Слайд 2
Актуализация прежних знаний.
1.Беседа.
- Назовите литературные роды. Какие жанры
соответствуют этим родам?
- Дайте понятие термину «фольклор».
- С
какими произведениями устного народного творчества вы познакомились в 5-6 классах?
Слайд 10
Виды былин:
-
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией
понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.
В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.
Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).
Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля.
Слайд 21
Вывод: в рукописной литературной традиции XVII — начала
XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями»
о богатырях, «древними российскими стихотворениями».
Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.
Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход только в 40-е гг. XIX в.
Слайд 23
Рябинин Трофим Григорьевич (1791—1885), народный сказитель. Родился в деревне
Гарницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Как сказитель следовал традициям
героической трактовки образов и сюжетов. П. Н. Рыбников записал от Рябинина в 1860 — 23 былины, А. Ф. Гильфердинг в 1871 — 18 былин. И среди них подлинные народные эпические поэмы, ставшие былинной классикой, вошедшие во все хрестоматии, — «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Вольга и Микула».
Большое значение в истории русской культуры имел приезд сказителя в Петербург в нояб.—дек. 1871 и его публичные выступления перед фольклористами, историками, писателями, музыкантами. Среди последних был Н. А. Римский-Корсаков, сделавший нотные записи двух былин: «Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович». Тогда же онежского сказителя слышал М. П. Мусоргский, использовавший рябининские речитативы в опере «Садко».
В 1894 голос И. Т. Рябинина (сына Трофима Ивановича) был записан на фонограф. Эта запись сохранилась. А в 1985 вышла уникальная пластинка «Былины Русского Севера. Сказители Рябинины», в которой представлены записи трех поколений династии сказителей Рябининых.
В 1902 Иван Трофимович Рябинин совершил 3-месячную зарубежную гастрольную поездку в Болгарию, Сербию, Австро-Венгрию, Чехию, Польшу. Его выступления в славянских странах имели общегосударственное значение. Они начались 24 мая 1902 в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии императорской фамилии. Сказитель был награжден императором Николаем II Золотой медалью.
Слайд 24
Поехал Святогор путем-дорогою широкою, и по пути встрелся
ему прохожий. Припустил богатырь своего добра коня к тому
прохожему, никак не может догнать его: поедет во всю рысь, прохожий идет впереди; ступою едет, прохожий идет впереди.
Проговорит богатырь таковы слова:
— Ай же ты, прохожий человек, приостановись , не могу тебя догнать на добром коне.
Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:
— Что у тебя в сумочке?
— А вот подыми с земли, так увидишь.
Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, — не мог и пошевелить; стал здымать обеими руками, только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова:
— Что это у тебя в сумочку накладено? Силы мне не занимать стать, а я и здынуть сумочку не могу.
— В сумочке у меня тяга земная.
— Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут, звеличают как по изотчины?
— Я есть Микулушка Селянинович.
Слайд 27
Кто из героев былины вызывает вашу симпатию и
почему?
Слайд 28
Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и
христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре,
Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.
Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.
Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».
Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.
Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.
Слайд 29
Какие качества русского народа нашли отражение в былинах?
Слайд 30
Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В
основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о
горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.
В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.
- Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?
Слайд 31
Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в
былине наиболее ярко?
Слайд 32
Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение
сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу
земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.
Для былин характерны определенные «формулы», т. е. устойчивые, повторяющиеся из текста в текст выражения, сочетания слов, обозначающих какой-либо предмет, какую-то ситуацию, какое-то событие (копьё острое, конь добрый).
- Найдите в тексте такие формулы.
Слайд 33
«Путем-дорогою широкою», «на добром коне», «на сыру землю».
Былина
«Святогор и Микула Селянинович» принадлежит к числу наиболее ранних
произведений былинного эпоса.
Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?
Слайд 34
В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд
на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии,
явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.
Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.
Слайд 35
Подведение итогов урока.
- В чём глубокий иносказательный смысл
былины «Святогор и Микула Селянинович»?
Слайд 36
Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича,
воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.
Святогор как
мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.