Слайд 2
Содержание
1.Вступление
2. «Несу родину в душе…».Отражение темы Родины
в творчестве В.Шукшина.
3.Повести-сказки В.М.Шукшина
4.Своеобразие повестей-сказок Шукшина
5.Шукшин в
памяти народной
6.Заключение
7.Литература
Слайд 3
Цель работы: показать близость сказок-повестей Василия
Макаровича Шукшина и русских народных
сказок.
Задачи: -сопоставить русские народные сказки и сказки-
повести Шукшина;
-кратко проанализировать произведения Шукшина
с точки зрения их структуры, особенности
сюжета, выразительных средств;
-рассмотреть биографический материал о
Шукшине;
-создать наглядную электронную версию, которую
можно будет
использовать для работы на уроках литературы;
Гипотеза: Мир, который Василий Шукшин создал в своих
сказках-повестях, совмещает в себе два мира: мир
реальности, и мир сказки, именно они и являются
основой его творчества.
Слайд 4
Вступление
Творчество каждого из писателей, будучи связанным прежде всего
со своей эпохой, вырастая из условий ее духовной жизни,
заключает в себе и с течением времени все более проявляет способность быть фактом духовной жизни новых эпох, новых поколений, способность ответить на вопросы, которые волнуют и будут волновать многие и многие поколения. У каждой новой эпохи свой духовный опыт, свой кругозор, наконец, своя система оценок, и порой бывает не так-то просто отвлечься от них и посмотреть на писателя глазами его времени, осмыслить его произведения в их конкретных связях с современной ему действительностью. Время, на которое приходится расцвет его творчества, отошло от нас еще не слишком далеко, и мы с полным правом можем считать себя современниками автора «Калины красной» и «Сельских жителей». Нас волнуют те же проблемы, что волновали и его. И сам он для нас был одним из тех высоких авторитетов, от которых люди ждут ответа на свои насущнейшие жизненные вопросы.
Слайд 5
«Несу родину в душе…». Отражение темы Родины в
творчестве В.Шукшина
Как простой русский человек В.М.Шукшин искренне любил
свою Родину, свое Отечество, свой народ. "Несу родину в душе", – писал Василий Шукшин. Ему не нужно было говорить какие-то громкие слова о любви к местам, откуда пришел. Ею дышат его фильмы и проза. Принято считать, что великих людей на родине любят и почитают. Шукшин не был из тех знаменитых, которые от села отрываются сразу и безвозвратно, на родину приезжают только через много лет. Он бывал в родных Сростках очень часто. Переживал, когда долго не мог вырваться из-за съемок.
Нужны ему были земляки, потому что они подпитывали его творчество рассказами, разговорами, острыми словечками, житейскими ситуациями. Где еще ему было брать сюжеты для своих фильмов и рассказов? Конечно, на родине, в Сростках, потому что ничего роднее у него не было. Шукшина неизменны черты народной нравственности - это совестливость и прямодушие, честность и доброта, жалость ко всему живому, уважение к старшим, ответственность за младших, за слабых, за всех, нуждающихся в помощи. «Но там знали все, чем жив и крепок человек и чем он - нищий: ложь есть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие. Зазнайство, хвастливость, завистливость - все было на виду в людях, никак нельзя было спрятаться ни за слова, ни за фокусы», - писал Шукшин в очерке «Слово о малой родине»
Слайд 6
Повести-сказки В.М.Шукшина
Услышанные от матери в детстве сказки, русские
народные песни, пословицы, былины, знакомство с героико–патриотическими песнями, сказаниями
о богатырях и исторических событиях Древней Руси явились фундаментом для создания совершенно нового жанра в творчестве Шукшина – сказок – повестей. Они затрагивают вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и отражают реалии жизни 60-70-х годов ХХ века. Однако, поднимаемые проблемы в русских народных сказках и нашедшие свое продолжение в повестях-сказках Шукшина актуальны и в наше время- XXI веке. Ведь вопросы нравственности, справедливости, человечности особенно остро встают перед моими сверстниками. И ценность сказок-повестей Шукшина состоит именно в трансляции жизненного, нравственного опыта, столь необходимого современному молодому поколению. Обострение чувств совести, доброго и прекрасного в человеке у Шукшина нерасторжимо связано с активным отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия, паразитизма, в чём и заключается актуальность произведений писателя.
Своеобразие повестей-
сказок Шукшина
Структура повестей-сказок Шукшина очень схожа с русскими народными сказками.
У Шукшина, как и в народных сказках, так же есть зачин: Благодаря ему достигается: во-первых, условность происходящих действий, во-вторых, он позволяет нам познакомиться с действующими персонажами сказки.
Используется усложнение сюжета. Благодаря такому приему читатель узнает цель действий главного героя.
Многособытийность позволяет нам увидеть основную сюжетную линию, которую проходит главный герой произведения.
Использование контраста - введение героев – антиподов.
Использование разговорной речи, просторечий, диалектных слов.
Введение в произведения пословиц и поговорок.
Присутствие схожих волшебных героев.
Наличие повторяющихся определений, усеченных форм прилагательных.
Троекратность, использование устойчивых эпитетов, характерная концовка.
Но в каждую из этих позиций Шукшин включает «свое слово», не схожее ни с чем, отличающее сущность его произведений.
Слайд 8
Сказка «До третьих петухов»
Своего рода синтез размышлений
Шукшина о нравственно-социальных традициях русского крестьянства, о том, кто
же он все-таки такой, этот «загадочный» русский «деревенский человек», неизменно порождавший вокруг себя столько самых серьезных и самых разнообразных споров, откуда он пришел и куда идет? Но дело, все же, не в этом, а в том, прежде всего, что и сам Иван испытывает от своих побед не столько радость, сколько глубокое чувство вины. Потому что по крайней мере в половине тех бед, что выпадают на долю Ивана, виноват он сам, его нравственная беспечность, граничащая подчас с безответственностью.
Слайд 9
Сказка «Точка зрения»
Показывает столкновение двух противоположностей: Пессимиста и Оптимиста. Это
два совершенно разных героя, два абсолютно разных мира. В повести-сказке они вступают в состязание, которое должно показать чья точка зрения правдива, имеет право на существование. Однако столкновение противоположных взглядов показывает, что жизнь намного сложнее и противоречивее, нежели той, которая представляется главными героями произведения. Автор приходит к выводу, что человеческая душа - это многогранный сосуд, в котором аккумулируются и оптимизм, и пессимизм. Главное - не доходить в жизни до крайностей, а уметь варьировать жизненными ситуациями.
Слайд 10
Шукшин в памяти народной
Целью
моего исследования было показать, в чём основные сходства и
различия повестей-сказок Шукшина и русских народных сказок, какие проблемы поднимаются в произведениях Василия Шукшина и в чём нравственный потенциал его творчества.
Повести-сказки В. М. Шукшина начинаются, прежде всего, с его малой родины – деревни. Колорит, самобытность деревенской жизни и в первую очередь сам народ оставили неизгладимый след в душе писателя, привили любовь к устному народному творчеству, что и определило самобытность его таланта. Проведённый анализ русских народных сказок и сказок-повестей Шукшина показал, что характеристика их основных элементов полностью совпадает (на примере повести-сказки: «До третьих петухов»), но имеются и определенные особенности, в которых выражается авторская позиция.
Произведения Шукшина современны. Василий Макарович в своих сказках передает жизнь человека уже в современном мире. Его герои, это люди, которые рассуждают, живут, говорят по нормам общества 60-х, 70-х годов. Им бы «шифером дом покрыть», а не за Царевну выйти.
Слайд 11
Заключение
Говорить в наше время о Шукшине -
это говорить о русском человеке с его больной совестью
и великой душой. Трудно говорить о Шукшине, потому что уже многое сказано. Но если не будем говорить, станем Иванами, не помнящими родства, которые отдали, по выражению Шукшина, «за понюх табаку» всю нашу русскую культуру. Людям моего поколения этого «наши деды, наши дети, наши внуки не велят»...
Каждый год в Сростках, на горе - Пикет, собираются тысячи людей из разных уголков Росси и не только России, чтобы поклониться той земле, где родился и вырос человек, который всю жизнь искал правду, который не мог мириться с равнодушием, черствостью, ложью, который с обостренным чувством справедливости просил людей чуточку быть добрее.
И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».
Слайд 12
Список литературы
1. Горн В.Ф. Василий
Шукшин. Штрихи к портрету.- М.: Просвещение, 1993.- 128 с.
2. Гришаев В. Глазами друга // Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации. - Барнаул, 1989. - Вып. 2. - С. 118.
3. Душа его - Сростки //Природа Кулунды.- 2002.- № 6.-С.19
4. Ермолаева Н.О творчестве Василия Макаровича Шукшина //Литература в школе.-2006.- № 3.-С.2-7
5. Рассказы русских писателей XX века. Кн. 2 вступ. ст. И. И. Стрелковой.- М.: Дет. лит.,2007.- 796 с.
6. Стрелкова И. Истина, правда, справедливость //Литература в школе.- 2003.- № 6.-С.20-23
7. Чернова Л.Н. «Несу родину в душе...» //Литература в школе.- 2008.- № 10.-С.45-48
8. Черняк М. А. Современная русская литература учеб. пособие для пед. вузов.- М.: Форум: САГА, 2008.- 351с
9. Сборник А.Н.Афанасьева Народные русские сказки.
10.Г.П. Веселов Народные сказки.
11.Русские чудесные сказки. -Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2004. -272с.
12.Сказка «До третьих петухов» В.М.Шукшин.
13.Сказка «Точка зрения» В.М.Шукшин.