Слайд 3
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии
3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных
крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.
Слайд 4
Родители Сергея Есенина: отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931),
мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955).
На коленях сестра Сергея:
Александра
(1911—1981).
Слайд 5
Цветопись - способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного
произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не
напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.
Слайд 6
В стихах Есенина природа вся в вечном движении,
в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается,
растет и умирает, поет и шепчет грустит и радуется. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Красочными эпитетами поэт пользуется смело:
Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий
лимонный лунный свет… Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
«Весенний вечер»
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Сергей Есенин
«Восход солнца»
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Любимый цвет поэта.
Голубой и
синий– это любимый цвет Есенина. И совпадение это, очевидно, неслучайно, так как синий цвет «голубой» считался цветом символическим, «божественным». («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», заметался пожар голубой»).
Слайд 9
Зеленый, золотой, красный, малиновый, черный, белый, желтый, серый
– какие только цвета не встретишь в стихах Есенина,
но самые заметные – синий и голубой. «Голубень» - так он назвал стихотворение, а по нему и сборник, вышедший в 1918 году. И этот цвет может быть личным цветным знаком поэта.
Слайд 10
Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти
цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России ("только синь
сосет глаза", "солнца струганные дранки загораживают синь" и др.), создает атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувства нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый»). В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.
Слайд 11
Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину
природы, но и настроение:
«Васильками сердце светится, горит
в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза».
В этих четырех строчках синий цвет показывает юную влюбленную душу. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество.
«Синий» часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Например:
«Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. ... Сердце остыло, и выцвели очи ... Синее счастье! Лунные ночи!».
Слайд 12
Вообще, частотность прилагательных «синий и голубой» довольна высока.
Они часто применяются в описаниях деревенской жизни, и несут
особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении «Эта улица мне знакома» прилагательное «голубой» используется трижды в трех различных сочетаниях:
«Проводов голубая солома опрокинулась над окном»
Слайд 13
За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое
красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма.
Поэт окрашивает художественный
мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый). В 1917, революционном, году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля …златая « она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».
Слайд 14
В поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный
срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет
мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания (желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя.
Слайд 15
Зеленый — цвет жизни. Есенин как поэт жизни,
также, часто использует в своей лирике этот свет. В
этом «цвете значение более постоянно, нежели в синем и голубом. Хотя значение «зеленого» в лирике Есенина также многозначна. Главное значение -это растительная зелень и символ жизни:
«Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет».
«Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе».
«Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы».
«Держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню».