Слайд 2
Цели:
Выявление основных особенностей языка комедии А. С. Грибоедова,
приёмов новаторства в области литературного языка;
Развитие навыков лингвистического анализа
текста;
Воспитание любви и уважения к родному языку на примере отношения к нему А. С. Грибоедова.
Слайд 3
Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви
к своему языку.
К. Паустовский.
Слайд 4
А.С.Грибоедов широко использовал в своей комедии живую разговорную
речь, подвергнув её глубокой художественной обработке.
Мастерски осуществил метод речевой
характеристики персонажей.
Создал множество «крылатых выражений».
Слайд 5
Основная особенность комедии
Наряду с Пушкиным, Крыловым, Грибоедов сыграл
решающую роль в создании языка русской художественной литературы. Он
обогатил язык элементами живой разговорной речи, взятыми из сокровищницы общенародного русского языка. Он отбирал необходимые наиболее яркие и меткие изречения, способные с наибольшей прямотой выразить те идеи и понятия, которые он хотел донести до сознания читателей, подвергая их глубокой художественной обработке, и вкладывая в уста персонажей комедии.
Слайд 6
В. Ф.Одоевский
«До Грибоедова слог наших комедий был слепком
слога французского; натянутые выглаженные фразы заставляли почитать даже оригинальные
комедии переводными. Непринуждённость была согнана с комической сцены, и только у гражданина Грибоедова мы находим лёгкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах. У него одного мы находим колорит русский»
Слайд 7
Хлёстова
Спецефическое просторечие с примесью слов, выражений, взятых из
простонародного языка.
Бесцеремонность, грубость, властность.
Слайд 8
Молчалин
Почтительное, угодливое – с, отражающее подхалимство.
Отпечаток канцелярски-делового языка,
что говорит об ограниченности.
Жеманность.
Слайд 9
Скалозуб
Насыщенность речи военной терминологией.
Грубость, бесцеремонность.
Грубые «солдофонские» шутки, говорящие
об ограниченности и тупости.
Слайд 10
Наталья Дмитриевна
Искусственность, книжность, построение фраз по законам французского
языка.
Употребление французских слов без знания их русского значения.
Слайд 11
В.Г.Белинский
«Стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и
разнеслись между образованными людьми по всем концам земли русской»
Слайд 12
Пословицы
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Дома новы, но предрассудки
стары.
Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом.
И дым
отечества нам сладок и приятен.
Ах! Тот скажи любви конец, кто на 3 года вдаль уедет.
Кто беден, тот тебе не пара.
Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Слайд 13
Поговорки
Герой не моего романа.
Послушай, ври, да знай же
меру.
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов.
Смешенье языков:
французского с нижегородским.
Она к нему, а он ко мне.
Ведь нынче любят бессловесных.
Что говорит. И говорит, как пишет.
Слайд 14
Служба
Служить бы рад – прислуживаться тошно.
Подписано и с
плеч долой.
И золотой мешок, и метит в генералы.
Служба делу,
а не лицам
Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
Мы с нею вместе не служили.
Упал он больно, встал здорово.
Блажен кто верует, тепло ему на свете.
Слайд 15
Образование
Ученье – вот чума, учёность – вот причина.
Он
славно пишет, переводит.
Смотрели бы, как делали отцы, учились бы
на старших глядя.
Что говорит и говорит как пишет.
Учёностью меня не обморочишь.
И в чтеньи прок-то не велик.
Слайд 16
Общественное мнение
Дома новы, но предрассудки стары.
Прошедшего житья подлейшие
черты.
Свежо предание, а верится с трудом.
И точно начал свет
глупеть.
Век нынешний и век минувший.
Не в своей тарелке.
Слайд 17
Воспитание
Послушай, ври, да знай же меру!
Грех не беда,
молва не хороша.
В мои лета не должно сменить своё
суждение иметь.
Свой талант у всех.
День за день, нынче, как вчера.
Слайд 18
Любовь, брак
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Счастливые
часов не наблюдают.
Герой не моего романа.
А нынче любят бессловесных.
Я
не старался, бог нас свёл.
Да этакий ли ум семейство осчастливит.
Кто беден, тот тебе не пара.