Слайд 3
Пейзажная лирика
Михаила Юрьевича Лермонтова
Слайд 5
В истории отечественной литературы творчество Михаила Юрьевича
Лермонтова - ученика и продолжателя дела Александра Сергеевича Пушкина
- занимает особое место.
Описание природы
и пейзажей красной
нитью проходит через
все творчество
Михаила Юрьевича Лермонтова.
Слайд 7
Созерцая красоту природы, человек переживает высокие мгновения,
особенно если он поэт Мелодичная, образная и удивительно красочная
поэзия
М. Ю. Лермонтова
свежа и интересна
нам так же, как и
его современникам.
Ее не старят века,
ибо она — творение гения.
Слайд 9
Природа в лирике Лермонтова – мотив, проходящий
через все творчество поэта.
В
стихах он часто
обращался к ней
как к средству
раскрытия единства
окружающей среды
и духовного мира своего героя.
Слайд 11
Лирический герой Михаила Юрьевича тянется к природе в
своем одиночестве, он способен ценить ее красоту.
Этот мотив
часто вводится в стихотворения для того, чтобы подчеркнуть одиночество изображенного персонажа.
Слайд 13
Сосна "на севере диком" мечтает о далекой пальме.
Утес - великан из произведения Лермонтова "Утес" также остается
одиноким.
На севере диком стоит одиноко...
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Слайд 17
Природа в лирике Лермонтова олицетворена, полна драматизма, она
"активно участвует" в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства,
переживания. Мотивы одиночества преобладают над всеми остальными:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как розой, она.
Слайд 21
В стихотворении «На севере диком стоит одиноко...» щемящее
чувство одиночества, неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже
одинокой. Стихотворение поэтически выражает тоску по человеческому единству.
На севере диком стоит одиноко
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
И снится ей все, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Слайд 23
Главное художественное средство, используемое автором, — антитеза.
Юг
и север – понятия не столько географические, сколько психологические.
Слайд 27
Лирический герой внутренне сливается с душой северной сосны,
а юг и пальма кажутся ему несбыточной мечтой. Трагизм
человеческой разобщенности, одиночества – вот что передают образы сосны и пальмы.
Слайд 32
«Утес»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь
она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след
в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 36
Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии
тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”.
Поэт говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет.
Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Слайд 40
Поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного
и материального миров.
Так, для души, которую символизирует тучка,
тело (то есть утес) является только временным пристанищем.
А вот тело без души вечно страдает.
Таким образом, в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Слайд 43
Пейзажная лирика Лермонтова удивительна.
Слайд 45
Природа в лирике Лермонтова - мотив, символическое значение
которого меняется по мере развития таланта автора.
Слайд 48
«Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в
бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит,
меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Слайд 51
В раннем стихотворении Михаила Юрьевича "Осень" основные
детали пейзажа воспроизведены едва ли не ученически.
Здесь и
мрачная зелень елей, и пожелтевшие листья, и туман с тусклым месяцем, проглядывающим сквозь него, и воспоминание о многоцветье летних дней, и сожаление поэта об ушедшей весне со всеми ее радостями.
Слайд 54
Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается
приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие
близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду.
Слайд 55
Приход осени неминуем, и поэт видит прелесть в
смене времён года, но по - романтически
печальное настроение
– неизменный
атрибут творчества
раннего Лермонтова.
Слайд 58
В «Осени» описывается чувство утраты, овладевающее человеком
в период поздней осени, когда он созерцает увядающую природу.
Однако чувство грусти и изображение пейзажа здесь несколько условны. Они лишены указания на приметы эпохи, представлены вне связи с событиями в жизни поэта.
Слайд 60
Природа является душой в лермонтовской поэзии. Именно в
ней молодой поэт находит высшие ценности: совершенство и свободу.
Слайд 62
Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с
душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Природа М.
Лермонтова всегда созвучна человеческой душе.
Слайд 64
Лирический герой в стихотворении не явный, но его
взгляд ведёт нас по осенним картинам,
которые сменяются,
чередуются и
имеют чёткий
отпечаток личности автора.
Слайд 67
“Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие
осени лирическим
героем, который
видит в ней смерть и увядание.
Слайд 70
В стихотворении описаны картины, которые имеют место
в разное время суток, следовательно – это собирательный образ
осенней увядающей природы.
Об этом свидетельствуют
два последних стиха:
“Ночью месяц тускл,
и поле сквозь туман лишь серебрит”.
Слайд 73
1837 год, февраль . Нелегкое время для Михаила
Юрьевича. Накануне погиб Пушкин. Молодой поэт под впечатлением трагической
гибели таланта России и просто друга пишет стихотворение «Смерть поэта».
Слайд 75
За свое творение он арестован. В полном одиночестве
среди голых стен поэт мысленно вновь обращается к природе.
Он пишет о желтеющей ниве, живом ветерке, зелёном лесе, саде, сливах, холодном ключе …
Слайд 79
Все тихо — полная луна
Блестит меж ветел над
прудом,
И возле берега волна
С холодным резвится лучом.
Слайд 82
«Вечер после дождя»
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
Прощальный
луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит,
горит в обманутых очах;
И мрачных туч огнистые края
Рисуются на небе как змея,
И ветерок, по саду пробежав,
Волнует стебли омоченных трав…
Один меж них приметил я цветок,
Как будто перл, покинувший восток,
На нем вода блистаючи дрожит,
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит всё о красоте своей.
Слайд 85
Тема стихотворения «Вечер после дождя» – наступление
вечера, красота природы.
Автор показывает, что природа, как и
человек, имеет душу.
Чтобы увидеть красоту окружающего мира следует научиться замечать его настроение.
Слайд 87
Вечерний пейзаж, воспроизведенный в стихах, видим глазами
лирического героя, который уже вначале говорит: «гляжу в окно».
Герой замечает, что небо потихоньку гаснет, посылая на землю «прощальный луч». Он кажется очень ярким: «блестит, горит», отдавая свет мрачным тучам, которые огнистыми краями напоминают змею.
Слайд 90
Вдруг взор лирического героя спускается от неба к
саду. Первое, что он замечает – волнение омытых дождем
трав под дуновением ветерка. Внимание мужчины привлекает маленький цветок с росой на лепестках, который кажется ему восточным гостем. Цветок стоит, «главу свою склонивши», поэтому герой сравнивает его с девушкой.
Слайд 95
Поэт создает развернутое сравнение, углубляясь во внутренний мир
девушки, охваченной печалью. Михаил Юрьевич говорит, что душа девушки
убита, а над ней – радость. Можно предположить, что в этих строках юный автор намекает и на свое душевное состояние, ведь именно в этот период он переживал безответную любовь к Екатерине Сушковой.
Слайд 96
Произведение М.Ю. Лермонтова условно делится на три части:
описание вечернего неба, лаконичное описание сада, рассказ лирического героя
о цветке. Смысловую организацию можно назвать вертикальной: взгляд лирического героя постепенно спускается от неба к земле, останавливаясь то на одном, то на другом объекте природы. Первое предложение – оборванная синтаксическая конструкция, что делает переход от общей пейзажной зарисовки до описания цветка плавным.
Слайд 99
Природа оживает под его пером благодаря ярким метафорам:
«гаснет небосклон», «мрачных туч огнистые края рисуются на небе»,
«ветерок, по саду пробежав, волнует стебли».
Слайд 100
Эпитеты служат дополнительными штрихами на картине природы:
«прощальный луч», «мрачные тучи», «огнистые края», «омоченные травы», «печаль
роковая», «пламенные очи». Важную роль также играют сравнения: «огнистые края рисуются на небе, как змея», «цветок, как будто перл, покинувший восток». Именно сравнения являются основой для создания образа цветка.
Слайд 102
Вечерний пейзаж М.Ю. Лермонтов создает при помощи
художественных средств. Природа оживает под его пером благодаря ярким
метафорам: «гаснет небосклон», «мрачных туч огнистые края рисуются на небе», «ветерок, по саду пробежав, волнует стебли».
Слайд 107
Меланхолическое настроение стихов подчеркивается посредством аллитерации. Автор нанизывает
слова с шипящими и свистящими «с», «ж», «щ», «ш»:
«Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, прощальный луч на вышине колонн».
Слайд 108
Михаил Юрьевич умел оживлять, одухотворять природу. В его
поэзии человеческими страстями наделены дружные волны, тучи, утес, пальма,
дубовый листок, сосна.
Слайд 110
Пейзаж в лирике Лермонтова М.Ю. отражает поиски
покоя и гармонии, однако это всего лишь мгновения.
Слайд 113
«Выхожу один я на дорогу…»
1
Выхожу один я на
дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И
звезда с звездою говорит.
2
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
3
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
4
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
5
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
Слайд 117
История создания стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»
тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти
истинную свободу. Он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “холодным сном могилы” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.
Слайд 120
В первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества,
которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить
между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе.
Слайд 123
Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет
свободу и в то же время покой, а четвертая
и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.
Слайд 126
Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы
продолжать жить в покое и счастье – и в
некотором роде
так и произошло,
потому что душа
Лермонтова осталась
жить в его произведениях.
Слайд 129
В действительности поэт находится в тревоге и печали,
потому что его окружают пошлость и лживость, глупая суета
светского общества. Всё это приводит к тому, что он пишет громкое стихотворение, облитое горечью, болью и злобой, адресованное палачам свободы.
Слайд 132
В природе Лермонтов спасается от жестокости и
бесчувственности людского мира,
в ней он
находит
утешение,
потому что она
полна движения,
света и свободы.
Слайд 134
«Прекрасны вы, поля земли родной…»
Прекрасны вы, поля земли
родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою
зимой,
Как с первыми людьми ее народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…
Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег, летучий, серебристый
И для страны порочной – слишком чистый,
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда
И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.
Слайд 136
Стихотворение “Прекрасны вы, поля земли родной…” относится к
раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики
Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял с мыслями о печальном положении дел в России.
Слайд 138
В тексте видна глубочайшая любовь к родине. В
финале стихотворения Лермонтов упоминает сокрытую от очей могильную гряду
и “позабытый прах”.
Слайд 140
Скорей всего, речь здесь идет об отце поэта,
скончавшемся в 1831 году.
Слайд 142
По мнению российского литературоведа Зырянова, в стихотворении “Прекрасны
вы, поля земли родной…” имеются признаки сонетной формы. Текст,
состоящий из пятнадцати строк, включает в себя две части. Разделение ознаменовано употреблением союза “но”.
Слайд 144
Первое восьмистишие – размышления о земле родной с
ее свежей степью, раскинувшейся лиловой пеленой. Дорогие сердцу пейзажи
рождают у лирического героя мысли о свободе.
Слайд 146
Во второй части настроение меняется. Снег летучий,
серебристый оказывается слишком чистым для страны.
Слайд 148
Герой отрекается от любви к степи. Разрешение конфликта
происходит в пятнадцатой строке, так называемом сонетном замке. Со
своим краем лирический субъект соединяется через память об умершем отце.
Слайд 150
М. Лермонтов воспитывался бабушкой в имении Тарханы, расположенном
на территории нынешней Пензенской области. Именно там он научился
чувствовать и передавать красоту русской природы с ее бескрайними полями и степями, густыми лесами, полноводными реками. При этом довольно рано поэт понял, что “страна” – не равно “земля”.
Слайд 152
Есть еще один важный для стихотворения “Прекрасны вы,
поля земли родной…” биографический момент.
Он касается отношений поэта
с отцом.
Юрию Петровичу после
смерти супруги пришлось
отдать сына на воспитание
бабушке
Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Слайд 155
Когда Лермонтов был подростком, взрослые начали усиленно
бороться за него, из-за чего Михаил Юрьевич получил сильнейшую
психологическую травму. Кстати, отца поэт очень любил. Есть версия, что Юрий Петрович как никто другой понимал гениальность юного Лермонтова.
Слайд 156
Финал стихотворения “Прекрасны вы, поля земли родной…” –
это очередное проявление скорби по отцу, практически крик души
подростка, оставшегося на свете без близкого человека.
над шумящим Днепром…»
На темной скале над шумящим Днепром
Растет
деревцо молодое;
Деревцо мое ветер ни ночью, ни днем
Не может оставить в покое;
И, лист обрывая, ломает и гнет,
Но с берега в волны никак не сорвет.
Таков несчастливец, гонимый судьбой;
Хоть взяты желанья могилой,
Он должен влачить, одинок под луной,
Обломки сей жизни остылой;
Он должен надежды свои пережить
И с любовию в сердце бояться любить!
Слайд 162
В стихотворении М. Лермонтова «На темной скале
над шумящим Днепром… »(1830 или 1831) характерная параллель: дерево, которое ветер
«ломает и гнет», и лирический герой, испытывающий постоянные удары судьбы.
Слайд 164
Тарханы – это то место, где рос
поэт. Он называл свой край милым сердцу уголком, который
отражал образ деревенской и крестьянской России.
Слайд 165
Вот стихотворение
«Как часто, пестрою толпою окружен…».
Слайд 166
«Как часто, пестрою толпою окружен…».
И вижу я
себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И
сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Слайд 169
Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт
погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и
юности.
Здесь сатира уступает место элегии.
Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь.
Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом часто использовали поэты - романтики 20‑х годов XIX столетия.
Слайд 172
Во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания
о родных местах, о долгих прогулках на природе и
сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.
Слайд 174
Вторая часть стихотворения «погружает» автора в особую
атмосферу, когда то, что его окружает, оказывается призрачным, видимым
«как будто сквозь сон», не затрагивающим глубин его личности:
Наружно погружаясь в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
Слайд 176
А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной
реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:
Зеленой сетью
трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями…
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье.
Слайд 182
Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает
у автора чувство протеста, и он бросает вызов обществу:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Слайд 185
У М. Лермонтова особая природа, в ней все
подчинено законам, которые он наблюдает в жизни. Его поэзия
многозначна, и если автор пишет о природе, то это обязательно о людях. Ибо природа величественна и прекрасна, а человек никак не может обрести покой в божественно красивом крае — России.
Слайд 187
«Парус»
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Под ним струя
светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит
бури,
Как будто в бурях есть покой!
Слайд 189
Стихотворение «Парус» было написано юным семнадцатилетним поэтом в
1832 году.
В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть
Москву и прервать учебную деятельность в университете.
Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами.
Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение.
Слайд 192
Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий
по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через
все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Слайд 194
Видим и морской пейзаж, и белеющий
одинокий парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении
бушующее море, о котором
повествуется в начале
стихотворения,
сменяется переживаниями
самого Лермонтова,
покинувшего Москву
и отказавшегося от мечты стать филологом.
Слайд 196
Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не
случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам
одинок в бушующем мире людей.
Слайд 198
На фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко
проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося
найти свой берег.
Слайд 200
Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в
людской жизни. В этом постоянном течение жизни и находится
юный М. Лермонтов с его глубоким внутренним миром.
Слайд 202
«Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего
свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими
образами бушующего моря и паруса не его фоне.
Слайд 204
Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих
не только море и одинокий парус, но и внутренне
состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов.
Слайд 206
Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в
покое. В то же время, читая произведение, чувствуется удивительная
зрелость, присущая мыслям юного поэта.
Слайд 207
Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который
поднял волны и парус. Казалось бы, с попутным ветром
можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту.
Слайд 209
В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и
морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного
поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни.
Слайд 211
Усиливая художественную экспрессия, юный поэт прибегает к
применению повторов, анафору, инверсию и синтаксический параллелизм. Так, анафора
прослеживается: что ищет, что кинул.
Слайд 213
М. Лермонтов прибегает и к использованию олицетворения: играют
волны, ветер свищет.
Имеются в произведении эпитеты, такие, как:
луч солнца золотой, а также метафоры, в строках: струя светлей лазури.
Применяется антитеза в строчках: стране далекой – краю родном.
Слайд 216
Стихотворение достоверно отражает всю глубинку переживаний юного поэта,
тревожного жаждущего вечной бури.
Слайд 217
Пейзажная лирика Лермонтова нашла свое отражение и в
описании малой Родины, где
есть простор полей,
щемящая грусть
затерянных деревень.
Слайд 220
«Когда волнуется желтеющая нива»
Когда волнуется желтеющая нива,
И
свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду
малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Слайд 224
В 1837 году после написания стихотворения “Смерть поэта”,
посвящённого гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов был
заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива”.
Слайд 228
Поэт писал его угольками на бумаге, в которой
заворачивали пищу. Именно там, в заключении, он прочувствовал всю
прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным свободным миром природы.
Слайд 230
Объёмный образ пейзажей, относящихся к разным временам года,
подчёркивает то, что написанное было не результатом наблюдения за
подобной картиной, а замыслом, созревшим в воображении автора. В 1840 году “Когда волнуется желтеющая нива” было опубликовано в сборнике стихотворений М. Ю. Лермонтова.
Слайд 233
Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое
описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического
персонажа.
Слайд 235
Проблематика – без связи с природой, которая даёт
человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать.
Слайд 236
В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой
к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом.
Слайд 238
Идея – человек может пережить минуты счастья в
единстве с природой, она – проводник человека, его связь
с божественной силой.
Слайд 241
Михаил Лермонтов осознал эту истину, когда простое любование
родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного
детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора, передаёт лирический герой в стихотворении.
Слайд 244
Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в
последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья
в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.
Слайд 247
Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Порыв
ветра, лес, серебристый ландыш, желтеющая нива – все эти
явления вовсе не разрозненные, не изолированные. Они представляют собой части некоего цельного бытия.
Слайд 249
«Гроза шумит в морях
Гроза шумит в морях
с конца в конец.
Корабль летит по воле бурных вод,
Один
на нем спокоен лишь пловец,
Чело печать глубоких дум несет,
Угасший взор на тучи устремлен –
Не ведают, ни кто, ни что здесь он!..
Конечно, он живал между людей
И знает жизнь от сердца своего;
Крик ужаса, моленья, скрып снастей
Не трогают молчания его.
с конца в конец…»
Слайд 250
«Гроза шумит в морях
с конца в конец…»
Гроза шумит в морях с конца в конец.
Корабль летит по воле бурных вод,
Один на нем спокоен лишь пловец,
Чело печать глубоких дум несет,
Угасший взор на тучи устремлен –
Не ведают, ни кто, ни что здесь он!..
Конечно, он живал между людей
И знает жизнь от сердца своего;
Крик ужаса, моленья, скрып снастей
Не трогают молчания его.
Слайд 253
На смену погружённому в себя лирическому герою
приходит повествователь , фиксирующий мир как бы со стороны.
Слайд 254
Шторм застигает лирического героя на корабле. Здесь мрачное
спокойствие романтика не нарушают «бурные воды» моря, крики «ужаса»
и «моленья» моряков.
Слайд 256
И человек, и природа в лирике Лермонтова характеризуются
тем, что им ведомы и неутолимая грусть, и горечь
разлук, и радость встреч.
Слайд 258
«Небо и звезды»
Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны,
как счастье ребенка;
О! Для чего мне нельзя и подумать:
Звезды,
вы ясны, как счастье мое!
Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо –
Звезды и небо! – а я человек!..
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы хотел.
Слайд 260
Стихотворения - рассуждения характерны для раннего периода творчества
поэта. К ним относится и произведение под названием “Небо
и звезды”, написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу.
Слайд 262
Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом,
автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову
о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: “О! для чего мне нельзя и подумать: звезды, вы ясны, как счастье мое!”.
Слайд 264
М. Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует
себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо
признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из - за того, что он – человек.
Слайд 266
Безмолвные и холодные звезды на черном небе не
могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций.
Слайд 268
Поэт не любил официального и парадного Петербурга. Николаевская
Россия и голубые мундиры всё время его преследовали. В
мае 1840 года Лермонтов вновь отбывает в ссылку.
Слайд 270
Проводы состоялись в доме Карамзиных, а на улице
уже ждал экипаж. Участник тех событий в своих мемуарах
писал, что Лермонтов стоял у окна и с грустью смотрел в небо, по которому проплывали облака.
Слайд 272
Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Тучи».
Слайд 275
«Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы,
будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону
южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Слайд 280
Только природа может помочь поэту примириться с жизнью.
Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими
свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе. Почему же нет ее в человеческих отношениях? Людям свойственно все усложнять, не идти навстречу друг другу.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Слайд 283
В этом произведении автор сначала свою личность
сравнивает с небесными тучками. Себя и их он называет
изгнанниками с милого севера.
Затем он спрашивает,
кто же их гонит?
Может, судьба, злоба
или зависть врагов?
Какое они совершили
преступление?
Или это предательство друзей?
Слайд 286
Но позже он приходит к выводу, что им
надоели бесплодные поля, страсти и страдания. Они свободны. Ведь
у них нет родины, а значит, им нет изгнания.
Слайд 290
«Метель шумит и снег валит…»
Метель шумит и снег
валит,
Но сквозь шум ветра дальний звон
Порой прорвавшися гудит;
То отголосок
похорон.
То звук могилы над землей,
Умершим весть, живым укор,
Цветок поблекший гробовой,
Который не пленяет взор.
Пугает сердце этот звук
И возвещает он для нас
Конец земных недолгих мук,
Но чаще новых первый час…
Слайд 293
Природа – не идеал, а человек, измученный страстями,
выше нее. Удивительна пейзажная лирика. Лермонтов М. Ю. никогда
не променял бы свои страдания и любовь на свободу холодных туч.
Слайд 295
«Блистая пробегают облака…»
Блистая пробегают облака
По голубому небу. Холм
крутой
Осенним солнцем озарен. Река
Бежит внизу по камням с быстротой.
И
на холме пришелец молодой,
Завернут в плащ, недвижимо сидит
Под старою березой. Он молчит,
Но грудь его подъемлется порой;
Но бледный лик меняет часто цвет;
Чего он ищет здесь? – спокойствия? – о нет!
Он смотрит вдаль: тут лес пестреет, там
Поля и степи, там встречает взгляд
Опять дубраву или по кустам
Рассеянные сосны. Мир, как сад,
Цветет, надев могильный свой наряд:
Поблекнувшие листья; жалок мир!
Слайд 296
«Блистая пробегают облака…» (2ч)
В нем каждый средь толпы
забыт и сир;
И люди все к ничтожеству спешат, –
Но,
хоть природа презирает их,
Любимцы есть у ней, как у царей других.
И тот, на ком лежит ее печать,
Пускай не ропщет на судьбу свою,
Чтобы никто, никто не смел сказать,
Что у груди своей она змею
Согрела. – «О! Когда б одно люблю
Из уст прекрасной мог подслушать я,
Тогда бы люди, даже жизнь моя
В однообразном северном краю,
Всё б в новый блеск оделось!» – так мечтал
Беспечный… Но просить он неба не желал!
Слайд 301
Близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот
вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не
знающий сна и покоя. Как характерно то, что “до срока созрел он”.
Слайд 302
«Листок»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь
укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода,
зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Слайд 303
«Листок» (2ч)
Один и без цели по свету
ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без
сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".
"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море".
Слайд 308
«Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил
Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот
период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.
Слайд 311
Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так
и в переносном смысле.
Таким образом, в нем можно
определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.
В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все.
Слайд 313
В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как
дубовый листок оказался на берегу моря.
Он оторвался «от ветки
родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль.
На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях.
Дерево поразило листок своей красотой.
Он начал умолять чинару принять его.
Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.
Слайд 316
Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она
признает, что пришелец видел много, но все это не
имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам».
Слайд 318
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это
основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством
образов природы.
Слайд 320
Ключевую роль играет метафора: «с ней шепчется ветер, зеленые
ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты
пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».
Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».
Сравнений в тексте нет.
Слайд 324
Лермонтова называют певцом Кавказа. Романтических героев поэта привлекают
жажда бури, темные скалы и величественные горы.
Всё это
родственно
их мятежной душе.
А это значит, что
именно в таком мире
могут жить свободные люди.
Слайд 327
Монастырский послушник Мцыри стремится прочь из душных
и тесных келий в чудный мир тревог, сражений и
переживаний. В тот мир, где скалы прячутся в тучах, где человек свободен подобно орлу.
Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Слайд 331
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час
утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко
за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Слайд 335
Мцыри замечает вокруг пышные зеленые поля, туман
и снега, в которых, как алмаз, сияет седовласый Кавказ.
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ…
Слайд 338
В этих местах лирический герой чувствует, что
его сердцу легко.
В ущелье там бежал поток.
Он шумен
был, но неглубок;
К нему, на золотой песок,
Играть я в полдень уходил
И взором ласточек следил,
Когда они перед дождем
Волны касалися крылом.
Слайд 341
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы
небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью
листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
Слайд 344
В то утро был небесный свод
Так чист, что
ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был
глубок,
Так полон ровной синевой!
Слайд 345
Гордый дух Мцыри – истина романтического героя, он
созвучен природе. Это прослеживается в строках, где Мцыри говорит
о том, что он, как брат стихии, готов обняться с бурей.
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Слайд 347
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум
его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился.
Слайд 349
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился;
ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы…
Слайд 351
Мцыри следит за происходящим глазами тучи, а
своими руками он может ловить молнии. Когда Мцыри побежден,
у него нет возможности вернуться на Родину. В это время природа ему становится чужой и враждебной.
Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя,
И, гладкой чешуей блестя,
Змея скользила меж камней…
Слайд 353
В поздней лирике природа часто становится умиротворяющей.
Покой и безмятежность природы воспринимаются поэтом как благо. Он
устал от житейских бурь, но чаще отвергает тишину — предвестницу могилы.
Слайд 355
Вообще темы природы и смерти в лирике
Лермонтова тесно связаны, меняется лишь само отношение автора к
своему возможному уходу. Порой он ждет его как избавления от земных мук, от горьких страданий.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
Слайд 358
Природа воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти
чувства вызывают небо и звезды.
Слайд 360
Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека.
В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье
голубом,
что же мне так больно и так трудно?
Слайд 362
Природа для поэта – это великолепный божий
сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время,
в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел”над его изголовьем.
Слайд 364
И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью:
Ты
перенесть меня вели в наш сад0,
в то место,
где цвели акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа.
Только это поможет ему умереть, примириться с судьбой, думая о любви.
Слайд 366
Мы видим, что природа для поэта –
это великолепный божий сад.
Лишь она может убаюкать душу,
хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью.
Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел”
Слайд 368
Поэту - романтику ближе всего вершины величественных гор,
высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури.
«Солнце»
Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!..
Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит;
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?
Слайд 370
Стихотворение «Солнце»
датировано 1832 годом.
Слайд 371
Произведение можно разделить на две части. В первом
четверостишии поэт изображает зимний утренний пейзаж. Лучи светила пока
слабы, они не в силах растопить снег. К тому же, небо затянуто тучами, свету трудно пробиться сквозь них.
Слайд 372
Во второй части стихотворения солнце сопоставляется с образом
молодой девушки.
Лирический герой в надежде ловит ее взгляд,
обещающий счастье. Завершается произведение вопросительным предложением. Лирическому герою не верится, что взор возлюбленной оживит именно его душу.
Слайд 374
Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего
мира, любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую
сливу под сенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге.
Слайд 377
Природа в стихах М. Лермонтова часто похожа на
прекрасный "божий сад". Для поэта тема природы и тема
России неразрывно связаны. Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь "странной", она не бездумна.
Слайд 379
М. Лермонтов видит красоту России. Ничего изменить в
окружающем он не в силах, но вот любить свой
край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас.
Люблю отчизну я, но странною любовью!..
Но я люблю — за что, не знаю сам
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
Слайд 383
Принимая сердцем боль и радость отчизны, всматриваясь
в мельчайшие явления окружающего мира, М. Лермонтов создает свой
мир, гармоничный и справедливый.
Слайд 385
«Посреди небесных тел…»
Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он
кругл и как он бел!
Точно блин с сметаной…
Кажду ночь
она в лучах
Путь проходит млечный…
Видно, там на небесах
Масленица вечно!
Слайд 387
Стихотворение глубокое и емкое по содержанию.
Слайд 389
Стихотворение не однопланово. Оно имеет свой внешний и
внутренний план, как и другие пейзажные зарисовки поэта («Утес»,
«Парус» и ...).
Слайд 390
В стихотворении дана зарисовка «лика луны». Но это
не объективное, спокойное изображение реальности. Это и не пушкинская
дружелюбная ирония в адрес «глупой луны на... глупом небосклоне».
Слайд 391
В лермонтовском стихотворении ощутимо душевное смятение поэта,
составляющее
наполнение
внутреннего
плана стихотворения.
Слайд 392
Внутренний план скрывает в себе тот источник,
откуда исходит свет, искажающий краски, деформирующий пропорции реальной картины.
Если обратиться к автографу поэта, то мы убедимся, что стихотворение «Посреди небесных тел» написано на оборотной стороне того же самого листа, на другой стороне которого мы находим «И скучно и грустно».
Слайд 394
Отсвет какой – то безнадежности слышится в концовке
стихотворения «Посреди небесных тел».
«Видно, там, на небесах Масленица
вечно» для луны, в отличие от земли, где для человека жизнь — «пустая и глупая шутка».
Слайд 396
Пейзажная лирика Лермонтова разнообразна.
Описание природы в его
произведениях выполняет разные функции, создает романтические или реалистические картины,
а также раскрывает пребывание героя между явью и сном.
Слайд 398
Через пейзаж поэт обращается к родине, к
различным философским проблематикам, а также создает образ России, который
является очень значимым для поэта.