FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Первые сборники М.Цветаевой: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг»
Уже в первых ее стихах была неизвестная прежде в русской поэзии жесткость, резкость, редкая даже среди поэтов-мужчин. В поэзии Цветаевой нет покоя, умиротворенности, созерцательности. Она вся в буре, в действии и поступке.
Нате! Рвите! Глядите! Течет, не там же?
Заготавливайте чан!
Я державную рану отдам до капли!
Зритель — бел, занавес — рдян.
Пушкиным - не бейте!
Ибо бью вас - им!
Марина Цветаева
Пушкин Цветаевой - не просто одинокая,
но тайная страсть: ее требуется скрывать,
как влюбленность, не предполагающую
дружеского обсуждения.
Постоянный символический цвет Пушкина Цветаевой - черный ("черная дума, черная доля, черная жизнь... моя родная тьма")
Любовь в творчестве Цветаевой многолика. Дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня, забвение – все ее лики. Лики разные, но исход один: разлука. Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. Радость обречена на боль, счастье – на страдание.
Горечь, горечь, вечный привкус
На губах твоих, о страсть.
Горечь, горечь, вечный искус
Окончательнее пасть.
Романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…»
Сын и два мужа А.А.Ахматовой были репрессированы. Личная трагедия Ахматовой-матери и Ахматовой-жены отразилась в поэме «Реквием». Вместо предисловия к поэме Ахматова запишет свое воспоминание:
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
Сергей Эфрон (муж М.Цветаевой) встал на сторону Временного правительства, сражался в рядах Белой армии. Оставшаяся в Москве Цветаева и дети голодали. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она забрала домой старшую, Алю, в начале февраля 1920 младшая Ирина умерла. В 1922г. Марина Цветаева получила разрешение на выезд и покинула Россию. Живет с семьей в Чехии, где рождается долгожданный сын.
На кортике своем: Марина –
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, — писала М.Цветаева. — Не быть в России, забыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».
Ты! Сей руки своей лишусь,-
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля-
Гордыня, родина моя!
«Родина», 1932
Романс на стихи А.Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня»
Горько переживала М.Цветаева судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли её сердце, внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция.
Два на миру у меня врага,
Два близнеца - неразрывно - слитых:
Голод - голодных – и сытость сытых!
Марина Ивановна Цветаева, уехав в середине двадцатых годов вслед за мужем в эмиграцию, пишет:
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове:
И в сердце плачет стих Ростана,
Как там, в покинутой Москве.
Поэтов путь: жжя, а не согревая,
Рвя, а не взращивая — врыв и взлом —
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарем!
М.Цветаева
От странной лирики, где каждый шаг — секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
А. Ахматова
М.Цветаева ушла из жизни в 1941 году, когда в ней погасли остатки последней энергии. Жизнь задувала этот огонь со всех сторон...
Быть нежной, былинкой и шумной,
Так жаждать жить! —
Очаровательной и умной, —
Прелестной быть!
Знаю, умру на заре!
На которой из двух, вместе с которой из двух
Не решить по закату.
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух,
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу.
Какая жажда жизни — даже в преддверии гибели! Какое странное, непомерное, неистовое желание умереть, схватившись руками сразу за обе зари — и утреннюю и вечернюю!