Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе на тему Русь 12 века

Содержание

Наша сегодняшняя задача – почувствовать мироощущение древнего русича в период, когда создавалось «Слово о полку Игореве»:Как в произведениях искусства 11-12 веков отразились: модель мира; взаимоотношение человека и природы;отношение к родине;концепция красоты;спасительные, оберегающие начала.
Нравственные ценности, отраженные в искусстве Древней Руси и «Слове о полку Игореве» Наша сегодняшняя задача – почувствовать мироощущение древнего русича в период, когда создавалось Храм в культуре РусиКупольные православные соборы символизируют идею храма как образа Мира, Дмитриевский собор во Владимире  (конец 12 века).Дмитриевский собор построен во времена Золотые ворота во Владимире (12 век) Софийский собор в Киеве (11 век). Человек на Руси 11-12 веков стремился к созиданию – для себя и Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове  (12 век).Чёткие и простые формы, ясность Светлая печаль и робкая задумчивость отличает церковь Спаса на Нередице в Новгороде. Церковь Покрова-на-Нерли (1165 год) Светлой каменной песней называют храм Покрова-на-Нерли. Предание рассказывает, Гармонию и лад воплощает церковь Покрова-на-Нерли: арки уравновешивают горизонталь и вертикаль, каменные Храм Покрова-на-Нерли отражает гармонию единого мира – и человеческого, и природного. В Человек в природном мире: обратите внимание на храм Покрова-на-Нерли и строки из Женское, светлое, лирическое начало воплощено в храме Покрова-на-Нерли, а в «Слове о В чем сходство готических соборов и православных храмов, а в чем отличие? Икона в культуре РусиИкона – это мир человека, его души и сознания. Богоматерь Владимирская (начало 12 века)Икону «Богоматерь Владимирская» можно назвать песней материнства. Этот Женщина – мать, сестра, жена – всегда воплощает спасительное, оберегающее начало, а Святой Георгий (12 век)Святой Георгий – покровитель Москвы – становится воплощением силы Дмитрий Солунский (12 век)Дмитрий Солунский прежде всего защитник родины, воин-победитель. В чертах Обратите внимание на характеристику князя Игоря в «Слове…». Что прежде всего подчеркивает «Спас Нерукотворный» (12 век) - облик Христа как Человека и Бога. Спас Не случайно образ Спаса Нерукотворного был на стягах древнерусских воинов (картина А.Жабского «На половецкие степи»). Что может стать спасением для Русской земли от раздоров и горя? Как Всмотритесь еще раз в эти удивительные произведения искусства мастеров Древней Руси Эти белые корабли неслышно плывут во Вселенной Эти каменные свечи напоминают нам о красоте и гармонии человека и природы Их тихое, скромное благородство говорит нам о самом главном, сущностном, на чём О мужественной силе, в которой нет агрессии и которая основывается на любви о счастье любви и материнства о красоте, которая неразрывно связана с духовностью, а потому «негромкая», светлая о едином мире, о благословении жизни Постарайтесь определить отразившиеся в произведениях искусства 11-12 веков: модель мира; взаимоотношение человека
Слайды презентации

Слайд 2 Наша сегодняшняя задача – почувствовать мироощущение древнего русича

Наша сегодняшняя задача – почувствовать мироощущение древнего русича в период, когда

в период, когда создавалось «Слово о полку Игореве»:
Как в

произведениях искусства 11-12 веков отразились:
модель мира;
взаимоотношение человека и природы;
отношение к родине;
концепция красоты;
спасительные, оберегающие начала.



Слайд 3 Храм в культуре Руси
Купольные православные соборы символизируют идею

Храм в культуре РусиКупольные православные соборы символизируют идею храма как образа

храма как образа Мира, Вселенной. Центральной архитектурной деталью становится

арка, знаменующая взаимосвязь земли и неба.
Христианство позволило человеку выбирать между добром и злом, между адом и раем, звало к самоочищению и в какой-то мере возлагало ответственность за прожитую жизнь на самого человека.
На Руси в 12 веке утвердился однокупольный храм: в одних случаях он напоминал воина-богатыря в боевом шлеме, в других – приобретал лирическое звучание как песня о красоте и умилении перед чудом бытия.



Слайд 4 Дмитриевский собор во Владимире (конец 12 века).
Дмитриевский собор

Дмитриевский собор во Владимире (конец 12 века).Дмитриевский собор построен во времена

построен во времена расцвета Владимиро-Суздальского княжества и стройной мощью

своих пропорций утверждает силу и незыблемость власти.
Однокупольный собор напоминает шлем воина, однако в его благородстве форм нет агрессии, напротив – сдержанность достоинства.
Светлый камень собора покрыт декором, в котором нежно проступают барельефы птиц, зверей, людей, не только создавая игру света и тени, но и воспевая весь мир.




Слайд 5 Золотые ворота во Владимире (12 век)

Золотые ворота во Владимире (12 век)

Слайд 6 Софийский собор в Киеве (11 век).

Софийский собор в Киеве (11 век).

Слайд 7
Человек на Руси 11-12 веков стремился к созиданию

Человек на Руси 11-12 веков стремился к созиданию – для себя

– для себя и других, созиданию на твёрдых и

крепких началах, созиданию красивого – не на время, а на века.
В камне воплотилась самая страстная, важная, душевная мысль человека того времени – мысль о целостности и единстве русских земель (узел куполов, соединение частей, арка как один из главных компонентов, символизирующих единство вертикали и горизонтали, земли и неба).
Мир един, Вселенная сочувствует человеку и участвует в его земных делах.



Слайд 8 Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (12 век).

Чёткие и

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (12 век).Чёткие и простые формы, ясность

простые формы, ясность и одухотворённость, изящество и строгость –

таков идеал красоты в 12 веке.
Высокий купол церкви Параскевы Пятницы устремлён ввысь и словно выражает в камне Главную идею «Слова о полку Игореве» - идею единения под началом Бога и верховного князя.



Слайд 9 Светлая печаль и робкая задумчивость отличает церковь Спаса

Светлая печаль и робкая задумчивость отличает церковь Спаса на Нередице в

на Нередице в Новгороде. Именно это отразил в своем

произведении художник Николай Константинович Рерих. Красота русских церквей неброская, как и сама природа, в которую они так естественно вписаны.



Слайд 10 Церковь Покрова-на-Нерли (1165 год)
Светлой каменной песней называют

Церковь Покрова-на-Нерли (1165 год) Светлой каменной песней называют храм Покрова-на-Нерли. Предание

храм Покрова-на-Нерли. Предание рассказывает, что Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский

посвятил этот храм своему сыну Изяславу – в память о нем.
Это маленькое, изящное здание стоит на небольшом холме. Во время весеннего разлива вода подступает к самым стенам церкви – и тогда над водной гладью парит ослепительно сверкающий белизной легкий однокупольный храм, словно свеча, ясная и светлая.




Слайд 11
Гармонию и лад воплощает церковь Покрова-на-Нерли: арки уравновешивают

Гармонию и лад воплощает церковь Покрова-на-Нерли: арки уравновешивают горизонталь и вертикаль,

горизонталь и вертикаль, каменные резные изображения оказываются изящным кружевом,

вытянутые вверх пропорции создают эффект особой лёгкости, устремленности к небу.
Православные храмы возводились обычно на крутом берегу реки или холме, а потому были видны издалека и словно возносились над миром, одновременно оставаясь гармонично в него вписанными.





Слайд 12 Храм Покрова-на-Нерли отражает гармонию единого мира – и

Храм Покрова-на-Нерли отражает гармонию единого мира – и человеческого, и природного.

человеческого, и природного. В его легком, словно летящем над

синевою и золотом образе слышится тихая, светлая и радостная мелодия – мелодия красоты и духовности.



Слайд 13 Человек в природном мире: обратите внимание на храм

Человек в природном мире: обратите внимание на храм Покрова-на-Нерли и строки

Покрова-на-Нерли и строки из «Слова о полку Игореве». Что

общего вы увидели и как русичи 12 века ощущали себя в природном мире?


Вступил князь Игорь во златое стремя
И поехал по чисту полю.
Солнце тьмою ему заступает путь,
Ночь грозою гремит, пробуждает птиц.

Бьются день они, бьются день другой,
На третий день ко полудню
Пали стяги Игоревы…
С жалости никнет ковыль-трава,
В горести древо к земле приклонилося.



Слайд 14 Женское, светлое, лирическое начало воплощено в храме Покрова-на-Нерли,

Женское, светлое, лирическое начало воплощено в храме Покрова-на-Нерли, а в «Слове

а в «Слове о полку Игореве» - в образе

Ярославны, жены Игоря. Трогательная печаль ее мольбы о спасении любимого, обращенная к силам природы, созвучна представлениям древних русичей о живительной силе любви.



Слайд 15 В чем сходство готических соборов и православных храмов,

В чем сходство готических соборов и православных храмов, а в чем отличие?

а в чем отличие?


Слайд 16 Икона в культуре Руси
Икона – это мир человека,

Икона в культуре РусиИкона – это мир человека, его души и

его души и сознания.
Скорбь на русских иконах соседствует

с радостью, умилением, жизнеутверждением.
В иконописи использовались только природные краски. Каждый оттенок колорита символичен: золото, охра – царственность, белый – непорочность, синий – образ света, зеленый – воплощение надежды.
Золотые краски словно светятся, излучая энергию солнца и добра. Красота иконы созвучна сокровенной мечте об упорядоченном, справедливом мире, основанном на любви и милосердии.



Слайд 17 Богоматерь Владимирская (начало 12 века)
Икону «Богоматерь Владимирская» можно

Богоматерь Владимирская (начало 12 века)Икону «Богоматерь Владимирская» можно назвать песней материнства.

назвать песней материнства. Этот иконописный тип, с его светлой

печалью, получил название «Умиление».
Богоматерь Владимирская – не столько Святая, сколько Женщина, Мать, безмерно любящая своё дитя. Это образ благородной материнской скорби, сопряженной с благостным умилением, мудрым пониманием предначертанного ее Сыну.
Страдание не проявлено внешне – оно в душе, в глазах, в нежном жесте рук, привлёкших к себе Сына. Это тихое, кроткое страдание, которое позже мы ощутим в русской литературе.



Слайд 18 Женщина – мать, сестра, жена – всегда воплощает

Женщина – мать, сестра, жена – всегда воплощает спасительное, оберегающее начало,

спасительное, оберегающее начало, а потому раздоры и войны испокон

веков оплакивались женщинами (строки из «Слова о полку Игореве»):

Ходит горе по всей Руси,
По всей Руси стоит зарево,
Стоит зарево-пожарище,
Жёны русские восплакались,
Восплакались, приговаривая:
«Уж мужья вы наши, лады милые,
Вас и мыслями не помыслишь,
Вас и думами не сдумаешь,
И очами вас не выглядишь».



Слайд 19 Святой Георгий (12 век)

Святой Георгий – покровитель Москвы

Святой Георгий (12 век)Святой Георгий – покровитель Москвы – становится воплощением

– становится воплощением силы и мощи власти, ее мудрости

и надёжности.
Спокойно смотрят большие, широко раскрытые глаза; в руках меч как символ княжеской власти, той власти, которая может и должна объединить Русь, защитить ее от внешнего и внутреннего хаоса.



Слайд 20 Дмитрий Солунский (12 век)

Дмитрий Солунский прежде всего защитник

Дмитрий Солунский (12 век)Дмитрий Солунский прежде всего защитник родины, воин-победитель. В

родины, воин-победитель. В чертах его лика, мужественной осанке чувствуется

спокойная сила.
Искусство Древней Руси искало героические начала в самом человеке – и находило их.



Слайд 21 Обратите внимание на характеристику князя Игоря в «Слове…».

Обратите внимание на характеристику князя Игоря в «Слове…». Что прежде всего

Что прежде всего подчеркивает неизвестный автор «Слова…» в князе

и как эта характеристика перекликается с образами Дмитрия Солунского и Святого Георгия?

…напряг ум своею крепостью,
Изострил сердце своё мужеством,
Исполнился духа ратного,
Навёл свои полки храбрые
На землю половецкую
За землю Русскую.

«Дружина и братия!
Лучше в битве пасть, чем в плену пропасть!»



Слайд 22 «Спас Нерукотворный» (12 век) - облик Христа как

«Спас Нерукотворный» (12 век) - облик Христа как Человека и Бога.

Человека и Бога. Спас – Спаситель – соединяет суровость

и милосердие, высшую мудрость и недоступное человеку самоуглубление, благородство и покой. Сияние и выразительность лика подчеркиваются колоритом иконы, в котором главные цвета – чёрный и золотой.



Слайд 23 Не случайно образ Спаса Нерукотворного был на стягах

Не случайно образ Спаса Нерукотворного был на стягах древнерусских воинов (картина А.Жабского «На половецкие степи»).

древнерусских воинов (картина А.Жабского «На половецкие степи»).


Слайд 24 Что может стать спасением для Русской земли от

Что может стать спасением для Русской земли от раздоров и горя?

раздоров и горя? Как на этот вопрос отвечает один

из героев «Слова о полку Игореве» киевский князь Святослав?

«Вы, сыны мои, Игорь и Всеволод,
Вы землю вражью Половецкую
До времени стали мечами терзать,
Себе славу искать неверную…

Великий княже Всеволод!..
Вы, Буй-Рюрик и Давыд, князья!..
Ярослав Осмомысл, князь Галицкий!..
Ингварь, Всеволод, все три Мстиславича!..


Вступите же вы в стремена золочёные
За обиду нашего времени,..
Заградите ворота ворогу
Своими острыми стрелами
За землю Русскую,
За раны Игоря,
За Игоря, буего Святославича!



Слайд 25 Всмотритесь еще раз в эти удивительные произведения искусства

Всмотритесь еще раз в эти удивительные произведения искусства мастеров Древней Руси

мастеров Древней Руси


Слайд 26 Эти белые корабли неслышно плывут во Вселенной

Эти белые корабли неслышно плывут во Вселенной

Слайд 27 Эти каменные свечи напоминают нам о красоте и

Эти каменные свечи напоминают нам о красоте и гармонии человека и природы

гармонии человека и природы


Слайд 28 Их тихое, скромное благородство говорит нам о самом

Их тихое, скромное благородство говорит нам о самом главном, сущностном, на

главном, сущностном, на чём держится века и будет держаться

человеческая жизнь…

Слайд 29 О мужественной силе, в которой нет агрессии и

О мужественной силе, в которой нет агрессии и которая основывается на

которая основывается на любви к родной земле и родным

людям

Слайд 30 о счастье любви и материнства

о счастье любви и материнства

Слайд 31 о красоте, которая неразрывно связана с духовностью, а

о красоте, которая неразрывно связана с духовностью, а потому «негромкая», светлая

потому «негромкая», светлая


Слайд 32 о едином мире, о благословении жизни

о едином мире, о благословении жизни

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-na-temu-rus-12-veka.pptx
  • Количество просмотров: 156
  • Количество скачиваний: 0