Слайд 2
Задачи урока :
образовательные:
- формирование умений оценки и анализа
художественного произведения;
-формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном
тексте , аргументировать свой ответ ;
-овладение выразительными средствами русского литературного языка, совершенствование речи учащихся;
- интеграция уроков информатики (создание киновикторины по роману Л.Н. Толстого « Война и мир» ) и литературы.
Слайд 3
Развивающие задачи:
- развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно
– эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса;
3) воспитательные:
- воспитание
высоких нравственных чувств у учащихся. - развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно – эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса;
Слайд 4
Подготовительная работа к уроку
Подготовительная работа к уроку :
группа учащихся под руководством преподавателя создает кино викторину
по роману Л.Н.Толстого.
Основой для викторины служит художественный фильм
С. Бондарчука « Война и мир».
Слайд 5
« Одно из самых обычных распространенных суеверий
то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства,что
бывает человек добрый,злой,умный,глупый,энергичный,апатичный и т.д.,- пишет Л. Толстой в романе « Воскресенье». – Люди не бывают такими. А мы всегда так делим людей. И это не верно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же ,но каждая река бывает то узкая, то быстрая ,то широкая,то тихая, то чистая , то холодная ,то мутная,то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя , оставаясь все между тем одним и самим собою».
Слайд 6
важнейший мотив биографии и творчества писателя – движение
к нравственной высоте , самоусовершенствование.
Отсюда понятен пристальный интерес
Толстого к «диалектике души» и «диалектике характера» человека.
Слайд 7
Ведущим мотивом его творчества станет испытание героя на
изменчивость. Способность человека обновляться , подвижность и гибкость его
духовного мира , его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости , одаренности и жизнеспособности.
Слайд 8
Посмотрим , как же меняются духовные и нравственные
идеалы главных героев романа Л.Н. Толстого « Война и
мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова ,как « текут» эти герои.
Слайд 9
Кино викторина по фильму С.Ф.Бондарчука « Война и
мир»
Какие эпизоды являются поворотными в судьбах героев ?
Слайд 10
Эпизод 1 – А. Болконский идет на войну
1805 г.
Эпизод 2 - П. Безухов - наследник миллионов.
Эпизод
4 – П. Безухов женится на Элен.
Эпизод 5 - А. Болконский .Аустерлицкое сражение. Ранение.
Эпизод 6 – А. Болконский. Наблюдение за дубом.
Эпизод 7 – Наташа - невеста А.Болконского.
Эпизод 8 – Пьер в плену. Встреча с Платоном Каратаевым. 1812г.
Эпизод 9 – Пьер и Наташа. Любовь.
Слайд 11
Проверка домашнего задания и беседа
.– Какие эпизоды
из жизни героев были показаны в викторине ?
- Давайте
проверим ваше домашнее задание.
- Какие эпизоды жизни героев , по вашему мнению, меняли жизненные взгляды героев и как менялись эти взгляды ?
Слайд 12
Беседа по роману с пересказом эпизодов и кратким
комментарием.
Передача содержания текста учащимся как способ аргументации.
Слайд 13
Пьер Безухов
Пьер в петербургском салоне А. П. Шерер
(незаконный сын графа Безухова ).
Смерть отца – законный наследник
миллионов.
Женитьба на Элен.
Разочарование в семейной жизни – разрыв с Элен.
Увлечение масонством – попытка обрести веру.
Поездка в южные имения – улучшение жизни крестьян.
Любовь к Наташе.
Война 1812 года – «сопряжение» своей жизни с жизнью народа – « наш барин».
Плен – Платон Каратаев : обретение высшего счастья , истинной веры.
Женитьба на Наташе.
Слайд 15
Андрей Болконский
Разочарование в светской и семейной жизни.
Война 1812
года - желание славы.
Ранение под Аустерлицем – « вечное
небо , покой».
Богучарово – изменение положения крестьян , спор с Безуховым о смысле жизни.
Попытка служить государству ( Аракчеев , Сперанский).
Влюбленность в Наташу - желание жениться.
Разрыв с Наташей.
Война 1812 года – «наш князь» - единение с народом.
Ранение на Бородинском поле – прощение Анатоля, любовь к миру , слияние с Богом.
Слайд 20
Обобщающие вопросы по теме.
Обобщающие вопросы по теме.
- Чем
близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский
и Пьер Безухов ? ( А.Болконский олицетворяет « ум ума », а П. Безухов – «ум сердца». Оба героя ищут смысл жизни, приходят к Богу и к народному началу.)
Слайд 21
-Как изменялся характер князя Андрея от Аустерлица до
Бородинского сражения ? (Поворотные события в жизни Андрея переживаются
им как кризисы и связаны с «разоблачением ложности» предыдущего идеала. Желание славы , «наполеоновская идея», безбожие сменяются любовью к миру ,всепрощением, любовью к Богу , слиянием с миром.)
Слайд 22
- Почему трагически обречена любовь Наташи к князю
Андрею ? ( Для Наташи князь – загадочный ,
таинственный человек. Она влюблена , но не по – ростовски , в ее отношениях с Андреем нет желаемой полноты , нет взаимного понимания , для Андрея Наташа тоже загадка, полное непонимание ее он обнаружил , когда отложил свадьбу на год. Простота, доверчивость, демократизм – все эти качества не под силу его характеру.)
Слайд 23
- Случайно ли погибает в 1812 году князь
Андрей , Пьер выносится в жизнь войною ? (Известно
, что в первоначальном замысле романа Толстой собирался убить на Аустерлицком поле блестящего молодого человека. Толстой ведет героя к смерти в расцвете сил и лет с самого начала романа , т.к. Болконский болен «наполеоновской идеей» и безбожен , а Пьер Безухов – это «взрослый ребенок», он перетекает из одного внешнего состояния и сердечного настроя в другой, это , по замыслу Толстого, и есть естественный путь жизни.)
Слайд 24
- Какую роль в судьбе Пьера играет его
участие в Бородинском сражении и общение с Платоном Каратаевым
? ( Пьер обрел на Бородинском поле новое чувство «сопряжения» своей жизни с жизнью народа , лишения в плену и общение с Платоном Каратаевым приводят Пьера к «роевому началу и Богу», «…Бог вот он , тут, везде».)
Слайд 25
-Чем каратаевская любовь к жизни отличается от любви
князя Андрея ? (Отсутствие личного, индивидуального в Каратаеве направлено
в сторону земли , а не неба, в сторону жизни , не смерти. Каратаев живет в полном согласии со всем конкретным, индивидуальным, земным. Он не отрицает его ,а полностью с ним сливается, индивидуальность Каратаева сливается с миром. Каратаев – символическое воплощение мирных, охранительных свойств коренного крестьянского характера.
Слайд 26
Любовь князя Андрея - это идеальная любовь ко
всем людям , холодноватая и внеземная. Как только такая
любовь проникает в него, князь чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Земля , к которой страстно потянулся князь Андрей в роковую минуту ,так и не далась ему в руки, уплыла , оставив в душе недоумение, восторжествовало величественное , отрешенное от мира небо.)
Слайд 27
Духовные и нравственные идеалы найдены главными героями, цели
определены. Давайте послушаем заключительные слова князя Андрея и Пьера
Безухова.
Слайд 29
Задание учащимся : во время чтения отрывков выписать
ключевые слова на листок в две колонки. У каждого
на парте – раздаточный материал.
Князь Андрей.
Князь Андрей не только знал , что он умрет, но он чувствовал , что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти , конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда , когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты , на небо и знал ,что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его , мгновенно, как бы освобожденной от удерживавшего его гнета жизни распустился этот цветок любви , вечной , свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Слайд 30
Чем больше он , в те часы страдальческого
уединения и полубреда, которые он провел после своей раны,
вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви , тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить , всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви , тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он , это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе : ну что ж , тем лучше.
Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все , что я понимаю, я понимаю только потому , что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне . частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.
Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение !
Слайд 31
Пьер Безухов
То самое , чем он прежде мучился
, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для
него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту , но он чувствовал ,что ее нет и не может быть. И это-то отсутствие цели давало ему то полное , радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру - не веру в какие –нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого всегда ощущаемого Бога.
Слайд 32
Прежде он искал его в целях, которые он
ставил себе. Это искание цели было искание Бога ;
и вдруг он узнал в своем плену не словами ,не рассуждениями ,но непосредственным чувством
то , что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут , везде.
Он испытал чувство человека ,нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение , глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда – то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Слайд 33
Теперь же он выучился видеть великое, вечное и
бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его,
чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу , в которую смотрел до сих пор через головы людей , и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос : зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос - зачем ? в душе его всегда готов был простой ответ: затем , что есть Бог , тот Бог , без воли которого не спадет волос с головы человека.
Слайд 34
Ключевые слова
Андрей Болконский
Пьер Безухов
Вечная любовь
Цель жизни
Всех любить Свобода
Любовь мешает смерти Счастье
Любовь - жизнь Вера
Любовь - Бог Живой Бог
Вечный источник Непосредственное чувство
Смерть - пробуждение Бог велик, бесконечен
непостижим
непостижим