Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Сюжет и композиция поэмы Н.В. Гоголя Мёртвые души.

Содержание

А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».
История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Жанр, сюжет, композиция. Образы помещиков.Г.О. Подольск2018 г. А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года: в письме Пушкину, История создания поэмы Н.В. Гоголя Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. 	Осенью 1835 Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее Обратимся к истории	Еще при Петре I была введена «подушная» подать, т.е. дворяне Как вы думаете, возможны ли были в жизни мошеннические проделки с ревизскими «Мертвые души» - это особый художественный прием, отражающий противоречивую картину русской Н. В. Гоголь ориентировал своё произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» В «Мертвых душах» переплетаются между собой три сюжетные линии: приключения Чичикова, жизнеописания Композиция поэмы«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Композиция поэмыГлавы 2 - 6 изображение жизни российских помещиков Изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но ГАЛЕРЕЯ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»Н. В. Гоголь МАНИЛОВБесплодный мечтатель и фантазёр —приглашает вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединённого Черты характераПрожектерство (увлечение несбыточными проектами), мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность, бесхозяйственность. КОРОБОЧКАПомещица   Коробочка Настасья Петровна.Коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – Черты характера помещицы   Коробочки Настасьи ПетровныДубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность, скопидомство (бережливость до скупости). НОЗДРЕВЧерты характера:Хвастовство, безалаберность, наглость, ярмарочный героизм. СОБАКЕВИЧЧерты характера:Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки), грубость, прижимистость. ПЛЮШКИНЧерты характера:Ненасытная жадность, скупость, крохоборство (мелочная скупость). Идейно-композиционная роль ЧичиковаГоголь: «Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, Чем опасен каждый из персонажей Гоголя, не уходя от оксюморона, заключенного в Особенности сюжета и композицииПоэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни России Жанр «Мёртвых душ» Гоголя	Сам Гоголь определял жанр произведения Мертвые души (1842 год) О жанре гоголевского произведения спорят многие литературоведы: Роман – Храпченко, Ермилов Поэма Однако не всё ещё мертво в этом царстве. Жив народ. Сюжет строится Тройка, несущая Чичикова от помещика к помещику, в финале поэмы постепенно приобретала «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна». Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. Крепостное право тормозило развитие России.Автор в
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 3 А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет,

А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он

из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и

которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».

Слайд 4 Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835

Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года: в письме

года: в письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые

упоминает «Мёртвые души».

Слайд 5 История создания поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"  
1835 год,

История создания поэмы Н.В. Гоголя

октябрь — «Начал писать „Мертвые души“… Мне хочется в этом романе

показать хотя с одного боку всю Русь».
1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»
1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».
1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».
1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

Слайд 6 Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом

Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. 	Осенью

за границу.
Осенью 1835 года сообщает А.С.Пушкину в письме:

«Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется будет смешон…Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Он прочел первые главы Пушкину, и после окончания услышал такую фразу «Боже, как грустна наша Россия!»
Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав.

Слайд 7 Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем

Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и

в Париже и позднее в Италии. К этому времени

у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и к литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира.

Слайд 8 Обратимся к истории
Еще при Петре I была введена

Обратимся к истории	Еще при Петре I была введена «подушная» подать, т.е.

«подушная» подать, т.е. дворяне должны были платить налог не

с каждого крестьянского двора, а с каждой крепостной души (человека мужского пола). При переписи (ревизии) крестьян составлялся список крепостных (ревизская сказка), согласно которому помещик должен был уплачивать государству за крепостных подушную подать. Крестьяне, занесенные в списки, назывались «ревизскими душами». Помещик мог продать своих крестьян или заложить.

Слайд 9 Как вы думаете, возможны ли были в жизни

Как вы думаете, возможны ли были в жизни мошеннические проделки с

мошеннические проделки с ревизскими душами?
Переписи проходили через несколько лет,

и за умерших крестьян помещик все равно должен был платить, как за живых, поэтому ему выгодно было продать умерших или беглых крестьян.

Что же значит «мертвые души»?


Слайд 10 «Мертвые души» - это особый художественный прием,

«Мертвые души» - это особый художественный прием, отражающий противоречивую картину

отражающий противоречивую картину русской жизни.
Можем ли мы применить

это высказывание к современной действительности?
«Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в своем развитии, кто духовно
обнищал и омертвел.

Слайд 13 Н. В. Гоголь ориентировал своё произведение на эпос

Н. В. Гоголь ориентировал своё произведение на эпос Гомера и «Божественную

Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трёхчастную структуру

поэмы. Первая часть (1 том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2 том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (3 том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1 том.

Слайд 15 В «Мертвых душах» переплетаются между собой три сюжетные

В «Мертвых душах» переплетаются между собой три сюжетные линии: приключения Чичикова,

линии: приключения Чичикова, жизнеописания помещиков и деятельность городских чиновников.

Все они связаны воедино символическим образом дороги, движения, пути.

Слайд 16 Композиция поэмы
«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии

Композиция поэмы«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором

будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N,

встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

Композиционные звенья поэмы
Первое Второе Третье
Гл. 2-6. Гл. 7-10. Гл. 11..

Гл. 1.


Слайд 17 Композиция поэмы
Главы 2 - 6
изображение жизни российских

Композиция поэмыГлавы 2 - 6 изображение жизни российских помещиков

помещиков


Слайд 18 Изображение губернского города, в его же пределах завершается

Изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб,

характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира

чиновников.

Гл. 7-10

Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.

Гл. 11.


Слайд 20 ГАЛЕРЕЯ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ

«Один за другим следуют у

ГАЛЕРЕЯ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»Н. В. Гоголь

меня герои, один пошлее другого»
Н. В. Гоголь


Слайд 21 МАНИЛОВ
Бесплодный мечтатель и фантазёр —приглашает вас на «сладенькую

МАНИЛОВБесплодный мечтатель и фантазёр —приглашает вас на «сладенькую болтовню» в «Храм

болтовню»
в «Храм уединённого размышления» на

берегу озера в поместье Маниловка

Слайд 22 Черты характера
Прожектерство (увлечение несбыточными проектами), мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность,

Черты характераПрожектерство (увлечение несбыточными проектами), мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность, бесхозяйственность.

бесхозяйственность.


Слайд 23 КОРОБОЧКА
Помещица Коробочка Настасья Петровна.
Коллежская секретарша, «дубиноголовая»,

КОРОБОЧКАПомещица  Коробочка Настасья Петровна.Коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная –

суеверная и ограниченная – ждёт вас в своей деревеньке

и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

Слайд 24 Черты характера помещицы Коробочки Настасьи Петровны

Дубиноголовость,

Черты характера помещицы  Коробочки Настасьи ПетровныДубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность, скопидомство (бережливость до скупости).

мелочная хлопотливость, невежественность, скопидомство (бережливость до скупости).


Слайд 25 НОЗДРЕВ
Черты характера:
Хвастовство, безалаберность, наглость, ярмарочный героизм.

НОЗДРЕВЧерты характера:Хвастовство, безалаберность, наглость, ярмарочный героизм.

Слайд 26 СОБАКЕВИЧ
Черты характера:
Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры,

СОБАКЕВИЧЧерты характера:Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки), грубость, прижимистость.

науки), грубость, прижимистость.


Слайд 27 ПЛЮШКИН
Черты характера:
Ненасытная жадность, скупость, крохоборство (мелочная скупость).

ПЛЮШКИНЧерты характера:Ненасытная жадность, скупость, крохоборство (мелочная скупость).

Слайд 28 Идейно-композиционная роль Чичикова
Гоголь: «Автор ведет его жизнь сквозь

Идейно-композиционная роль ЧичиковаГоголь: «Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и

цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе

вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени... картину недостатков, злоупотреблений, пороков».
Роль Чичикова можно сравнить с ролью Вергилия из «Божественной комедии» Данте. Читатель следует за Чичиковым, он для читателя как бы проводник в этом царстве «мертвых душ», своеобразном гоголевском «аду» : городе NN и его окрестностях.

Слайд 29 Чем опасен каждый из персонажей Гоголя, не уходя

Чем опасен каждый из персонажей Гоголя, не уходя от оксюморона, заключенного

от оксюморона, заключенного в названии – “Мертвые души”, –

скажите, кто же УМЕР в каждом из них?
Манилов – миротворец, дипломат;
Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло;
Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества;
Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина;
Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи

Слайд 30 Особенности сюжета и композиции
Поэма написана в форме путешествия,

Особенности сюжета и композицииПоэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни

разрозненные фрагменты жизни России объединены в единое целое.
Композиция построена

по принципу «концентрических кругов» или «замкнутых пространств» : город, усадьбы помещиков, вся Россия.
Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, образ Чичикова играет связующую роль.


Слайд 31 Жанр «Мёртвых душ» Гоголя
Сам Гоголь определял жанр произведения

Жанр «Мёртвых душ» Гоголя	Сам Гоголь определял жанр произведения Мертвые души (1842

Мертвые души (1842 год) как поэму. Здесь есть прямая отсылка

к пушкинской традиции, т.к. и сам сюжет был подсказан Пушкиным незадолго до его смерти.
Поэтому и возникает противопоставление: если «Евгений Онегин» - это роман в стихах, то «Мёртвые души» - соответственно, поэма в прозе. Мертвые души и построены по похожей схеме, в тексте содержатся лирические отступления, хотя само по себе произведение эпическое.


Слайд 32 О жанре гоголевского произведения спорят многие литературоведы: Роман

О жанре гоголевского произведения спорят многие литературоведы: Роман – Храпченко, Ермилов

– Храпченко, Ермилов
Поэма  - Чуковский К.И.
Роман –

утопия – Елистратова Н.
Среди завитков узора мы видим черепа и лица живых людей, выделено «Мертвыя души», а мелким шрифтом «Похождения Чичикова» (известно, что под влиянием цензуры писатель изменил название произведения на «Похождения Чичикова, или Мертвые души»). Над всем этим рисунком несется бойкая тройка. Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть, что перед нами путешествие души (только какой?), позади мертвых душ души живые. Таким образом, автор использует художественное средство в названии поэмы, а именно
оксюморон - сочетание несочетаемого/Действительно, название «Мертвые души» в то время было необычным, казалось странным, потому что душа человека считалась бессмертной. Каков смысл названия?

Слайд 33 Однако не всё ещё мертво в этом царстве.

Однако не всё ещё мертво в этом царстве. Жив народ. Сюжет

Жив народ. Сюжет строится как покупка у живых помещиков

«мёртвых душ», мёртвых крестьян. Сами
помещики – мёртвые владельцы живых душ.
Даже умершие крестьяне, список которых
Чичиков держит в руках, воспринимаются
как яркие, полные жизни люди: «Когда
взглянул он потом на листики, на мужиков,
которые точно были когда-то мужиками.
Работали, пахали, пьянствовали, извозничали, какое-то странное чувство овладело им».

Слайд 34 Тройка, несущая Чичикова от помещика к помещику, в

Тройка, несущая Чичикова от помещика к помещику, в финале поэмы постепенно

финале поэмы постепенно приобретала
характер символа
движущейся
жизни,
непредсказуемого


пути России.

Слайд 35 «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что

«Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть

она может быть полезна».
Н. В. Гоголь
В поэме "Мёртвые

души" автор выступает как патриот, в котором вера в будущее, где не будет никаких Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду в том, что Россия поднимется к величине и славе.      За странным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъёмом и восхищением говорится о его смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокий смысл имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах.

Слайд 36 Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. Крепостное право

Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. Крепостное право тормозило развитие России.Автор

тормозило развитие России.
Автор в мечтах видел Россию другой. Образ

птицы-тройки- это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии. «Мёртвые души» - это энциклопедия жизни крепостной Руси.

  • Имя файла: syuzhet-i-kompozitsiya-poemy-nv-gogolya-myortvye-dushi.pptx
  • Количество просмотров: 221
  • Количество скачиваний: 9