Слайд 4
Поэзия Фета –лирика в её чистой, «предельной» форме.
Все образы, увиденные поэтом в окружающем мире, воплощают то
или иное душевное состояние, то или иное душевное движение человеческого духа.
Слайд 5
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце
встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Рассказать, что отовсюду
На
меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь –но только песня зреет.
Слайд 10
В конце 70-х годов Фет возвращается к постоянной
литературной деятельности, испытыва5ет творческий подъём. Через каждые 2-3 года
выпускает сборник стихов под одним и тем же названием «Вечерние огни». Поэзия этой поры окрашивается философской мыслью о мудрости природы и бедности человеческого познания, о миге и вечности, о памяти и расставании.
Слайд 11
В частых поэтических мотивах весны 70-летний Фет не
только продолжает восхищаться родной русской природой, но и высказывает
веру в бесконечное обновление жизни. «Умом ума» постигает неизбежность своего конца, а «умом сердца» преодолевает мысль о конечности человеческого бытия.
Слайд 13
Творческая деятельность Фета длилась более полувека. Первый сборник
он выпустил в один год с Лермонтовым. А последний
– за несколько лет до первых сборников русских символистов. Его поэзия – необходимое звено между поэзией Жуковского и поэзией Блока.
Слайд 15
«…Любимый образ мой…»
Стихи А.Фета о Родине.
Слайд 16
Поэт! Ты хочешь знать,
за что с такой любовью
Мы любим родину с тобой…
Слайд 17
В стихотворениях Фета - выражение почти молитвенного благоговения
перед тем обычным, повседневным, что его окружает.
Образ Родины у
поэта многогранен: это и деревенский пейзаж, и величавость столицы, и природа.
Родина Фета – это и весенний цветок, и усталость осенней ночи, и нега летнего дня, и волшебство зимнего вечера.
Слайд 18
Пойду навстречу к ним знакомою тропою.
Какою нежною, янтарною
зарёю
Сияют небеса, нетленные, как рай.
Далёко выгнулся земли померкший край,
Прохлада
вечера и дышит и не дышит,
И колос зреющий едва-едва колышет.
Нет, дальше не пойду: под сению дубов
Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов.
Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой…
Собака верная у ног моих присела
И, ухо чуткое насторожив слегка,
Глядит на медленно ползущего жука.
Иль мне послышалось? – В подобные мгновенья
Вдали колеблются и звуки и виденья.
Нет, точно – издали доходит до меня нетерпеливый шаг знакомого коня.
Слайд 19
Сочетание простоты:…..
И величавости:….
Реальный мир передан в конкретных деталях:…
(вижу, слышу, осязаю)
Слайд 20
Вот утро севера – сонливое, скупое –
Лениво смотрится
в окно волоковое;
В печи трещит огонь – и серый
дым ковром
Тихонько стелется над крышею с коньком.
Петух заботливый. Копаясь на дороге,
Кричит…а дедушка брадатый на пороге
Кряхтит и крестится, схватившись за крыльцо,
И хлопья белые летят ему в лицо.
И полдень настаёт. Но, Боже, как люблю я,
Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит – и скроется… И долго.
Мнится мне,
Звук колокольчика трепещет в тишине.
Слайд 21
Фет рисует картину, дорогую его сердцу, не скрывает
своего чувства. Говорит о самом обычном. Язык прост, естествен.
(Найти народные слова)
Вся картина – поэтический образ русской деревни.
Итак, родина поэта :
– земля, на которой он родился и живёт, русская природа с её многоцветьем, звуками, запахами;
- Мир в целом: земля, небо, звёзды – вселенная, частицей которой он себя ощущает.
Слайд 22
Паустовский утверждал, что
Фет приблизил космос «к нашему, человеческому,
земному восприятию»: «Раньше в нашем сознании присутствовало загадочное, грозное
и торжественное ощущение Галактики, а теперь зарождается новая лирика межзвёздных пространств. Первые слова сказал об этом старый поэт, глядя из своего ночного сада на роящееся звёздное небо где-то в земной глуши возле Курска».
Найдите стихотворения, которые подтвердили бы слова Паустовского. («Майская ночь», «Я долго стояло недвижно». «И счастья ищем мы земного не у людей», «На стоге сена ночью южной»...)
Слайд 23
Анализ стихотворения.
«Это утро, радость эта…»
Слайд 24
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и
света,
Этот синий свод,
Слайд 25
Этот крик и вереницы,
эти стаи, эти птицы,
этот говор
вод,
Слайд 26
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот
пух – не лист,
Слайд 27
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык
и свист,
Слайд 28
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь
без сна,
Слайд 29
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти
трели,
Это всё - весна.
Слайд 30
Что необычного в стихотворении?
О чём оно?
Что перечисляется?
Попробуйте убрать
местоимения в начале строк. Меняется ли настроение?
Какой прием создает
радостное настроение?
Не является ли это местоимение определением? Эпитетом?
Попробуем подобрать эпитеты.
Есть ли в тексте сравнения?
От перечисления явлений природы переходит к реалиям человеческого бытия - докажите.
Что скажете о пространстве и времени?
Слайд 31
« Что ты, голубчик, задумчив сидишь…»
Какое впечатление произвело
на вас стихотворение?
Толстой – Фету: «Ваше стихотворение мне кажется
эмбрионом прекрасного стихотворения; оно, как поэтическая мысль, мне совершенно ясно, но совершенно не ясно как произведение слова».
Что не устраивает Толстого в этом стихотворении?
Слайд 32
Незавершенность рождается отсутствием рифмы. Выясним её характер.
Ответ Фета
Толстому: «Очевидно, в посланном вам стихотворении сделал то, что
хотел»
Зачем понадобились нерифмующиеся строки?
Лирический герой находится в состоянии задумчивости. Что ему снилось?
С чем сравнивается песня и слова в ней?
Найдите русские слова-жемчужины
Отсутствие рифмы(внешняя форма) передаёт содержание.
Перечитаем стихотворение.
Слайд 33
Слово у Фета призвано передавать запахи, звуки, музыкальные
тона, световые и цветовые впечатления.
А.К.Толстой: «Я наконец познакомился с
его книгой – там есть стихотворения где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, а лунный свет или луч зари переливаются в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий себе равного ни в одной литературе».
Слайд 34
«Как беден наш язык! – Хочу и
не могу. –
Не передать того ни другу, ни
врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…»
«О, если б без слова
Сказаться душой
было можно!»