Слайд 2
Дооктябрьская лирика В.В. Маяковского.
Ранняя лирика
Слайд 3
Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном
небе на ржавом кресте колокольни!
В.В. Маяковский.
«Несколько слов обо мне самом».
Слайд 4
- Почему такой всепоглощающей болью пронизано раннее творчество
поэта?
- Почему лирический герой Маяковского ощущает трагический разлад с
миром?
Слайд 5
Стихотворение «Несколько слов обо мне самом»
Каков главный мотив
этого стихотворения? Обида или трагедия одиночества?
Слайд 6
Критик Юрий Карабчиевский называет это стихотворение кощунственным, а
профессор Свердловского пединститута Н. Л. Лейдерман в работе «Логика
бунта» видит в лирическом герое черты Иисуса Христа и отмечает, что в нём рождается мотив мессианства, трагического, проникнутого любовью и состраданием к людям, к миру, находящемуся на грани катастрофы.
Итак, что это – кощунство или мессианство?
Слайд 7
Есть поэтическое слово, а есть правда жизни. Не
всегда это совпадает. И не должно совпадать. Конечно, можно
сказать, что Маяковский неискренен, но поэзия его декларативная. Это и тот же самый эпатаж. И в этом Маяковский - сын своей эпохи. Каждое слово на бумаге, слово лозунга и правда жизни раздваивались. И Юрий Карабчиевский говорит о раздвоенности слова и поступков героя.
Слайд 8
Чувства Маяковского не гипербола, но живой человек –
гипербола. М.И. Цветаева
Слайд 9
Декларация – официальное и торжественное программное заявление.
Эпатаж –
вызов, скандальная выходка, поведение, нарушающее общепринятые нормы.
«Пощёчина общественному вкусу»
Слайд 10
Лирический герой находится в трагическом конфликте. Он бросает
вызов, не воспринимает будничного. Внутренне же обладает чуткой душой.
Перед нами вопль одинокой души, проклятое одиночество. Тема не новая в литературе.
Слайд 12
«Ночь»
- Каков центральный образ?
- Обратите внимание на образы,
которые зримые и те, которые динамически деформированы.
- Отметьте
фонетические и смысловые смещения.
- Как воспринимается лирическим героем центральный образ?
Слайд 13
В стихотворении «Ночь» развёрнутый образ города-игрока. Даже «чёрным
ладоням» – оконным стёклам – «раздали горящие жёлтые карты».
Слайд 14
Вечерний город, открывающий «толпе» двери увеселительных заведений, -
это ночное видение, которое рассеивается поутру, и перед глазами
вновь предстает обычная «карта будня».
Для лирического героя город – это нечто враждебное, чуждое, отталкивающее.
Слайд 16
Стихотворение «Адище города»
1.О чём стихотворение? Как вы его
поняли?
2.Каким вы увидели образ города?
3.В чём смысл названия?
4.Какие образы
показались необычными?
(у других поэтов они опоэтизированы)
5.Что вызывает боль в душе лирического героя и отвращение?
6.В заявленной теме смысловым центром является образ лирического героя. Каким вы его увидели?
Слайд 17
Анализ стихотворений (по рядам)
1 ряд. Стихотворение «Нате!»
2 ряд.
Стихотворение «Надоело»
3 ряд. Стихотворение «Дешевая распродажа»
Вопросы для анализа.
1.В чём
необычность названия? Объясните смысл и соотнесите с содержанием стихотворения.
2.Как выражено лирическое «Я» поэта? Каково оно?
3.Каков язык стихотворения? Найдите гиперболы, метафоры в тексте.
Слайд 22
«Послушайте»
- Чем отличается это стихотворение от предыдущих?
-
Каково мироощущение лирического героя?
Слайд 23
Ощущение своей ненужности, никчемности, бессилия, одиночества, разъединённости с
миром - трагическая тема дореволюционной лирики Маяковского.
Слайд 24
Лирический герой ранней поэзии Маяковского в немалой степени
самовлюбленно-индивидуалистичен.
И это делает его бесконечно уязвимым, становится причиной
его вечной слабости.
Слайд 25
Он взваливает на себя непосильную
ношу, полагает, что главным, если не единственным источником счастья,
является он сам, его забота, его человеческое обаяние, его внутренние богатства.
Декларируя любовь к людям, сам герой в высшей степени сосредоточен на самом себе.
Слайд 26
Он глубоко любит все то, что в нем
самом заключено, что входит в его громадное «Я».
Разумеется, все
это – прекрасное, выношенное, единственное и неповторимое своё - герой готов отдать людям. Но людям почему-то нужно другое И голос его глохнет в пустоте.
Слайд 27
Стихи и поэмы Маяковского этих лет полны
трагизма, боли, создавая культ лирического героя.
Лирический герой
искренне готов жертвовать собой ради людей, глубоко и остро чувствует величие своего предназначения, однако не видит счастливого исхода.
Слайд 28
Трагизм мировосприятия Маяковского заключается в том, что конфликт
лирического героя и окружающего мира непримирим.