Слайд 2
Портрет
Александра Николаевича Островского
Василий Григорьевич Перов
Слайд 3
Островский - член-корреспондент Петербургской Академии наук, награжден Уваровской
премией.
Слайд 4
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных
произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один
достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».
Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому
<12 февраля 1882 г. Петербург>
Слайд 5
Отец русского национального театра
Александр Николаевич Островский
(1823-1886)
Слайд 6
?
Почему именно с творчеством Александра Николаевича Островского связано
понятие "русский национальный театр"?
Слайд 7
Моя задача – служить русскому
драматическому искусству.
А.
Н.Островский «Автобиографическая записка»,
1884 г
Слайд 8
Как пришел Островский в литературу?
Почему выбирает драматургию?
Слайд 9
Замоскворечье (начало 19 века)
Слайд 10
Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем»
Слайд 14
Павел Андреевич Федотов
"Сватовство майора "
Слайд 15
Дом в Голиковском переулке, где родился А. Н.
Островский
Слайд 16
Родители Островского.
Николай Федорович, Любовь Ивановна
Слайд 17
1835–1840 – учёба в Московской губернской гимназии.
1840 – зачислен студентом
юридического факультета Московского университета. По настоянию отца поступает на
нелюбимый юридический факультет вместо желанного историко-филологического.
Слайд 18
Петровский театр, ныне Большой театр, рисунок XIX века
Слайд 20
Павел Степанович Мочалов
Михаил Семёнович
Щепкин
Слайд 21
1843 – стал чиновником Московского совестного суда
1845 – переходит на
службу в Московский коммерческий суд. Переписывая и разбирая сначала
дела в Совестном суде гражданские дела, а потом в Коммерческом суде дела финансовые, чиновник-переписчик не столько продвигался по службе, сколько собирал материал.
Слайд 22
1847 – в "Московском городском листке" публикуются первые произведения
Островского – "Записки замоскворецкого жителя", отрывки из комедии "Несостоятельный
должник" и одноактная комедия "Картина семейного счастья".
Слайд 23
1849 – закончена первая большая комедия – "Банкрот" ("Свои
люди – сочтемся"). В процессе работы «Несостоятельный должник» превратился в
«Банкрота». Эту четырехактную пьесу восприняли уже не как первый шаг начинающего таланта, а как новое слово в русской драматургии.
Слайд 25
"... Ваш «Банкрут» — купеческое «Горе от ума»
или, точнее сказать: купеческие «Мертвые души».«
(А. Ф. Писемский
- А. Н. Островскому,
7 апреля 1850 г.)
Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый." (В. Ф. Одоевский - своему знакомому, 20 июля 1850 г.)
Слайд 26
Чем же так привлекла пьеса?
Где же жизнь наша?
где мы со всеми современными страстями и странностями?
Н. В.
Гоголь
Слайд 28
Чем же так привлекла пьеса?
Изображена русская жизнь.
Показаны семейные,
бытовые отношения.
Новые герои, живые люди. В героях узнавались общие, типологические черты.
Островский
соотносил своих персонажей с социальными типажами.
Слайд 29
5. В комедиях отсутствует фигура образованного героя-резонёра.
6.
В современном купечестве отражается вся Россия, оно оказывается как
бы сгустком русского народа. А купеческий дом предстаёт малой "моделью" всей срединной России. Конфликт между старшим и младшим поколениями отечественного купечества, между стариной и новизной суммирует противоречия эпохи.
Слайд 30
7. На все социальные проблемы драматург смотрит сквозь
призму нравственности. Свой выбор герои делают в заданных общественных обстоятельствах,
но обстоятельства важны не сами по себе. Они лишь обостряют вечные вопросы человеческой жизни: где правда, где ложь, что достойно, что недостойно, на чём стоит мир...
Слайд 31
1851– Островский уволен в отставку ввиду установленного за
ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии
московского генерал-губернатора начало "Дело о литераторе Островском" в связи с запрещением его комедии "Свои люди – сочтемся".)
Слайд 32
14 января 1853г.
«Не в свои сани не садись»
Любовь
Павловна Никулина-Косицкая
Пров Миха́йлович
Садо́вский
Слайд 33
Идеал раннего Островского был связан с прошлым, с
тоской по утраченной красоте русской жизни. В первой половине
1850-х годов драматург был близок к кругу славянофилов. Они мечтали о возвращении прежней национальной гармонии, о восстановлении земства и земщины. Печатается в журнале «Москвитянин» Михаила Погодина.
Слайд 34
К 1859 году Островский переходит на иные культурные позиции.
Он не отрёкся от прежних идеалов. Писатель всё более
трезво смотрел на реальную жизнь, видел расхождение между патриархальной мечтой и реальностью.
Слайд 35
«Гроза» (1859), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868),
«Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875),
«Не всё коту масленица» (1871), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872), «Правда — хорошо, а счастье — лучше» (1877), «Таланты и поклонники» (1881) и мелодрамы «Без вины виноватые» (1884), «Снегурочка» (1873)
Слайд 36
Дружба с Московским Малым театром
Слайд 38
В течение 40 лет формировал репертуар русской сцены.
Написал
около 49-ти оригинальных пьес.
Пьесы разнообразны по жанру.
Автор переводов почти
20-и пьес.
Теоретик театрального дела.
Создает в 1865 г. Первую актерскую школу – «Артистический кружок»
Слайд 39
В 1874 г. – «Общество русских драматических писатеклей
и оперных композиторов».
6. В 1886 году был назначен на должность
заведующего репертуарной частью московских театров, Малого и Большого, и руководителя театральной школы.