человеку.
«Милосердие
иногда стучится» в человеческие сердца
Слайд 29
3. Способность любить ближнего больше себя.
Способность любить кого-то
больше себя – начало восхождения по лестнице Любви.
Слайд 30
4. Способность проявить милосердие
к совершенно чужому человеку.
Пожертвовать собой.
Слайд 31
5. Любовь к КАЖДОМУ человеку, даже незнакомому.
Высшее проявление
любви – это любовь Иешуа, любовь к каждому
Слайд 32
Какое страшное испытание проходит Маргарита?
«Нужно полюбить его, полюбить,
королева».
Слайд 33
Проявление высокого чувства.
Пилат – Иешуа
Левий – Иешуа
Маргарита –
Фрида
Мастер – Пилат
Банга – Пилат
Иван - Мастер
Неотступность
чувства
«кто любит, должен
разделять
участь того,
кого он любит»
Слайд 34
Судьба Мастера
Мастер сломлен, угадал истину, но не сумел
следовать
ей никогда не увидит
Иешуа
« не заслужил света»
Слайд 35
В чем причина трагедии Мастера?
Как решается проблема взаимоотношений
художника
и общества?
Булгаков верит в силу слова
Писатель несет ответственность за
свое
творчество
Слайд 37
Берлиоз
Литература для Берлиоза не служение, а способ извлечения
выгод
«Берлиозы и латунские стали носителями социального предопределения, современными Пилатами»
Слайд 39
Внешний мир вторгся в его жизнь с Маргаритой.
И это не только любовь, но и опасность
Слайд 40
Образ Маргариты двойственен
Желая добра, она невольно способствует злу.
Слайд 41
« Я вышел в жизнь… и тогда жизнь
кончилась».
Отказ от творчества –
отказ от жизни
Творческий дар и
творческий процесс – единственное, что может спасти художника.
Слайд 43
Пассивность чувства приводит к неверию в доброе начало
в мире.
Слайд 44
«Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я
знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты
любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах».
Слайд 45
«Установилась традиция…хозяйкой бала должна быть именно Маргарита»
Первое испытание
вседозволенностью
Маргариту останавливает испуганный погромом ребенок.
Она больше никому
не причинит
зла
Второе испытание любовью к людям на балу.
Слайд 46
Финал романа
Иешуа прощает Пилата
Мастер отпускает Пилата
Маргарита освобождает Фриду
Прощая,
будешь
прощен!